Преподавание литературы Анализ эпизода поэмы М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2014.06.29 Просмотров: 1050 Широченкова Валентина Ивановна, учитель русского языка и литературы Оборудование: рисунки учащихся, портрет М.Ю.Лермонтова, иллюстрации к поэме. Ход урока 1. Проверка домашнего задания. Учитель: Мы познакомились с героями поэмы М.Ю.Лермонтова, увидели мир купеческой Москвы 16 века, перенеслись в суровые времена правления царя Ивана Васильевича. По прозвищу Грозного, увидели, какие могучие богатыри жили в те далёкие времена. – Какими же вы увидели главных героев? Зачитать. 2. Учитель: И сегодня мы посмотрим, как же этот конфликт разрешается М.Ю.Лермонтовым. Выразительное чтение 3 части (7 минут) . Вопросы по содержанию: – Как бы вы озаглавили главу? (Олицетворения, сравнения, эпитеты делают зарю живой, красивой. Передаётся радость от утра.) – Как автор относится к пейзажу? О чём говорит этот вопрос? (Предчувствие кровавых событий. Контраст.) Учитель: И вот начинаются эти события. Перескажите. (Праздник, потешиться, кулачные бои посмотреть, себя показать.) – Что значит кулачный бой? Кто их провозглашает? (Рассказ учащихся о кулачных боях на Руси. Об условиях боя. Правилах поведения.) Учитель: И вот выходит первый боец. Кто он? Зачитать. – Почему он первый? (Чувствует уверенность.) Учитель: Противники готовы к бою. Сразу ли он начинается? Почему? (Кирибеевич уверен в победе, ему нравится потешаться над другими. Это устрашит Калашников согласен с ним. Что один умрёт. Называя себя, он обвиняет опричника в преступлении перед божьими законами. Он готов к смерти, защищая честь семьи.) – А что Кирибеевич? Зачитать. Учитель: Калашников уже победил. Это возмездие за вседозволенность. 3. Учитель: Поединок. Как автор называет бой? (Богатырский.) – Почему удар приходится именно по кресту? (Опричник попрал Божьи законы по отношению к священным узам брака, недаром Калашников называет его басурманским сыном. Крест на груди у купца – это символ защиты Бога того, кто стоит за правду.) – Удар сильный? Где автор показывает это? (Крест погнулся, грудь затрещала, кровь, как роса, закапала на снег, окропив его в алый цвет. Как алая заря.) Удар Калашникова. Зачитать. – Есть ли сомнения у купца? (Нет, он готов до последнего идти за правду.) Автор показывает нам, читателям, что вседозволенность сгубила такого молодца. 4. Учитель: В.Г. Белинский о смерти Кирибеевича сказал так в своём “Стихотворении о Лермонтове”: “Не правда ли: вам жаль удалого, хотя и преступного бойца? С невыразимой тоской повторите вы за поэтом жалобную мелодию, которою выразил он его падением. А между тем вы же сами желали победы благородному купцу и гибели его преступному оскорбителю” – Согласны ли вы с этим? 5. Исход боя. Что следует из условий, которые провозгласил царь? (Победителю – награда.) – Как награждён Калашников? (Казнить!) 6. Справедливо ли решение царя? (Да) Ведь Калашников – убийца. – А нам жаль купца?. Почему же он не оправдывается? (О своём позоре нельзя говорить.) 7. Как теперь изменилось настроение в “Песне..”? Зачитать. (“ И казнили Степана Калашникова.....) – Почему смерть купца лютая, позорная? (Страшная казнь, позорная для Калашникова, так как он стал убийцей. Может быть, поэтому он наказывает братьям не говорить детушкам о нём. Помолиться в церкви за душу его грешную.) 8. Учитель: Сюжет закончен. Что осталось? Своё слово автор передаёт гуслярам. Как представителям народа. Они высказывают свою точку зрения. И они это говорят. Зачитать. (“ И проходят мимо люди добрые...”) Согласен с ними автор? Как же получается: Калашников – убийца. А народ его прославляет? (Народ оценил подвиг Калашникова. Не считает его преступником, так как стоял Степан Парамонович на защите человеческого достоинства. Своей жизнью и смертью он утверждает, что нет на свете ничего выше человеческого достоинства. Что борьба за правду не обходится без жертв. Но лучше погибнуть, чем смириться с бесчестьем. Поэтому и живёт среди людей память о герое и его подвиге. Гусляры, рассказывая о могиле. Утверждают, что подвиг не только делает бессмертным человека в памяти людей, но и рождает новых героев.) Зачитать заключительные строки поэмы. 9. Учитель: Подведём итоги. Произведение прочитано, осознано, каждый из вас, надеюсь, открыл героев М.Ю.Лермонтова ещё раз. Стали понятнее проблемы, поднятые автором. Домашнее задание:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |