Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Проектирование уроков по "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" (Программа Г.И. Беленького)
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Проектирование уроков по "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" (Программа Г.И. Беленького)


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2014.07.16
Просмотров: 2436

Скрипкина Анна Ивановна, учитель русского языка и литература

Урок 1

Цели:

  1. Назвать главных действующих лиц поэмы и обосновать свое мнение.
  2. Описать облик Москвы в каждой из трех частей поэмы и назвать (привести примеры) средства художественной выразительности, используемые автором для ее изображения.
  3. Объяснить взаимосвязь цветовой гаммы поэмы и авторской позиции.
  4. Указать зарождение конфликта и позицию царя в нем.
  5. Объяснить выбор Москвы в конфликтной ситуации.
  6. Объяснить характер Москвы и ее роль в поэме.
  7. Выразительно прочитать диалог Кирибеевича и Ивана Грозного, монолог Алены Дмитриевны, пейзажную зарисовку в начале третьей части, прощальную речь Калашникова.

Ход урока

1. Беседа.

  • На сколько частей делится “Песня…” и почему?
  • Назовите главных действующих лиц произведения. Сколько их?

2. Часть I. “Царская” Москва.

  • Выразительное чтение начала первой части “Песни…” до слов: “…И семьею ты вскормлен Малютиной!..”
  • Где происходит действие первой части?
  • Каким предстает перед нами хозяин пира – царь Иван Васильевич?
  • А каким предстает один из его гостей – молодой опричник Кирибеевич? Найдите описание одежды и другие свидетельства его богатства?

Выразительное чтение отрывка с выделением интонацией деталей портрета Кирибеевича? Какова художественная особенность его портрета? Какой художественный прием использует М. Ю. Лермонтов?

  • Выразительное чтение диалога царя Ивана Васильевича и Кирибеевича.
  • Что слышится и видится в речи царя, построенной в форме вереницы вопросительных предложений? Какую интонацию ответа опричника она предполагает?
  • Как звучит ответ молодого опричника? Что добавляет он к характеристике любимца царя?
  • На чьей стороне царь?
  • Вспомните первые две строки первой части. С какой целью М. Ю. Лермонтов использует этот фольклорный оборот речи?
  • Какой лик Москвы поэт изобразил в первой части?

3.Часть II. Москва трудовая, купеческая, “людская” и Москва темная, разбойничья.

  • Где происходит действие второй части?
  • Перечитайте первую и вторую строфы второй части. Какими предстают перед нами Калашников и его семья?
  • Каковы нравственные основы жизни семьи Калашниковых?
  • За Кремлем горит заря туманная,

Набегают тучки на небо,–

Гонит их метелица распеваючи;

Опустел широкий гостиный двор.

Обратите внимание на эпитет “туманная”, какой знак мы в нем видим? Что слышим мы во второй строке? Что символизирует метелица?

  • Выразительное чтение монолога Алены Дмитриевны.
  • Каким нарисован городской пейзаж в ее монологе? Как он помогает нам почувствовать надвигающуюся на семью Калашникова беду?
  • Как автор передает состояние молодой женщины? Обратите внимание, как ведет себя Кирибеевич?
  • Что же так остро переживает Алена Дмитриевна? Что беспокоит ее больше всего?
  • Каков лик Москвы во второй части?

4. Часть III. Москва святая, православная, хранительница веры, чести, долга.

  • Куда переносит поэт действие в третьей части?
  • Какой картиной начинается третья часть.
  • Выразительное чтение первой строфы третьей части? Как автор передает свое восхищение утренней Москвой? Какие изобразительные средства использует?
  • Какие чувства вызывает в читателе последние две строки этой строфы? Какие нотки в них звучат? Как проявляется авторская позиция?
  • Какова цветовая гамма третьей части поэмы? Как она выражает авторское отношение к героям?
  • В каких строках третьей части передаются чувство достоинства Калашникова, его отношение к Богу, семье, царю, Отечеству, “народу русскому”?
  • Выразительное чтение прощальных слов Калашникова перед “смертью лютою, позорною”. Как характеризует героя его речь?
  • Найдите строчки, рисующие казнь Калашникова. Почему его смерть названа “лютою, позорною”, а головушка “бесталанною”?
  • Как М. Ю. Лермонтов изображает выбор Москвы в конфликтной ситуации произведения? Выразительное чтение последней строфы поэмы.
  • Почему в финале ни слова не говорится о могиле Кирибеевича?
  • Какой лик Москвы рисует поэт в третьей части?

5. Вывод.

  • Как поэт создает художественный образ Москвы?
  • Можно ли сказать, что Москва имеет свой характер? И если да, то какой? Какова роль Москвы в поэме?

6. Домашнее задание.

1. Письменное задание: заполнить таблицу, перечитав текст поэмы.

Эпизод поэмы

Калашников

Кирибеевич

1. Как проходит вызов на поединок?
2. Кому поклонился герой?
3. Как мотивировал герой свое участие в битве?
4. Как отреагировал герой на слова противника?
5. Начало боя, первый удар. Что спасло Калашникова?
6. Решающий удар, мысли героя
7. Описание смерти Кирибеевича

2. Индивидуальные задания. Подготовиться к дискуссии “Справедливо ли был казнен Степан Калашников?”. Дать ответ с разных позиций:

1-ый ученик – с позиции Степана Калашникова;

2-ой ученик – с позиции Ивана Грозного;

3-ий ученик – с позиции закона;

4-ый ученик – с позиции судьбы;

5-ый ученик – с позиции гусляров.

(Каждый ученик получает карточку с вопросами).

3. Индивидуальные задания. Чтение в лицах диалога царя Ивана Грозного и купца Калашникова.

Урок 2

Тема:

Купец Калашников и опричник Кирибеевич, купец Калашников и царь Иван Васильевич: смысл столкновения.

Цели:

  1. Назвать основные события в поэме и объяснить свое мнение.
  2. Точно охарактеризовать Калашникова, Кирибеевича, Ивана Грозного.
  3. Сравнить Калашникова и Кирибеевича, Калашникова и Ивана Грозного и объяснить, кто из них является сильной личностью.
  4. Сравнить Кирибеевича и опричников, о которых писал Н. М. Карамзин. Найти сходства и различия.
  5. Назвать героя, одержавшего победу, и обосновать свое мнение.
  6. Объяснить, почему конфликт Калашникова и Кирибеевича не мог разрешиться мирно.
  7. Объяснить, почему Калашников не подал челобитную, не попытался доказать свою правоту через государев суд и не открыл царю всей правды.
  8. Определить авторскую позицию и объяснить ее.
  9. Обосновать свое отношение к героям.
  10. Объяснить, почему нельзя назвать судом волю одного человека.
  11. Прочитать в лицах диалог Ивана Грозного и купца Калашникова.
  12. Обосновать выбор В. М. Васнецовым проиллюстрированного эпизода.

Ход урока

I. Беседа.

  1. Какие эпизоды в “Песне…” произвели на вас наибольшее впечатление?
  2. Какие события в поэме вы считаете основными и почему?

II. Анализ сцены поединка. Как раскрываются характеры Калашникова и Кирибеевича в сцене боя?

  1. Работа с таблицей

Эпизод поэмы

Калашников

Кирибеевич

1. Как проходит вызов на поединок?
2. Кому поклонился герой?
3. Как мотивировал герой свое участие в битве?
4. Как отреагировал герой на слова противника?
5. Начало боя, первый удар. Что спасло Калашникова?
6. Решающий удар, мысли героя
7. Описание смерти Кирибеевича

Дополнительные вопросы к таблице:

  1. Как это характеризует героев?
  2. Почему, готовясь к бою, Кирибеевич кланяется только царю, а Калашников – царю, “После белому Кремлю да святым церквам, а Потом всему народу русскому?”
  3. Только ли честь семьи защищает Калашников?
  4. Что особенно привлекает в Калашникове?
  5. В. Г. Белинский сказал о нем, что это “… одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят и сдачи дадут”. Что послужило критику основанием для того определения?

    Какое значение для понимания замысла автора имеет диалог между Калашниковым и Кирибеевичем перед боем? Кто и почему одержал в нем моральную победу?

  6. Как это характеризует героя?
  7. На чьей стороне симпатии автора? Почему он оправдывает Калашникова, хотя тот нарушил правила кулачного боя – ударил в висок?
  8. Каким чувством проникнуты строки о смерти Кирибеевича? Чем можно объяснить это чувство?
    • Почему гусляры, зная, что перед ними “лукавый раб”, все говорят о нем как об “удалом бойце”, “буйном молодце”?
    • Похож ли Кирибеевич на опричников, о которых писал Н. М. Карамзин? Если похож, то чем? А чем отличается?

Вывод

    • Как раскрываются характеры Калашникова и Кирибеевича в сцене боя?
    • Во что и почему превратился кулачный бой?
    1. Обращение к рисунку В. М. Васнецова.

Почему художник проиллюстрировал именно этот момент? Какими изображены Калашников и Кирибеевич? Какие чувства вызывает у вас этот рисунок?

III. Анализ сцены суда.

  • Чтение в лицах диалога царя Ивана Грозного и купца Калашникова.
  • Справедливо ли был казнен Степан Калашников?

Прежде чем сделать окончательный вывод, дадим ответ на вопрос с разных позиций:

1. Степан Калашников

Почему герой первым говорит о своей казни: “Прикажи меня казнить — и на плаху несть мне головушку повинную”?

2. Иван Грозный

Является ли казнь купца нарушением слова царя, сказанного перед боем: “Кто побьет кого, того царь наградит”? Помиловал бы Иван Грозный купца Калашникова, если бы тот попытался схитрить и сказал, что убил своего противника случайно? Являются ли насмешкой слова царя:

Я топор велю наточить-навострить,
Палача велю одеть-нарядить,
В большой колокол прикажу звонить,
Чтобы знали все люди московские,
Что и ты не оставлен моей милостью?

Почему царь готов “пожаловать” семью купца? Играет ли роль в принятии царем решения тот факт, что Кирибеевич был любимым опричником?

3. Закон

Вспомните, какими были законы во времена правления Ивана IV. Как должны были поступить по закону купец и царь?

Для чего устраивались кулачные бои? Как должен был, по закону того времени, повести себя православный царь, узнав, что купец намеренно убил своего противника во время “потешного боя”?

4. Судьба

Прокомментируйте слова В. Г. Белинского: “И едва ли во всей истории человечества можно найти другой характер, который мог бы с большим правом представлять лицо судьбы, как Иоанн Грозный”.

5. Гусляры

Найдите слова гусляров, выражающие народное мнение. Как вы понимаете слова: “головушка бесталанная”? Сохранилась ли в народе память о Калашникове”?

6. Ваше мнение.

IV. Обобщение.

  • Почему в поединке Калашников победил Кирибеевича?

Что несет в себе образ каждого из них?

Почему их конфликт не мог разрешиться мирно?

  • Почему Калашников не подал челобитную и не попытался доказать свою правоту через государев суд?

Почему Калашников не открыл царю всей правды?

Можно ли назвать судом волю одного человека, хотя бы царя?

  • Кто и почему одержал победу в поэме?

Домашнее задание.

1. Ответить на вопросы:

  • Какими чертами былинного богатыря наделяет М. Ю. Лермонтов Калашникова?
  • Как отразился в поэме народный православный взгляд на человека и события? Найдите соответствующие строки.

2. Письменное задание. Опишите сцену “Исполнение “Песни…” гуслярами” по плану:

  • Обстановка, в которой гусляры исполняют песню.
  • Кто их слушатели? Что сказано о них в поэме?
  • Почему повествование передано гуслярам?

3. Найти примеры исторических деталей в поэме.

4. Индивидуальные задания.

Установить сходство поэмы и произведений устного народного творчества. Привести примеры.

1-ый ученик – Построение (запев, зачин, три части, припев, величание).

2-ой ученик – Лексика (устаревшие формы слов, просторечные обороты, двойные названия, традиционные обращения).

3-ий ученик – Тропы (постоянные эпитеты, сравнения, отрицательные сравнения, гиперболы, олицетворения).

4-ый ученик – Поэтический синтаксис (подхваты, анафоры, типичные начала строк, повторы, инверсия).

5-ый ученик – Система аллегорических образов.

Урок 3

Тема:

“Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” и устное народное творчество. Жанр произведения.

Цели:

  1. Определить жанр произведения и обосновать свое мнение.
  2. Найти сходства “Песни…” и произведений устного народного творчества и привести примеры.
  3. Объяснить, какую роль играют элементы фольклора в “Песне…”.
  4. Объяснить, почему М. Ю.Лермонтов назвал свое произведение “Песней…” и как это проясняет авторскую позицию.
  5. Объяснить, почему М. Ю. Лермонтов именно так завершает свое произведение.
  6. Назвать высшие нравственные ценности, которые утверждаются поэтом в “Песне…”.
  7. Ответить на вопрос, кто является в “Песне…” настоящим героем и почему.
  8. Воссоздать сцену “Исполнение “Песни…” гуслярами”.

Ход урока

I. Беседа.

  • Назовите полное имя купца Калашникова.
  • А как автор представляет нам молодого опричника? Почему Кирибеевич не назван по имени?
  • Кто является в “Песне…” настоящим героем? Почему?

II. Беседа о жанре “Песни…”

  • Каков жанр “Песни…”?
  • Исследователи пришли к выводу, что “Песня…” – романтическая национально-историческая поэма, написанная в фольклорной традиции. Давайте убедимся в этом.
  • Почему поэма?
  • Почему поэма называется романтической? Какие характеры в центре? Каждый герой – носитель страсти. Какой?
  • Основной структурный элемент во многих романтических поэмах – поединок. В данном случае – бой равных.

Вот молча оба расходятся,
Богатырский бой начинается.

Почему равных?

  • Почему поэма является исторической?

Приведите примеры исторических деталей.

  • И, наконец, о фольклорной традиции.

III. “Песня…” и народно-поэтическое творчество.

Работа в группах.

В чем сходство “Песни…” и произведений устного народного творчества? Примеры.

  1. Жанр: историческая песня.
  2. Построение:
  • запев – вступление вводит в обстановку, создает настроение, ритм;
  • зачин – начало произведения (“Не сияет на небе солнце красное ... ”)
  • три части;
  • припев (“Ай, ребята, пойте, только гусли стройте!”);
  • величание: Tapоватому боярину слава!

И красавице боярыне слава!

И всему народу христианскому слава!

3. Лексика:

  • устаревшие формы слов (“играючи”, “разгоняючи”, “кудряву бороду на широку грудь”)
  • просторечные обороты (“поцалуемтесь”, “мово верного слугу”)
  • двойные названия (“роду-племени”, “гудит-воет колокол”)
  • традиционные обращения (“Государь ты мой, красно солнышко”).

4. Тропы:

  • постоянные эпитеты: святая Русь, житье вольное, буйная головушка;
  • сравнения:

Ходит плавно – будто лебедушка,
Смотрит сладко – как голубушка,
Молвит слово – соловей поет.

  • отрицательные сравнения:

Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.

  • гиперболы:

Вот об землю царь стукнул палкою,
И дубовый пол на полчетверти
Он железным пробил наконечником…

  • олицетворения:

Заря алая подымается;
Разметала кудри золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми…

5. Поэтический синтаксис:

  • подхваты

Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка, во сыром бору
Под смолистый корень подрубленная

  • анафоры:

Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною,
Не таился от свету небесного…

  • типичное начало строк:

И бугор земли сырой тут насыпали,
И кленовый крест тут поставили,
И гуляют, шумят ветры буйные…

  • повторы (слов, синонимических выражений): гуляют – шумят ветры буйные;
  • инверсия (“Москвой великой”, “заря алая”, “горят очи его соколиные”).
  1. Ритмический строй: трехударный тонический стих.
  2. Система аллегорических образов (уподоблений, иносказаний):
  3. Ветер – тучки; сизый орел – старший брат;

    малые орлята – младшие братья.

  4. Образы гусляров – певцов-повествователей.
  5. Черты героя эпоса (былинного богатыря) в Калашникове.
  6. Народный православный взгляд на человека и события:

Чему быть суждено, то и сбудется.

IV. Вывод.

  • Какую роль играют элементы фольклора в “Песне…”?
  • Почему М. Ю. Лермонтов назвал свое произведение “Песней…”? Как это проясняет авторскую позицию?
  • Почему М. Ю. Лермонтов именно так завершает произведение?
  • Какие высшие нравственные ценности утверждаются поэтом в “Песне…”?

V. Домашнее задание.

Работа в группах.

Создание киносценария эпизода “Пир у Ивана Грозного”.

Историки – обстановка действия.

Художники по костюмам – внешний облик действующих лиц.

Авторы сценария – содержание диалогов и монологов.

Режиссеры – кинокадры, даваемые крупным и дальним планом.

Музыкальные редакторы – музыкальное сопровождение.

Звукорежиссеры – шумы.

Художники по свету – игра света и тени.

Редакторы – титры на экране.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21