Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок-размышление по литературе в 9-м классе "В.Ф. Одоевский «Последний квартет Бетховена»" (Программа Ладыгина М.Б.)
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок-размышление по литературе в 9-м классе "В.Ф. Одоевский «Последний квартет Бетховена»" (Программа Ладыгина М.Б.)


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2014.07.12
Просмотров: 1109

Баскакова Валентина Петровна, заместитель дирекора по НМР, учитель русского языка и литературы

Предварительные задания:

  • прочитать произведение В.Ф.Одоевского “Последний квартет Бетховена” (стр.244-251); подготовить сообщения о В.Ф.Одоевском, Л.Бетховене;
  • выучить монологи Бетховена (стр.246-247,249-индивидуальные задания);
  • выписать музыкальные термины и объяснить их значение (контрапункт, аллегро, диссонанс, менуэт, капельмейстер, литавры, адажио, фагот и др.)

Цели урока:

  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством Одоевского, Бетховена;
  • приобщить ребят к миру прекрасного;
  • развить навыки анализа художественного произведения, работы с текстом;
  • воспитать чувства справедливости, сострадания, уважения.

Оборудование:

портреты В.Ф.Одоевского, Л.Бетховена, учебники литературы, тетради, аудиозаписи “Лунной сонаты”, “Симфонии № 5 до минор”, “К Элизе” Бетховена, магнитофон, приложение 1.

Эпиграфы:

“Бетховен открыл мне в музыке новый мир, подобно тому, как английский поэт показал мне новый мир в поэзии”. Гектор Берлиоз.

“…слышится начало песни, но никто конца её не пропоёт...” М.Ю.Лермонтов

Ход урока

Организационный момент.

1. Слово учителя.

- Дома вы прочитали повесть В.Ф.Одоевского “Последний квартет Бетховена”. Прежде чем говорить об этом произведении, давайте вспомним о его авторе.

2. Сообщение о В.Ф.Одоевском.

- В.Ф.Одоевский родился в Москве 30 июля 1803 года. Прозаик, эстетик, литературный и музыкальный критик. Его отец – выходец из древнего княжеского рода, восходящего к Рюрику. Мать – в прошлом крепостная крестьянка. С 1816 по 1822 гг. учился в Московском университетском благородном пансионе. В эти годы появились его первые произведения.

В 1826 году переехал в Петербург, поступил на службу в Комитет иностранной цензуры. Позднее он стал помощником директора Публичной библиотеки и директором Румянцевского музея. В 1862 году Румянцевский музей был переведён в Москву. Тогда же вернулся в Москву и Одоевский. Всю свою жизнь он существовал только на заработанные им самим деньги; обладая кротким нравом, он решительно отстаивал свои убеждения, не боясь ни власти, ни светских мнений. Одоевский дружил с Герценым и Пушкиным, поддерживал творческие контакты с А.С.Даргомыжским и ранние музыкальные сочинения П.И.Чайковского. М.И.Глинка обращался к нему за советами, работая над оперой “Иван Сусанин”. В его петербургском доме бывал и устраивал концерты Ф.Лист. Философ, глава “Общества любомудрия”, занимался химией, музыкой, электротехникой. Но любимым делом оставалась литература. Он писал новеллы, сказки, повести, очерки, статьи на разные темы. Многолетние раздумья об искусстве определили важное значение темы художника в творчестве писателя.

3.Слово учителя.

- Сегодня мы с вами обратимся к искусству, которое сопровождает нас с самого раннего детства всю жизнь, которое не оставляло многих людей равнодушными, в частности и Одоевского. Это музыка. Музыка вокруг нас, она способна выразить любое состояние души человека. Веселье и грусть, радость и печаль, наслаждение и страсть, борьба и победа, борьба и горечь поражения, любовь и ненависть – всё подвластно музыке, этой волшебнице.

Звучит музыка, и мы чувствуем, что живём, радуемся, переживаем. Замолкает – и кругом тишина.

- Давайте сейчас внимательно послушаем музыкальное произведение.

( Звучит “ К Элизе”)

- Вы угадали это произведение искусства? Его автора?

- Правильно. Бетховен оставил глубочайший след в истории музыкальной культуры человечества. Его называли “страдающая земля”. Оправдано ли это название? А когда вы слушали “К Элизе”, что чувствовали? А что мы знаем об авторе этого музыкального шедевра, о Бетховене?

4. Сообщение о Л. Бетховене.

- Бетховен жил и творил на рубеже веков сложнейших революционных потрясений Европы в конце 18-начале 19 веков.

Родился в декабре 1770 года в семье придворного музыканта. В 8 лет маленький Бетховен дал первый концерт в городе Кёльне. К 1782 г. относится первое известное его сочинение – фортепианные вариации на тему марша ныне забытого композитора Э. Дресслера. В 1787 году встречается с Моцартом. Вскоре у него умирает мать.

Первый публичный концерт Людвига Ван Бетховена состоялся в Вене в 1795 году. “Лунную сонату” (1801) посвятил своей ученице – 17-летней графине Джульетте Гвиччарди.

Болезнь настигла Бетховена в зените славы. Меценаты назначили ему солидную пенсию. Глухота прогрессировала. Но Бетховен ещё выступал с концертами. Имея друзей-единомышленников, композитор был одинок. С младшими братьями не было контакта. Он мечтал о родственной ласке. Всю свою нерастраченную нежность Бетховен обрушил на племянника Карла, который остался в 1815 году сиротой. Но тот доставлял ему бездну неприятностей.

Вершиной творчества Людвига Ван Бетховена считается Девятая симфония, законченная в 1824 году. Первое её исполнение состоялось в Вене в том же году. Правда, он не слышал ни своей музыки, ни бурных взрывов аплодисментов.

В декабре 1826 года Бетховен простудился и слёг. Через 3 месяца его не стало.

Людвиг Ван Бетховен вобрал в себя надежды и чаяния человечества, призывая к единению, к свету, разуму. В творчестве композитора с огромной силой зазвучали общечеловеческие идеалы: идеалы свободы, равенства, братства. Бетховен страстно переживал сложные исторические перипетии своего времени, и это отразилось в его творчестве.

- Вспомним первые такты Симфонии Л.Бетховена №5 до минор:

(Звучит симфония, ученик читает)

Ученик:

- Судьба стучится в дверь четырёхтактным мелодическим ритмом. Затем - целое кружево вариаций этой же темы, которое разрастается до апофеоза радостного бурного чувства. Потом снова отчаяние, снова сомнение. И вот вся первая часть этой величайшей симфонии держит нас в колоссальном напряжении.

Вы не найдёте в симфонии Бетховена чего-то конкретного, там нет фактов, описания действий, событий, как в литературе. Но там есть то, чего нет ни в одном виде искусства: там сама жизнь звучит во весь голос. И как дорога нам эта жизнь, так дорога и музыка, которая удивительным образом передаёт нам всё, что мы познаём, чувствуем, переживаем.

Учитель:

И Бетховена, и Одоевского связывало творчество, музыка. Именно поэтому родилось произведение, которое вы читали дома.

Анализ произведения Одоевского “ Последний квартет Бетховена”.

- Запишите тему урока и эпиграфы.

1. Беседа.

  • Обратимся к новелле В.Ф.Одоевского. Что такое новелла?
  • Это произведение философское или сатирическое? Почему? / “ Последний квартет Бетховена” - философское произведение, где автор пытается объяснить великие тайны творчества/.
  • Что описывает Одоевский? / Одоевский описывает самый трагический период в жизни композитора, когда он, утратив слух, пытается придумать новую музыку, которую способны услышать глухие/.
  • Как воспринимают эту музыку люди? /Люди начинают говорить об утрате Бетховеным своего таланта/.
  • Понимают ли они композитора в этот сложный период его жизни? /они его не понимают, не чувствуют его боли/.
  • О чём говорит образ сломанного музыкального инструмента?

2. Работа с текстом.

- Как вы понимаете смысл названия произведения?

- Зачитайте эпиграф. Как он помогает понять содержание новеллы?

- Опишите обывателей, представленных в новелле.( Играющие)

- Для чего в рассказ вводится образ Луизы? ( Одна из учениц Бетховена).

- Найдите описание комнаты композитора.( с. 246). / “На конце города, в четвёртом этаже старого дома, есть маленькая душная комната, разделённая перегородкою. Постель с разодранным одеялом, несколько пуков нотной бумаги, остаток фортепьяно – вот всё её украшение. Это было жилище, это был мир бессмертного Бетховена”/.

- В какой ситуации он оказался?

- Давайте послушаем монологи Бетховена. Как они помогают нам понять, что происходит в душе композитора. / Звучат монологи Бетховена под “Лунную сонату”, с.246-247, с.249/.

- Зачитайте последний абзац. Что означают последние слова Бетховена? Какое искусство утверждает в своей новелле Одоевский?

- Помогают ли нам понять описанное автором эпиграфы к сегодняшнему уроку?

- Гектор Берлиоз сравнивал Бетховена с Шекспиром. По его словам, эта фигура заставила его перенести такое же потрясение, какое он когда-то испытал от Шекспира. “Бетховен открыл мне в музыке новый мир,- писал Берлиоз,- подобно тому, как английский поэт показал мне новый в поэзии”.

Рихард Вагнер вспоминал о годах своей молодости: “Не могу точно сказать, к чему меня предназначали родители, помню только, что как-то вечером я впервые услышал одну из симфоний Бетховена, меня бросило в жар, я заболел горячкой, а, выздоровев, стал музыкантом”.

Действительно, Бетховен велик, а его музыка прекрасна, она будет жить вечно. Так как в ней наиболее ярко выражены душа и сердце великого человека, его страдания и чувства.

В.Ф.Одоевский был неравнодушным человеком. Он не мог принять потребительского отношения к искусству. Благодаря чему и появилось замечательное произведение “Последний квартет Бетховена”.

lV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание: ответить письменно на вопрос : в чём заключается романтическая ирония в новелле?

Использованная литература

  1. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь.- М.: Дрофа, 1998.-464 с.
  2. Литература.9кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений с углубл. изуч. лит./ Авт.-сост. А.Б.Есин, М.Б. Ладыгин, Н.А.Нефедова, Т.Г.Тренина.- М.: Дрофа,1999.- 496с.
  3. Музыка.Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г.В.Келдыш. - М.: НИ “Большая Российская энциклопедия”, 1998.-672с.
  4. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: АЗЪ, 1996.-928с.
  5. Русские писатели. Библиогр. слов. [В 2 ч.] Ч.2. М-Я /Редкол.: Б.Ф.Егоров и др.; Под ред. П.А.Николаева.- М.: Просвещение, 1990.- 448с.
  6. Рябов В.Ф. Человек творит искусство: Научно-художественная книга /Оформл. А.Гасникова.- Л.: Дет. лит., 1981.-160с.
  7. 100 великих композиторов / Автор-составитель Д.К. Самин.- М.: Вече, 1999.-624с.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21