Преподавание литературы Тема дружбы в творчестве А.С. ПушкинаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2014.07.25 Просмотров: 1073 Стрельцова Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы Презентации к урокуЗагрузить презентацию (4,54 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цели урока:
Задачи: обеспечить условия для усвоения учащимися знаний по творчеству А.С.Пушкина; способствовать развитию умения анализировать стихи; способствовать формированию у учащихся навыков работы со стихотворным текстом. Проблемная ситуация: недавно мы отмечали юбилей Лицея, в котором учился А.С.Пушкин. Он тяжело сходился с товарищами, часто попадал в неловкие ситуации. Вечерами разговаривал со своим лицейским товарищем Жанно (И.И.Пущиным), который ему помогал советом, как выйти из затруднительного положения. И.И.Пущин был настоящим другом А.С.Пушкина. А ведь каждому человеку хочется иметь настоящего друга. Как понять, кто такой настоящий друг? Проблема проекта: как понять, кто такой настоящий друг через исследование стихотворения Пушкина о Пущине. Каким образом стихотворение А.С.Пушкина “ И.И.Пущину” помогает понять смысл дружбы? Цель: найти критерии настоящей дружбы, исследуя стихотворение А.С.Пушкина “И.И.Пущину”, и изобразить их в форме нарисованных образов. Оборудование:
Задачи – этапы – способы решения:
Индивидуальные задания к уроку:
Ход урока1. Сообщение цели урока.Сегодня на уроке мы продолжаем работать с лирическими произведениями поэта. Любое понятие мы можем объяснить с помощью слов. Предположим, нам нужно рассказать, что такое лето. Мы можем сделать это двумя способами. Например, сказать, что лето – это самое жаркое время года, следующее за весной. Но можно и по– другому, как А.С.Пушкин: Ох, лето красное! Любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. В первом случае мы объясняем, что такое лето, указывая на существенные признаки. Во втором случае мы не объясняем, а показываем, рисуем картину лета (шутливую), даём образ: зной, пыль… Наша цель: продолжить находить образы в лирических произведениях Пушкина. 2. Сообщение темы урока.Недавно мы отмечали юбилей Лицея, в котором учился А.С.Пушкин. Он тяжело сходился с товарищами, часто попадал в неловкие ситуации. Вечерами разговаривал со своим лицейским товарищем Жанно (И.И.Пущиным), который ему помогал советом, как выйти из затруднительного положения. И.И.Пущин был настоящим другом А.С.Пушкина. А ведь каждому человеку хочется иметь настоящего друга. Как понять, кто такой настоящий друг? 3. Изучение компьютерной презентации “Встречи двух друзей”.Путешествие 1) по Лицею: первая встреча с И.И.Пущиным. 19 октября 1811 года в Царском Селе близ Петербурга тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Через шесть лет почти все они получат аттестаты. Они были обычными лицеистами, из которых вышли поэты, министры, офицеры, “государственные преступники”, сельские домоседы и неугомонные путешественники. В детстве они читали повести о греческих и римских героях, при жизни и вскоре после смерти они сами становятся легендой, преданием. Сценка “Урок”: Профессор Карцов, учитель математики: – Пушкин, к доске, реши алгебраическую задачу. Пушкин долго переминается с ноги на ногу и пишет молча формулы. Профессор Карцов спросил: – Что ж вышло? Чему равняется Х? Пушкин, улыбаясь, ответил: НУЛЮ! Профессор Карцов: – Хорошо! У вас, Пушкин, в моём классе всё кончается нулём. Садитесь на своё место и пишите стихи. 1. Михайловское – имение А.С.Пушкина. Закончилась учёба в Лицее, все друзья разлетелись. И вновь встреча. 1 ученик рассказывает от лица И.И.Пущина о встрече с А.С.Пушкиным в Михайловском. Первым, кому поэт “пожал от сердца руку”, был самый преданный и благородный из его друзей, близкий ему еще с лицейских лет, – И. И. Пущин. И.И.Пущин первым из друзей Пушкина посетил “поэта дом опальный” в Михайловском. Это было 11 января 1825 года, единственный день, проведенный вместе, а под утро 12 января уехал. Эта встреча близких друзей оказалась последней: в декабре того же, 1825 года, И.И.Пущин был арестован за участие в Декабрьском восстании. Когда у А.С. Пушкина закончилась ссылка, И.И.Пущин был уже под арестом. По приговору Николая 1 смертная казнь заменена ссылкой на “вечно каторжные работы”, с лишением чинов и дворянства. 3) Восстание декабристов на Сенатской площади. Сибирь. Последняя “встреча” друзей. И.И.Пущин вспоминает: Я осуждён: 1828 года, 5-го января, привезли меня из Шлиссельбурга в Читу… Пушкин первый встретил меня в Сибири задушевным словом. В самый день моего приезда в Читу призывает меня к частоколу А.Г.Муравьёва и отдаёт листок бумаги, на котором неизвестною рукою написано было: Мой первый друг, мой друг бесценный! 4. Чтение стихотворения учителем.Стихотворение было написано в Пскове 13 декабря 1826 года. 5. Работа по осмыслению текста.А.С.Пушкин начинает стихотворение со строчки “Мой первый друг ”… – Почему “ первый”? – Подружились при поступлении в Лицей. – И.И.Пущин – Жанно, на год старше друга, “ в Лицее был любимцем всех товарищей”, помогал Пушкину найти решение проблем. Почему Пушкин называет своего друга “ мой друг бесценный”? – первый, – неповторимый, – не побоялся приехать к опальному поэту; – сохранил поэта, гордость России, не рассказал ему о готовящемся восстании декабристов. Ведь Пушкин мог примкнуть к восставшим и погибнуть. – не сказал о заговоре против царя, спасая друга. 6. Чтение стихотворения учащимися.7. Мини – проект.1) Погружение в проект. На уроке мы говорили о дружбе двух друзей. Каждому хочется иметь настоящего друга. У А.С.Пушкина был такой друг – это И.И.Пущин. Как понять, кто такой настоящий друг? 2) Определение цели и задач проекта. Найти критерии настоящей дружбы, вспомнив стихотворение А.С.Пушкина “И.И.Пущину”, и изобразить их в форме нарисованных образов. 2) Работа в группах. Выберите геометрическую фигуру: круг или квадрат (деление на группы). У нас получились две группы. Каждая группа должна нарисовать образ дружбы, помня критерии, которые мы выявили в стихотворении А.С.Пушкина. На данном этапе учащиеся осуществляли самостоятельный поиск и отбор необходимой информации, используя словари. При подготовке продукта проекта учащиеся оформляли красочные рисунки с художественными образами. Работа в группе позволила учащимся усвоить элементы организационной деятельности, формировать опыт выступления в классе, управлять своими эмоциями. 3) Презентация. Презентация проекта проведена в форме показа рисунков. Рисунки учащихся: – два друга, взявшиеся за руки; – лучик солнца, пробивающийся сквозь тучи. Учащиеся рассказали, как была организована работа в группе, с какими трудностями столкнулись, кратко описали возникавшие гипотезы. Учащиеся отметили сходные черты обеих презентаций: символ дружбы – светлые, яркие краски в изображении дружбы. Задание: задать вопросы другой группе по их рисунку; Оценить работу: – мне понравилось …, – мне не понравилось …, – мне запомнилось… Лист анализа выполненных работ (вывешивается на доске)
8. Вывод.Дружба – выше всяких преград. Она освещает жизнь, помогает принять её трудности и преодолеть судьбу. Дружба сильнее тюремных замков и расстояний. 9. Домашнее заданиеВыучить наизусть стихотворение. ЗаключениеДанный проект – результат скоординированных действий двух групп. В процессе творческой работы учащиеся получают удовлетворение от самостоятельной деятельности, развивается их творческая активность, повышается самооценка. Кроме того, работая над проектом, учащиеся приобретают опыт групповой деятельности – это умение высказывать своё мнение, слышать мнение других, соглашаться или возражать, вступать в дискуссию. Эти навыки пригодятся школьникам в дальнейшем. Литература
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |