Учитель литературы: - Уже много сотен лет назад повелось на Руси петь былины и сказывать сказки. Они передавались от предков вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда, не вырежешь ложки. Повторение пройденного материала анкетированием.(понятие былины, отличие от других литературных жанров, особенности былин.) - Как исполнялись былины? Учащиеся: - Былины проговаривали нараспев, часто в сопровождении гуслей. На гуслях играли гусляры. Учитель музыки: - Гусли – это один из древнейших инструментов славян, появившийся почти 2 тысячи лет назад. В былинах гусли называют яворчатыми или яровчатыми, т. к. делали их обычно из белого клена – явора. Звучание гуслей У.л: - На какие два цикла делились все былины. Учащиеся вспоминают о двух циклах былин. Уч.: - Киевский (былинные герои, прославившиеся ратными и трудовыми подвигами. “Илья Муромец и Соловей – разбойник”, “Алеша Попович и Тугарин Змей”, “Добрыня Никитич и Змей”, “Вольга и Микула Селянинович”) Работа с иллюстрациями (портрет Васнецова, картина “Богатыри”) - Новгородский (былины о купеческом сословии, самая яркая былина “Садко”) Работа с текстом по содержанию былины. Выразительное чтение, работа с иллюстрациями. Учащиеся находят в былине текстовые фрагменты, соответствующие данным иллюстрациям. У.л.: Обладая высокими художественными достоинствами, богатым жизненным описанием, былины сыграли видную роль в развитии русского искусства – литературы, живописи, музыки. Работа с иллюстрациями (портрет И.Е. Репина, картина “Садко в подводном царстве”) Обращение к эпиграфу (Самигулина) У.м.: - Былины вдохновляли не только художников, но и композиторов на создание своих произведений. (Слово о композиторе Н.А. Римском – Корсакове). Работа с музыкальным словариком.(опера) Слушание увертюры к опере “Садко” У.м.: - Как в музыкальном словаре называется вступление к опере?(увертюра) Учащиеся раскрывают характер увертюры при помощи таблицы эмоционального настроения. - Римский – Корсаков написал оперу на основе текста былины “Садко”. Как называется литературный текст оперы? (либретто) Видеофрагменты из оперы: 1. “Заиграйте, мои гусельки” (учащимся предлагается “стать”). Работа таблицей эмоционального настроения. 2. “Колыбельная Волховы” Работа таблицей эмоционального настроения. Краткая сравнительная характеристика былины и оперы (сюжет, новые герои). У.л.: - Какими качествами обладает наш герой Садко? Ответы детей с подробными комментариями и выдержками из текста. Обращение к эпиграфу (Аникин) Актуальность былин, связь времен и поколений. У.м.: Обобщение. Учащиеся отвечают на вопросы. Вывод. У.л.: Ключевые слова урока. Написание синквейна. |