Преподавание русского языка Соединительные гласные в сложных словахNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2026 Кольцова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы Тема: Соединительные гласные в сложных словах. Цели урока:
Методы обучения: распределительный, объяснительный диктант, работа по карточкам, работа с учебником, проблемная ситуация, решение кроссворда, словарная работа. Оборудование: компьютер, словари, презентация к уроку < Приложение 1 >, таблица < Приложение 2 >, карточки. Тип урока: комбинированный. Ход урока1.Организационный момент. Сообщение темы и целей урока (слайды № 1-2).2.Проверка домашнего задания.1) Работа по карточкам. 2) Индивидуальная работа у доски. Синтаксический разбор предложения В горячем свете весело и сухо блестит листвой под окнами сирень. [1] – Это отрывок из стихотворения Бунина. Что вы знаете о нем? 3) Распределительный диктант (слайд № 3). Запишите слова в 2 столбика. В первый – слова с проверяемой гласной в корне, во второй – слова с чередующейся гласной в корне слова. Загр..ждение, к..сательная, поб..режье, зав..нтить, ср..слись, прил..гать, обг..рели, упр..стить, хв..стун, расст..лать, зат..реть, л..стопад. [1] 4) Проверка с объяснением, самопрверка (слайд № 4).
3.Объяснение нового материала1) Беседа по вопросам. – Каким способом образовано слово листопад? С помощью чего? Листопад – лист, падать (сложение основ, с помощью соединительной гласной О). – Какое это слово? Почему так называется? ( Сложное, потому что у него два корня – -лист- и -пад-). 2) Работа с учебником. Чтение теоретического материала о сложных словах на стр. 73. 3) Лингвистическая загадка (слайды № 5-6). [2] Подружки “О” и “Е” В городе Культура Речи жили-были две подружки-буковки. Звали их О и Е. Они очень дружили, хотя характеры их были совершенно различные. О не боялась трудностей в работе и твердости со стороны букв-начальников. Поэтому она всегда выбирала себе место после твердых начальников-согласных: зверолов, лесоруб. Е была неженкой, любила хорошо покушать, особенно приятны были ей звуки, доносившиеся с шипящей сковородки: ш-ш, ц-ц-ц. Вот она и пристроилась после мягких начальников-согласных, шипящих и Ц, чтобы они напоминали ей о вкусной еде: бурелом, птицефабрика, пешеход. И до сих пор О и Е не изменили своим привычкам. По-прежнему О работает рядом с твердыми согласными, а Е-рядом с мягкими, шипящими и Ц. 4) Проблемная ситуация. Сформулируйте самостоятельно правило написания соединительных гласных О и Е в сложных словах. 5) Чтение и анализ таблицы [3] (cлайд № 7). Правильный ли вывод вы сделали о написании сложных слов? 6) Чтение орф. № 30 на стр.74 в учебнике. 4. Физкультминутка, упражнение для глаз.5. Закрепление нового материала.1) Упр.167 (объяснение и обозначение орфограммы).
4) Рр Словарная работа (слайд №19). Внимательный, прилежный (работа со словарем, определение лексических значений слов, составление предложений с данными словами, запись в тетрадь). [5] 5) Объяснительный диктант (слайд № 20). Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните их написание. Иван Андреевич Крылов великий русский басн..писец. Звезды ч..дными узорами спл..тались (на)д..леком неб..склоне. 6. Подведение итогов урока, выставление оценок.– Что нового вы узнали на уроке? – Когда пишется соединительная О, а когда Е в сложных словах? Приведите примеры. 7. Домашнее задание:стр. 73-74, орф. № 30, упр. 168, 169.Список литературы
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |