Преподавание литературы Педагогическая мастерская. Урок "Метафора как средство выразительности речи" (мастерская письменного творчества)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2014.07.28 Просмотров: 918 Сёмочкина Татьяна Юрьевна, учитель Время требует от учителя новых подходов к обучению. Сейчас существует множество новых технологий, как правило, это “хорошо забытые старые”. Они изменяются, совершенствуясь и дополняясь. Мое внимание привлекла деятельность французской группы Нового образования, ставящая целью разработку и внедрение в практику образования интенсивных методов обучения и развития ребенка. Одним из основополагающих методов деятельности этой Группы является педагогическая мастерская. В последние годы этот метод используется во многих странах мира, т.к. идеи и принципы его соответствуют ценностным ориентирам современных педагогов: гуманизация образования и воспитания, интерес к индивидуальности, стремление воспитать личность творческую, самостоятельную, свободную. В мастерской учитель – мастер не передает свои знания и умения незнающему и неумеющему, мастер лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс, а принимают участие в нем все, в том числе и сам мастер. В работе мастерской важен сам процесс, который приобщает к радости творчества, к самостоятельной исследовательской деятельности. Это дает ощущение собственной значимости и уважения к неповторимости другого. Вот некоторые принципы обучения в педагогической мастерской:
Существует несколько разновидностей этой формы работы: мастерские построения знаний, творческого письма и т.д. Последняя особенно ценна для учителя – словесника, ведь не секрет, что с каждым новым поколением учеников мы встречаем все меньше детей, способных грамотно выражать свои мысли. Развить речь – это значит, прежде всего, пробудить в человеке генетически закодированное слово, своё, личное. На занятиях в мастерской ребята учатся создавать свои тексты. Они рождаются в результате взаимодействия особого эмоционального настроя и реальности слов, которые мы подбираем, над которыми мы работаем, следуя различным целям, слов, имеющих собственную жизнь и множество значений. “Игра” со словом – один из важных этапов мастерской: составление синонимических, антонимических, ассоциативных рядов позволяет значительно расширить словарный запас, используя опыт товарищей и свой собственный. Использование метода образного видения позволяет соотнести каждое слово с чувством, которое оно вызывает, учит создавать образы, мыслить метафорически. Каждое занятие мастерской – уникально. Его нельзя точно запрограммировать и расписать по минутам, ведь никогда не известно, как повернется ход событий, к каким выводам придут ученики. А мастер, следуя к истине вместе с ребятами, должен вовремя направить работу по нужному пути, одновременно стараясь не выделяться своим знанием. При всем разнообразии мастерских есть некий общий алгоритм процесса. Сначала – “индуктор”, начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это задание чаще всего неожиданное для учеников, обязательно личностное. Это так называемая образовательная напряженность, искусственно или естественно созданная мастером. (Например, в мастерской по драме Островского “Гроза” я использовала ряд таких вопросов:
Создание образовательной среды обеспечивает условие для создания учениками собственного образовательного продукта. ( Далее предлагаю поработать со словом “Катерина”. Появляются примерно такие записи: “Тина, кара, тайна, катер, нитка, крен, страх, субмарина, картина, чистота, воля, любовь, тоска и др.”) После этого – работа с материалом, смешение слов, событий, явлений. Из этого “хаоса” потом последует создание своего текста. Это – личное решение образовательной ситуации. Следующий этап – “социализация”, или демонстрация образовательных продуктов. Озвучивание результатов своего труда позволяет произвести самооценку и самокоррекцию. Здесь есть ощущение общности со всеми, но одновременно идет индивидуализация сознания. На этом этапе активно используются методы самоорганизации учения: взаимообучение, рецензия, самооценка. Кульминацией творческого процесса является новое видение явления, предмета. У учащихся появляется информационный запрос. Это работа с культурно-историческими аналогами. Идет сопоставление разных типов продукции. Самоопроеделение по отношению к многообразию точек зрения. Эвристическая ситуация развивается на новом уровне. (Привожу пример небольшого текста, созданного в процессе работы над образом Катерины:
Последний, обязательный этап мастерской – рефлексия, во время которой происходит осознание своей деятельности. Какие изменения произошли во мне? Был ли осуществлен первоначальный замысел? Конечно, в основе каждой мастерской – своя тайна, свой секрет, к разгадке которого и направлен процесс работы. Если этот процесс пережит вместе с мастером, если сам участник стал хоть немного исследователем, творцом, тогда тайна обязательно раскроется, подарив ощущение собственной значимости и уважения к неповторимости другого. В последнее время активно начали внедрять в практику методы обучения, связанные с использованием компьютера на уроках. Конечно, это значительно облегчает процесс обучения в плане объема информации, наглядности представляемого материала. Широко распространенный в современной педагогике метод проектов “работает” по тем же принципам, что и мастерская, поэтому он стал мне близок и понятен, и я использую его в своей практике. Предлагаю коллегам материалы урока мастерской письменного творчества с использованием презентации, выполненной в программе Microsoft Power Point. Данная мастерская способствует формированию умения анализировать свои чувства и выражать их с помощью слов, внимательно относиться к мнению товарищей. Отрывки из поэтических текстов, предложенные во время работы, помогают в укреплении нравственной позиции, активизации работы воображения. Этому способствует и использование презентации. Аудиозаписи звуков природы и релаксационной музыки, исполнение песни под гитарный аккомпанемент, чтение наизусть стихов. Метафора как средство выразительности речи. (Мастерская письменного творчества) Цели урока:
Оформление: На доске тема урока записана не полностью: “… средство выразительности речи”, гитара, мультимедиа проектор” Ход урока: 1. Образовательная напряженность Учитель: Ребята, сегодня мы будем работать в творческой мастерской. Для начала я напомню вам заповеди, по которым работает мастерская: (1 слайд Приложение 1) Все способны писать. Слушай своего товарища. Не торопись спрашивать. Корректируй себя сам. Мастерская творческая, и каждый из нас почувствует себя сегодня творцом. Корректируй себя сам. Мастерская творческая, икаждый из нас почувствует себя сегодня творцом. А кто такой творец? Ответ: Тот, кто что-то создает, это создание должно быть прекрасно. Учитель: ... и оно доставляет радость, наслаждение не только тем, кто с ним знакомится, но и самому творцу, исцеляя его душу и делая его по-настоящему счастливым. Кто, по-вашему, счастливый человек? Ответ: …, тот, кого понимают... Учитель: Всем нам очень хочется, чтобы нас понимали, но всегда ли так происходит? Всегда ли нам легко выразить свои мысли, чувства? Как вы думаете, почему? Ответ: Не хватает слов; нет таких слов, с помощью которых можно было бы выразить чувства и т.д. Учитель: Они есть, но мы не умеем ими пользоваться. У В.Шефнера есть такое стихотворение:
2. Создание образовательной среды О том, что трудно бывает подобрать нужное слово, говорили многие мастера: “Как сердцу высказать себя!?” - восклицал Ф.И.Тютчев. Человек, внешне непривлекательный, он был прекрасен духовно, и мы видим это в его творениях. Человеческая красота - не только во внешности, но и в умении выражать свои мысли, ведь мысль человека - суть его духовной жизни. Примером высокой духовности являются для нас люди, обладающие даром слова, несущие яркие образы, чтобы доставлять радость, волнение... Скажите, какие средства нашего языка призваны воздействовать на чувства? Ответ: Средства выразительности. Учитель: По-другому они называются “тропы”. Какие тропы вы знаете? (Записывайте в тетрадь) Ответ: Сравнение - это... Эпитет - это... Гипербола - это.. Метафора - это... Олицетворение - это... и т.д. Ученики называют слова, учитель открывает названия этих тропов на 2 слайде (Приложение1): Аллегория – форма иносказания, изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного явления. Метафора – выражение, основанное на переносном значении, для создания образа. Олицетворение – художественный прием, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы и явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами. Гипербола – образное выражение, состоящее в преувеличении размера, силы и т.д. Эпитет – яркое, образное определение Сравнение – образное выражение, в котором один предмет сравнивается с другим. Учитель: Асейчас узнайте их в поэтических текстах: (Читает отрывок, а ученики после цифры записывают термин)
Какие тропы вы записали? Ответ:
Учитель: Ребята, каждый из этих тропов по-своему красив, ярок, выразителен, но вот один из них может включать в себя еще и другие, он самый емкий из перечисленных здесь. Назовите его. Ответ: метафора Учитель: Именно о ней мы будем вести сегодня разговор. Допишите это слово в тему урока. Л. Успенский называл слово “самым удивительным орудием”. А каждое орудие приносит наивысшую пользу в руках того, кто его как можно глубже изучил, кто им владеет, как мастер. А владеть мастерски - это значит, до тонкости знать, как оно устроено. Давайте вернемся к термину “метафора”, что это такое? Ответ: Употребление слова или выражения в переносном значении для создания образа. Учитель: А что лежит в ее основе? Ответ: Сравнение. Учитель: Сравнение - это самостоятельный троп, чем он отличается от метафоры? Ответ: В сравнении два объекта, есть сравнительные союзы, а в метафоре - один образ и нет сравнительных слов. Учитель: Если метафора основана на сравнении, значит, чтобы создать метафору, необходимо сначала сравнить объект с чем-то. Что значит сравнить? Ответ: Найти сходство по отдельным признакам. Учитель: Другими словами, определить ассоциации. Люди с давних пор старались найти способы сделать свою речь ярче и выразительнее. Вспомните, какие произведения фольклора основаны на метафоре? Ответы: загадки. Учитель: Отгадайте загадки и определите, какие предметы или явления привлекались для их создания (3 слайд Приложения 1): 1.Пять братьев годами равные, ростом разные. 2.Среди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла. 3.Стоит старичок красный колпачок. (Можно использовать другие) Ответы учеников. Учитель: Вспомните другие загадки, основанные на метафоре. Ответы учеников Учитель: Наиболее выразительны поэтические метафоры, и мы сейчас поработаем с яркими примерами из стихотворений Ахматовой и Высоцкого. (4 слайд Приложения 1) “Здесь одиночество меня поймало в сети”. А. Ахматова “Души застыли под коркою льда”. В. Высоцкий Учитель: Как вы думаете, почему Высоцкий сравнил мертвую душу с ледяной коркой, а не, скажем, бетонной или цементной? Ответ: Лед может таять, души могут ожить от теплого слова... Учитель: Часто поэты используют для создания образа явления природы. Совсем недавно мы наблюдали первый в этом году дождь, который вызвал у нас массу чувств. Давайте опробуем свои силы в создании образов, используя это явление. Составьте ассоциативный ряд к слову “дождь”. Ответы учеников Учитель: Теперь попробуйте составить метафору или загадку, используя ассоциации. 3. Личное решение образовательной ситуации. Самостоятельная работа под звук дождя, записанный на аудиокассету. Учитель: Прочтите свои работы, а те которые понравятся больше, записывайте. 4. Социализация (Заслушать всех желающих). Учитель: Что вы испытывали в момент творчества? Ответы: ... Учитель: А сейчас послушайте, каким увидели дождь другие авторы... 5. Сравнение собственных образовательных продуктов с классическими образцами Учитель читает отрывки, одновременно открывая их на слайде (Приложения 1): 1.Сыплет дождик большие горошины (Н.Заболоцкий) 2. И над всем блистающим Парижем дождь метался, гриву распустив.(В. Луговской) 3. Робкий дождик лапками сырыми пробует опавшие листы. (В. Луговской) 4. Шагал на огромных ходулях дождь, высок и в ниточку тощ. (С. Кирсанов) Учитель: Увас на столах лежат поэтические отрывки. Прочтите, пожалуйста, те, которые вам нравятся (5-6 примеров), называя при этом метафоры и объясняя, какие чувства они у вас вызвали. Чтение отрывков:
(Дидактический материал см. в Приложении 2) Ответы: Учитель: Теперь вы видите, какое воздействие способна оказывать метафорическая речь. Я рада, что поэтическое творчество вызвало в вас такой фейерверк чувств. Некоторые стихи, положенные на музыку, способны вызывать массу новых ощущений, и я вам это сейчас покажу. Узнайте в песне А. Макаревича одну из прозвучавших сегодня метафор: (Исполнение песни “В нитях заката” под гитару, но можно прослушать аудиозапись). Учитель: какую метафору вы узнали? Ответы учеников. 6. Рефлексия Учитель: Ребята, сегодня мы слышали много метафор известных поэтов, находили их в стихах, создавали самостоятельно. Я попрошу вас записать на листе ту из них, которая вам больше нравится, крупными буквами. Работа под музыку: 3 человека размещают их на доске. Учитель: Я очень рада, что здесь среди профессиональных образцов есть и ваши работы, ваше творчество, ваши находки. Создать хорошую метафору очень трудно, еще Аристотель говорил, что метафора - это отличительный признак гения. Но человек, чье сердце открыто для любви - к людям, к матери, к женщине, к природе - откликнется на голос поэзии. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |