Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Элективный курс "Сложное синтаксическое целое"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Элективный курс "Сложное синтаксическое целое"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 823

Гусарова Светлана Богдановна, учитель русского языка и литературы

(Программа рассчитана на 35 часов для учащихся 10-11-х классов)

Программа элективного курса “Сложное синтаксическое целое (текст)” предназначена для углубления знаний по русскому языку и для совершенствования написанного текста.

Развить речь, научить владеть словом – значит создать условия для реализации творческих возможностей человека. Важно, чтобы ученики поняли: процесс совершенствования речи происходит в течение всей жизни человека, создание текста, работа над совершенствованием написанного – это творческий процесс, опирающийся не только на знания, но и на языковое чутьё, “чувство языка”.

Общеизвестно, какое значение имеет связная речь вообще и связная письменная речь в частности. Поэтому не случайно в учебники русского языка введены такие понятия, как текст, способы и средства связи его законченных предложений и др. Для того чтобы помочь школьникам в овладении способами связи предложений, приёмами составления текста, необходимо обратиться к изучению синтаксиса текста как самостоятельного раздела. Практическое знакомство учеников с элементами синтаксиса текста происходит при изучении определённых грамматических категорий, что способствует совершенствованию связной письменной речи учащихся.

Предлагаемый элективный курс содержит материал для подготовки учащихся к выполнению заданий единого государственного экзамена, связанных с анализом текста и написанием сочинения.

Цели курса:

познавательный аспект: повторить способы анализа теста: понимание и комментирование основных положений, высказывание и обоснование собственного мнения по поднятым проблемам; научить строить связный текст с учётом смысловой цельности, композиционной стройности, богатства и выразительности речевого оформления;

развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей учащихся, по развитию критического, образного мышления; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте;

воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Задачи курса:

  • познакомить с требованиями к написанию сочинения;
  • научить самостоятельной работе с текстом и созданию собственного текста;
  • развить навыки выстраивания своего текста по определённой модели;
  • научить выражению своих мыслей, работе над стилем и языком сочинения, умелому использованию литературоведческих понятий.

Ожидаемые результаты

  • Повышение самооценки учащимися собственных знаний по созданию собственного текста (написанию сочинения).
  • Высокий результат по единому государственному экзамену.
  • Повышение познавательного интереса к предмету русский язык.
  • Формы контроля достижения результатов
  • - анкетирование учащихся на начало и конец курса;

    - индивидуальные задания по составлению рабочих материалов к сочинению;

    -написание сочинений (текстов); редактирование и саморедактирование созданных текстов;

    - устное выступление с сообщением;

    - конкурс на лучшее дополнение к авторскому тексту.

    Тематическое планирование элективного курса (35 часов)

    Тема

    Количество часов Форма проведения занятия
    1 Тема сочинений. Типы тем

    2

    Лекция
    2 Вступление. Алгоритм вступления

    3

    Лекция. Тренинг
    3 Основная часть. Алгоритм основной части

    4

    Практическая работа
    4 Заключение. Алгоритм заключения

    2

    Деловая игра
    5 Анализ языковых средств

    3

    Лекция. Тренинг
    6 Средства художественной выразительности в текстах различных стилей

    4

    Тренинг
    7 Эссе

    3

    Лекция. Тренинг
    8 Сочинение-рассуждение

    3

    Лекция. Тренинг
    9 Рецензия. Отзыв

    2

    Лекция. Тренинг
    10 Редактирование текстов сочинений учащихся

    2

    Лабораторная работа
    11 Разноаспектный анализ текста

    5

    Тренинг
    12 Итоговое сочинение и его анализ

    2

    Самостоятельная работа.

    Выпуск альманаха сочинений

    Содержание элективного курса

    Тема 1. Темы сочинений. Типы тем.

    Как раскрыть тему. Определение круга вопросов, на которые следует ответить при раскрытии темы сочинения.

    Специфика, логика анализа, способы раскрытия темы сочинения каждого типа. Определение темы прочитанного текста, его логический разбор, нахождение ключевых слов в тексте.

    Тема 2. Вступление. Алгоритм вступления.

    Алгоритм вступления. Во вступительной части определяется тема текста, формулируются проблемы, которые поднимает или затрагивает автор исходного текста, излагается собственная позиция пишущего, проводится краткая справка о писателе, являющемся автором текста. Лирическое отступление. Цитата.

    Тема 3. Основная часть. Алгоритм основной части.

    Членение на абзацы. Требования к переходам от абзаца к абзацу: логичность, стройность. Анализ удачных и неудачных переходов. Составление алгоритма основной части сочинения.

    Тема 4. Заключение. Алгоритм заключения.

    Типы заключений: подведение итогов, выход за пределы темы, связь с современностью, выражение своего отношения к герою, проблеме. Чтение сочинений и рецензирование заключений. Создание образцов заключений на указанную тему.

    Тема 5. Анализ языковых средств

    Стилистические, морфологические, лексические средства языковой выразительности.

    Тема 6. Средства художественной выразительности в текстах различных стилей

    Знание терминологии. Художественно-изобразительные средства. Звукопись, метафоры, олицетворения, гиперболы и т. д., основанные на использовании специальных приемов и способов сочетания звуков, слов, словосочетаний, предложений. Выразительные средства языка на всех его уровнях: фонетики, лексики и фразеологии, морфологии и словообразования, синтаксиса.

    Тема 7. Эссе.

    Особенности эссе как жанра. Знания и умения, необходимые для создания эссе. Создание эссе на одну из близких учащимся тем.

    Тема 8. Сочинение-рассуждение

    Создание сочинения на основе текста, в жанре, близком к рецензии, отзыву или эссе. Адекватное, глубокое и полное понимание смысла прочитанного текста. Способность зрело судить о проблемах, затронутых в тексте. Изложение собственной позиции, корректное её отстаивание, если она отличается от авторской. Соблюдение норм литературного языка и правил орфографии и пунктуации. Уместное использование выразительных средств русской речи.

    Тема 9. Рецензия. Отзыв.

    Что такое рецензия? Отличие рецензии от отзыва. Особенности жанра рецензии.

    Тема 10. Редактирование текстов сочинений учащихся.

    Стилистическая правка текста ученического сочинения.

    Тема 11. Разноаспектный анализ текста.

    Языковой анализ текста. Речеведческий анализ текста. Стилистический анализ текста.

    Тема 12. Итоговое сочинение и его анализ.

    Создание сочинения на основе текста. Создание отзывов (в устной и письменной форме) о сочинении, на основе полученных в элективном курсе знаний. Учащиеся создают и оформляют альманах из наиболее интересных или характерных, с их точки зрения, работ. Лучше, если предварительная подготовка будет вестись заранее, после каждого занятия. Возможно оформление альманаха в электронной форме.

Литература

1. Величко Л.И. Работа с текстом на уроках русского языка: Пособие для учителя. М., 1983.

2. Ладыженская Т.А., Равенский Ю.И., Ивченко П.Ф. и др. Методические указания к факультативному курсу “Теория и практика сочинений разных жанров”: Пособие для учителя. М., 1986.

3. Мурзин Л.Н., Штерн А.С. Текст и его восприятие. Свердловск, 1991.

4. Николаева Т.М. Единицы языка и теория текста// Исследования по структуре текста. М., 1997. - С.27 - 57.

5. Новиков А.И. Семантика текста и ее формализация. М., 1983.

6. Шапиро Н.А. Учимся строить и понимать текст. М., 2002.

7. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы. М., 2007-2010.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21