Преподавание литературы Литературная гостиная "Три поры осени"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2014.07.25 Просмотров: 979 Домрачева Ирина Федоровна, учитель русского языка Цели: Оформление: репродукции:И. Левитан “Золотая осень”; В. Поленов “Золотая осень”;И. Остроухов “Золотая осень”; А. Саврасов “Проселок”; В.Серов “Осенний вечер”; М. Нестеров “Осенний пейзаж” и другие. Музыкальное оформление: П.И. Чайковский “Времена года”. ХОД МЕРОПРИЯТИЯ “А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями?” К. Ушинский Учитель: “Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия это живопись, которую слышат”, - говорил живописец итальянского возрождения Леонардо да Винчи. Взгляни: живопись сродни поэзии, у каждого художника, как и у каждого поэта, - своя весна, своя осень, свое лето, своя зима. В каждой картине – особое настроение, особый взгляд, пристрастия художника. Но все картины и все стихи объединены нежностью к родной земле, любовью к её природе, потому так живописны стихи и так поэтичны картины. Если спросить, какое время года ты любишь больше, ты и на этот вопрос, немножко подумав, ответишь и даже объяснишь, почему то, а не другое. Наверное, лето? Потому что каникулы, купаться можно и целый день на улице играть. Или зиму? Потому что любишь кататься на лыжах и играть в снежки. А может быть, весну? Потому что все синее становится небо, все звонче поют птицы, и ты радуешься ласковому солнцу. Любимым временем А.С. Пушкина была осень. Чтец №1:
Учитель: За что же любил великий поэт это время года? Что больше всего ценил в ней? На эти вопросы попытаемся найти ответы, посетив нашу литературную гостиную. Тема первого занятия “Три поры осени”. Как часто мы браним осень, называем её скучной, тоскливой порой… Может быть, мы правы? Осенью корче становятся наши прогулки, фасады домов делаются какими-то скучно гладкими, все на одно лицо. А иногда кажется, что неба вовсе нет: одна серая пелена. Учитель:
Что в ней хорошего? – думают обычно. А ведь она совсем не скучна. Попробуем с вами совершить путешествие в осень. Из всех времен года она – самая застенчивая, и трудно бывает проследить её шаги. Но есть живопись, стихи, музыка – они помогут нам. Художники – искатели красоты. Они умеют увидеть прекрасное в том, к чему мы обычно остаемся равнодушными. Они помогут нам понять прелесть осени. Ведь каждый из них находит в ней свои краски. Ведущий №2: Да и сама осень так разнообразна! “Осень красок”, “Осень ветров”, “Осень дождей!” Каждая пора прекрасна по-своему, но в природе они не разграничены четко. В мирную осень, полную вспыхнувших вдруг красок, врываются дожди и ветры. Но золото осени еще не тускнеет. И после дождя она полна свежести и сияния. Да и поздняя осень с хаосом дождей и ветров вдруг дарит дни, полные такой тихой и ясной задумчивости, что кажется: зима не придет еще долго. Ведущий №1: Начинается осень с особенной тишины. Тишина такая, что кажется, природа задумалась глубоко-глубоко. Все дела завершены, и природа отдыхает. Отдыхает от напряженной весны, когда надо было прогнать зиму и разбудить все живое, отдыхает от знойного лета, от стремительных и гулких августовских гроз. Алексею Константиновичу Толстому близка эта мягкая задумчивость, эта тишина осени: (отрывок)
Ведущий №2: Природа вся полна последней теплоты. Природа свободно справляет свой тихий праздник. Вот эту тишину осени, ясную радость отдыха лучше всего передал Левитан. Как удалось Левитану красками передать тишину? Ведь цвета на картине тревожно контрастны: нежно-золотая листва берез и мрачная, лиловая вода реки. В такой реке купаться уже не захочется. Но посмотрите, как художник смягчает контраст этих ярких тонов. Пятна света и тени лежат на широком поле, трава то золотится под лучом солнца, то становится серовато-пепельной от тонких облаков, закрывших ее. Легкие тени берез трепетно скользят по склону холма, спускаются к реке и густеют до холодного, тяжелого цвета воды. Ведущий №1: Помните стихотворение Тютчева, созвучное этой картине? Оно не повторяет левитановскую “Золотую осень, но так близко ей по настроению: Чтец №2:
Учитель: Подумайте, чем близки картина Левитана и стихотворение Тютчева и что отличает их по настроению и образам? Ведущий №2: Ранняя осень заворожила многих художников. Поленов тоже писал много картин о ней. И среди них “Золотая осень”. От нее тоже веет тишиной, но есть в ней что-то настораживающее, тревожное. Отчего это? Ведь золотые березки будто танцуют в легком хороводе, дорожка бежит стремительно и зовет в даль. Но плавное, медленное течение реки не поддается этим легким ритмам. Река уже подчинилась осени. Она скорее привыкла к ней, чем эти светлые березы, толпящиеся вокруг. Наверное, эта неравномерность движения, которая так ясно чувствуется в чуткой тишине, рождает тревогу. Учитель: Какая из этих двух картин вам больше нравится и почему? Поэт Евгений Баратынский в стихотворении “Осень” тоже заметил, что тишина и медлительность дыхания осенних дней не только успокаивают, но и тревожат предчувствием опустошения. Чтец №3:
Ведущий №1: Но ведь не всегда осенние дни полны нежным золотом последнего тепла, не всегда они ласковы и кротки, “Скажете вы!”. Конечно, вместе с осенью приходят дожди. Но какие это озорные и даже милые поначалу ливни! Они не угнетают нас, не томят, они стремительны, их серебристые струи мешаются с золотом солнечных лучей. Чтец №4:
Учитель: Какие чувства охватывают поэта в начале и в конце стихотворения? Зачем дана метафора: “Сыплет дождик большие горошины”? Где и почему совершается перелом в стихотворении? Почему в начале – “тополь взъерошенный”, а потом – “засиявшая орешина”? Какими красками призывает поэт запечатлеть праздник осени? Ведущий №2: Художники слышат призыв поэта, они пишут осень прозрачной и печальной, грустной и светлой. Ведь осень так нарядна, так празднична. Праздник осени описан в поэме Ивана Бунина “Листопад”. Чтец №5:
Ведущий №1: Это все еще золотая осень. Так и называется картина Остроухова. Но здесь нет уже нежной ласковости “Золотой осени” Левитана; скрытая, тайная настороженность картины Поленова у Остроухова звучит резче. Как-то тревожно от этой последней красоты леса: черные стволы – и яркая, золотая, розовая листва, бурая трава – и ясное голубое небо. Оно так смело глядит сквозь поредевшую листву. Осенью земля уже не в силах удержать весь жар золотого лета, земля отдает тепло листьям, на них будто задержалось солнце. Но праздник листьев недолог: медленно слетают они с деревьев, становятся ласковым, шуршащим покровом земли. Давайте простимся с осенью красок и еще раз проследим ее шаги по картинам художников: Левитана, Поленова, Остроухова. (Музыка “Танец листьев”). Ведущий №2: Вот и начинается осень ветров. Они стараются сорвать пышное убранство лесов, растрепать траву и подхватить на своих крыльях птиц, улетающих в теплые края. Эти ветры несут уже не прохладу, а резкую колкость холода. Учитель:
Ведущий №1: Когда в тишину осени врывается ветер, все приходит в движение:
Не даром С. Есенин сравнивает листья с “легкой стаей бабочек”, которые подхватываются порывом ветра и летят, и кружатся, так как не могут побороть эту силу ветра. Ведущий №2. Иногда кажется, листья радостно отдаются ветру, будто надеются, что он поможет им догнать тепло и свет. В одном из своих стихотворений Тютчев дал этим листьям голос, позволил им спеть стремительную, как ветер, песню: Чтец №6:
Учитель: Чем листья в стихотворении Тютчева не похожи на “бабочек легкую стаю” в стихотворении Есенина? Ведущий №1: Но тревожное движение листьев, сиротливое дрожание или отчаянное озорство не нарушают спокойствия леса. Он мужественно и гордо молчалив. Осень не хочет отдать времени своих красок сразу. Это неуступчивость осенней красоты отмечена многими поэтами. “Кисти ярко-красные вянущих рябин” еще ярче среди блеклых осенних красок. “Огненный куст” настурций в пустующем саду, неподвижно пылающие канны вокруг умолкнувших фонтанов - последние взлеты осенней красоты. Об этом и пишет Фет: Чтец №7:
Ведущий №2: И вот, когда увяли последние цветы, становится по-настоящему грустно. Осень ветров пригнала столько туч, что дожди, кажется, затопят всю землю. Чтец №8:
Ведущий №1: Это пришла осень дождей, и мы иногда начинаем чувствовать себя беззащитными перед наступающим холодом, перед этими непрерывными дождями, перед свирепостью вздорно мечущихся ветров. Некрасов в стихотворении “Перед дождем” говорит об этом так: Чтец №9:
Ведущий №1: Вот в такие дни и приходят к нам грустные воспоминания, длинные, как осенние тени. Чтец № 10:
Ведущий №1 (под музыку): Что мажет быть унылее серой пелены осеннего дождя, погасившего яркие краски осени? Но и поздняя осень по-своему хороша. Как-то особенно чувствуешь в этих опустевших полях, среди этого обнаженного леса свободу. Ничто не мешает взгляду – нарядные завесы спали, и нам открыты огромные дали. Может быть, отчетливее всего эта свобода осени, ее последнее умиротворение переданы в “Осеннем пейзаже” М. Нестерова, художника, особенно любившего тишину. Природа здесь сосредоточена на самой себе. Кажется, что она задумалась, толи вспоминая свое летнее великолепие, то ли боясь спугнуть миг совершенной ясности, незамутненности никакими заботами, миг полной свободы. Учитель: Зачем в картине столь большое место отведено небу и воде? Найдите эпитеты, характеризующие их; Зачем художник на первом плане поместил однобокую, тоненькую ель? Домашнее задание: напишите сочинение по теме: “Что мне нравится в осени?” или “Осенний лес” выучите наизусть одно из стихотворений об осени, которое вам понравилось. Учитель:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |