Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Нравственно–эстетическое развитие учащихся при освоении народно–фольклорных традиций в русской литературе (6-й класс)
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Нравственно–эстетическое развитие учащихся при освоении народно–фольклорных традиций в русской литературе (6-й класс)


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1767

Сенникова Евгения Ильинична, учитель русского языка и литературы

Урок № 1

Цели:

  1. Создать условия для формирования чувства любви и уважения к народным традициям, обрядам, чувства патриотизма.
  2. Обеспечить усвоение обрядовых жанров фольклора, пословиц и поговорок, русских летописей.
  3. Развивать устную и письменную речь, критическое мышление.

Результат: усвоение понятий "фольклор" и "фольклористика", представление об обрядовых жанрах фольклора, изменения в нравственном поведении учащихся.

Урок № 2. Тема: Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. Дидактическая цель: на основе актуализации ЗУН и субъектного опыта школьников создать условия для субъектного целеполагания .

Тип урока: организационный.

Технология: игровая деятельность.

ФОУД: рассказ учителя, выступления учащихся, фронтальная работа.

Методы: репродуктивный, объяснительно - иллюстративный, частично - поисковый.

Теория литературы, словарная работа: фольклор, фольклористика, названия жанров фольклора.

Оборудование: тексты обрядов, обрядовых песен.

Инструмент определения результатов: творческие задания для учащихся

Компон. Урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Мотивация

Целеполагание

Актуализация знаний

Применение знаний

Задаёт вопросы по изученному в начальных классах материалу о фольклоре: что такое фольклор; какие его отличительные черты знаете; как назывались люди, создававшие и исполнявшие фольклорные произведения.

Какие жанры вам известны; что знаете об обрядовом фольклоре?

Рассказывает о самых архаичных жанрах: обрядах, заговорах и быличках Что вам показалось интересным в этих жанрах?

Выяснить, какую роль играли эти жан -ры в жизни предков и живут ли они сегодня.

В случае затруднения помогает найти ответы на поставленные вопросы, дополняет и расширяет знания учащихся.

Ставит проблемный вопрос: какие соци альные факторы определяли жизнь крестьянина и в каких обрядах это отразилось?

Называют изученные в начальных классах и в 5 классе жанры и их отличительные черты.

Об обрядовом фольклоре мало что известно, и они ставят перед собой цель узнать об этих жанрах как можно больше.

Делают сообщения об обрядах, заговорах обрядовых песнях, народных праздниках

Ставят перед собой задачу выяснить инте ресующие вопросы, отвечая на вопросы учителя: в чём смысл купальских обрядов; о каких праздниках идёт речь в пословице "Пётр и Павел час убавил"; в чём заключается обряд зажинок; почему осенью готовили пир на весь мир; в чём смысл названия праздника Покрова.

Вспоминают обряд рождения и крещения младенца, обряды взросления, этапы народной свадьбы.

Рефлексия

Домашнее задание

Какие обрядовые песни знают ваши бабушки?

Оцените урок и знания друг друга.

1. Приготовиться к конкурсу знатоков пословиц и поговорок.

2.Записать известные в вашей семье обряды и обрядовые песни.

3.Исполнить их самим.

Приглашённые на урок бабушки исполняют известные им обрядовые песни, рассказывают о заговорах.

Выбирают задание по возможностям и интересам.

Урок № 3. Тема: ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ КАК МАЛЫЙ ЖАНР ФОЛЬКЛОРА. ИХ НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ. ЗАГАДКИ КАК МАЛЫЙ ЖАНР ФОЛЬКЛОРА. АФОРИСТИЧНОСТЬ ЗАГАДОК.

Дидактическая цель: обеспечить усвоение всеми учащимися на уроке ГОС.

Тип. урока: урок организации усвоения ГОС учащимися.

Технология: коллективного способа обучения.

Методика: методика организации усвоения ГОС учащимися, методика креативной педагогики.

ФОУД: коллективная работа.

Методы: репродуктивный, работа со статьёй учебника, беседа, чтение и обсуждение пословиц, решение проблемного вопроса, включение пословиц в речь, творческое задание, рассказ учителя.

Теория литературы, развитие речи: лаконизм, афористичность, совершенство формы, загадка, иносказание, прямое и отрицательное сравнение.

Оборудование: оформленные на доске пословицы и поговорки и высказывания писателей, карточки.

Инструмент определения результата: творческие задания для учащихся.

Мотивация

Целеполагание

Актуализация знаний

Рефлексия

Дом. зад.

Какие жанры фольклора вы бы отнесли к малым?

Предлагает найти ответ на вопрос в статье учебника "Малые жанры фольклора".

Назовите пословицы, которые вы употребляете в речи, Какие слышите от окружающих? Для чего они употребляются? Насколько древним является жанр пословицы? Предлагает творческое задание: включить пословицы в речь. Загадывает загадку и предлагает определить жанр. Узнать о них можно в статье учебника "Загадка". Предлагает определить художественные особенности загадок, работая по карточкам. Предлагает творческое задание: сочинить свою загадку.

Чему учат нас загадки и пословицы?

Написать сочин-е по пословице, которая больше всех запомнилась на уроке. Сочинить загадку.

Затрудняясь в ответе, делают предположения.

Ставят цель узнать об этом на уроке.

Читают и обсуждают пословицы о пословицах, высказывания о них великих людей: что восхищало их в пословицах?, Читают статью учебника "Пословицы и поговорки", записывают приметы этого жанра. Решают проблемный вопрос, комментируют пословицы. Соотносят их с конкретной ситуацией, используют в качестве названия или концовки заданного текста, подбирают синонимичные. Составляют опорный конспект по статье. Записывают ответы на вопросы карточек: в. основе загадок лежат метафоры,олицетворения,звукоподражание. отрицательное сравнение, прямой вопрос, образное описание.

Учатся сочинять загадки, познакомившись с литературными загадками

Учат быть Людьми.

Выбирают пословицу, сочиняют загадки

Урок № 4. Развития речи. РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР. ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ.

Дидактическая иель: способствовать развитию креативности школьников.

Тип урока: урок развития творческих способностей, урок контроля.

Технология: игровой деятельности.

Методика: методика креативной педагогики.

ФОУД: конкурс знатоков, беседа.

Методы: объяснительно - иллюстративный, частично - поисковый.

Мотивация

Целеполагание

Актуализация

Примен. знаний

Дом. задание.

Мы на Вятских посиделках. А на них нельзя ударить в грязь лицом.

Давайте - ка покажем, на что мы способны.

Конкурсы знатоков русского фоль клора по малым жанрам.

Объявляет темы сочинения, предлагает на выбор: В чём красота и мудрость русских обрядов? Описание одного или нескольких обрядов.Разработка сценария по известному обряду

Сочинение по одной из выбранных тем

Читают свои сочинения по пословицам, отбирают лучшие на "Фольклорный праздник". Участвуют в конкурсе на самую интересную загадку. Подводят итоги.

Участвуют в конкурсах, выбирают команду для участия в "Фольклорном празднике", учитывая знания по теме и активность на уроке.

Выбирают тему, обсуждают в группах планы сочинений, определяют основную мысль

Урок № 5. Тема: РУССКИЕ ЛЕТОПИСИ. "ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ". "СКАЗАНИЕ О БЕЛГОРОДСКОМ КИСЕЛЕ". ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ и ВЫМЫСЕЛ. ОТРАЖЕНИЕ НАРОДНЫХ ИДЕАЛОВ.

Дидактическая цель: обеспечить усвоение ГОС всеми учащимися.

Тип урока: урок организации усвоения ГОС.

Технология: ЛОО.

Методика: организации усвоения ГОС.

ФОУД: фронтальная работа.

Методы: частично - поисковый, исследовательский.

Теория литературы, развитие речи: летопись, патриотизм, богатырская сила, печенеги.

Оборудование: выставка книг по теме, фотографии древних книг, карта Византийской империи, иллюстрации, изображающие древних летописцев, отрывки из оперы "Борис Годунов".

Инструмент определения результата: педагогическое наблюдение.

Мотивация

Целеполагание

Актуализация знаний

Применение знаний

Рефлексия

Домашнее задание

Предлагает задуматься над вопросом, кто мы, откуда мы родом, кто такие славяне.

Обращает внимание на эпиграф к

"Повести временных лет" и его

смысл. Рассказывает о христианстве, о появлении древнерусской литературы, о летописях, первом летописце Никоне, о Сильвестре.

Читает главы из "Повести" и повторяет вопрос, заданный в начале урока. Читает "Сказание о

Кожемяке" и предлагает вопросы: кто такие печенеги? Каким показан "старый муж,пришедший к Владимиру?

Читает "Сказание о белгородском киселе" и предлагает учащимся самим сформулировать вопросы для выявления идеи. Помогает при затруднении. Знакомит с древнерусской живописью и архитектурой. Какие традиции фольклора продолжают летописцы? В чём отличие их от фольклора?

Предлагает оценить свои знания.

1.Прочитать другие главы из "Повести",пересказать.Составить характеристику героя одной из летописей. 3. Написать летопись о нашем времени для "Повести".

Отвечают и при затруднении ставят цель узнать об этом на уроке.

Объясняют смысл слов Д.С.Лихачёва Слушают рассказ учителя, читают статью учебника "О повести временных лет" и составляют план по ней.

Отвечают на вопрос, опираясь на сведения из статьи учебника. Слушают чтение учителя, отвечают на вопросы.

Формулируют вопросы: Что такое осада? Почему новгородцы решили сдаться врагу? Правы ли были в этом? Почему с радостью послушались старца? В чём заключался его совет? Какой двойной смысл имеет фраза "мы имеем пищу от земли"?

Оценивают свои знания по всей изученной теме с помощью теста.

Выбирают задание по своим интересам и возможностям

Модуль № 2. ПРОДОЛЖЕНИЕ НАРОДНО - ПОЭТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ 19 - 20 ВЕКА

Тематическое планирование по теме "Фольклор и литература 19 - 20 века" в 6 классе.

И.С.Тургенев "Записки охотника" "Бежин луг".

Откуда мог знать Тургенев народные легенды, поверья, воспитываясь в помещичьей семье? Какие истории вас больше всего заинтересовали? Во что верили крестьянские дети, каким представляли себе мир, как его познавали? Как называются их рассказы в ночном у костра? Для чего они им служат? Как вы относитесь к черте русского человека найти всему объяснение? Как рождаются былички? Как автор относится к рассказам детей? Сумел ли передать читателям чувство уважения к человеку из простого народа? Какими средствами он этого достигает? Составление характеристики Павлуши и Илюши по плану, сопоставление их по рассказу о светопреставлении. Сравнить описания утра в начале рассказа и в конце. Как их различие связано с той ролью, которую они играют в тексте? В чём идея рассказа? В чём связь его с фольклором?

Н.А.Некрасов стихотворение "Железная дорога" Каким образом судьба свела поэта - дворянина с народом и его поэзией? Какие сказочные герои помогают автору выразить свою идею тяжёлого положения народа? Как правдивые картины превращаются в фантастические? Черты какого жанра появляются при описании видений лунной ночи? Найдите определение жанра баллады по словарю. В чём идея стихотворения?

Н.С. Лесков. "Левша"

Что вы знаете о жанре сказа в литературе? Найдите в словаре его оределение. Из какого слоя населения сказитель, повествователь? Докажите свою мысль. Найдите зачин, повторы, определите тип речи. Какой жанр напоминает сказ? Как характер Левши проявился в его ответах царю и в пословице, которой он ответил Платову? Какой смысл имеет пословица "У него хоть шкура овечкина, так душа человечкина" На каких сказочных героев похож Левша и чем? В чём проявилась связь сказа с фольклором? (замысел из поговорки, легенды о тульских мастерах, безымянный герой). В чём своеобразие языка сказа? Приведите примеры курьёзов в духе народного скоморошества.

А.П.Чехов "Лошадиная фамилия". Только ли анекдот?

Что такое жанр анекдота? Какие анекдоты вы знаете? Что такое курьёз, шарж? Существенное или случайное из жизни героя изображает автор? Какие курьёзные поступки совершает генерал в ожидании доктора? Что сразу же делает приказчика Якова Васильевича персонажем общего анекдотического ряда? Какие приёмы изображения комического использует автор? Приведите примеры речевых ошибок, нарушения логики в изложении, несоответствия утверждений. Какое анекдотическое слово сыграло роль в развитии сюжета? Какие несоответствия делают сцену кульминации анекдотичной? Отличается ли персонаж в сцене развязки от себя в ситуации казуса? Сумел ли преодолеть герой курьёзную ситуацию без нравственных потерь? Каким вернулся в обычную жизнь? В чём связь рассказа Чехова с народным анекдотом и в чём отличие?

Родная природа в русской поэзии 20 века. С.А.Есенин. Фольклорные традиции в творчестве поэта.

Рассказ о родине поэта, чтение стихов "Задремали звёзды золотые" (Какие краски с русских икон использует автор; какими олицетворениями и эпитетами передаёт тишину утра и радость пробуждения); "Мелколесье" (какие фольклорные образы использует автор); "Пороша" (в чём смысл приёма аллитерации). В чём внутренняя близость поэзии Есенина к фольклору?

М.М. Пришвин "Кладовая солнца". Философский смысл повести.

Учебное занятие. ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С ЗАНЯТИЕМ ЛИТЕРАТУРНО -ДРАМАТИЧЕСКОГО КРУЖКА "ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК "НА ВЯТКЕ СВОИ ПОРЯДКИ"

Цель: способствовать развитию креативности школьников, подвести итоги работы по теме "Фольклор" в 5 - 8 классах; воспитывать любовь и уважение к народным традициям.

Форма: семейный праздник - посиделки.

Оборудование: декорации крестьянской избы, гармонь, народные костюмы, музыкальный центр, видеокамера, цифровой фотоаппарат.

Участники: учащиеся 1-11 классов, учителя, воспитатели, родители, представители Дома культуры, библиотек, гости.

Методика, технология: методы креативной педагогики.

Инструмент определения результата: творческие задания для учащихся.

Планируемый результат: уровень творческой активности школьников, эмоциональное развитие.

Ход занятия

Ведущий открывает праздник и предлагает перенестись в далёкую старину, в вятскую деревню и представить, чем занимались наши предки. Летом они водили хороводы. Участники команд 5 -го. 6-го. 7-го. 8-го классов показывают свои хороводные песни и танцы: "Со вьюном я хожу". "Во поле берёза стояла". "Милый мой хоровод". Зимой собирались у кого-нибудь в избе, пряли и скрашивали долгое время народными песнями. Команды исполняют песни: "Ой. то не вечер". "Белолииа - круглолица". "Во деревне то было в Ольховке". "Мальчик - кудоявчик". Когда работа заканчивалась, начиналось главное веселье с вятским танцем "Топотухой" под лихие частушки. Участники праздника начинают перепевки под гармошку, кто кого перепоёт и перепляшет. А чем занимались дети? Маленькие засыпали под колыбельную песню. Объявляется конкурс колыбельных песен. Ребёнок рос и развивался под всякого рода пестушки и потешки. Проводится конкурс пестушек и потешек. Дети постарше играли и знали великое множество считалок, дразнилок, поддёвок, песенок, прибауток, скороговорок. Объявляется конкурс малых жанров детского Фольклора. Подрастая, ребёнок развивался не только физически, но и интеллектуально. А ум проверяли загадками. Конкурс на самого сообразительного. Ум и сообразительность проявлялись в сочинении разного рода перевертышей, долгоговорок, стишков, приговорок, небылиц, докучных сказок. Конкурс на самые интересные произведения детского Фольклора. Пословицы используют в своей речи все, но есть особые - вятские. Конкурс на лучшего знатока пословиц и поговорок. Но самым любимым жанром фольклора всегда была сказка. На суд зрителей представляют свои инсценировки вятских сказок участники литературно - драматического кружка: "Гоое ли горевание". "Солдатская загадка". "Наперёд всё знать". Во всех конкурсах имеют право помочь своим детям родители, дедушки и бабушки, другие гости. Подводятся итоги. Участники сами оценивают мероприятие. На дом даётся задание записать различные жанры Вятского фольклора, которые до сих пор живы в народе. (Сценарий праздника см. в Приложении).

Учебное занятие. ВНЕШКОЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ СОВМЕСТНО С СЕЛЬСКИМ ДОМОМ КУЛЬТУРЫ ПОСЁЛКА ГОСТОВСКИЙ.

Цель: приобщение к народным традициям, развитие креативности, связь с жизнью, нравственно- эстетическое воспитание.

Форма: купальское театрализованное представление творческого коллектива "Забавушка".

Участники: члены литературно -драматического кружка МОУ СОШ п. Гостовский, творческий коллектив "Забавушка", население Гостовского поселения.

Оборудование: народные костюмы, декорации, музыкальный центр, макеты.

Планируемый результат: развитие креативности, эмоционально - нравственное развитие.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Начинается представление сценой, сопровождаемой музыкой, где дети играют, разводят костёр, собираются встречать купальскую ночь, но появляется лесник Егор и пугает их штрафом . Но дети скоро успокаиваются и просят рассказать его про огонь папоротника. Дед Егор повествует о том, как в былые времена "Во Руси жила Лебедь ясная, красотою своею прекрасная, верности Матушки Лебедия, свят оберег Россеи". Были у неё сестры Огневица да Водяница. Дружно жили, и была в те времена велика Россия. Но налетел Коршун и захотел погубить их. Улетела Лебедиюшка к Солнцу -Батюшке и оставила завет людям раздобыть Огонь Купалы - Коршун того Огня боится. Дети, услышав историю Лебеди, решаются на поиски Купальского Огня. В это время рождается герой, способный победить злодея. Дети вместе с Иванушкой находят Огонь и с помощью зрителей выручают из беды всех сестёр. Представление сопровождается музыкой, песнями, танцами. После этого игры, забавы, обливание водой из шлангов, соревнования продолжаются всю ночь до утра. (Сценарий праздника см. в Приложении)

Приложение 1, приложение 2, приложение 3.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21