Преподавание русского языка Урок развития речи в 8-м классе. Тема: "Ты пишешь письмо мне…"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 989 Бокова Светлана Александровна, учитель Цели занятия:
Оборудование:
Оформление доски:
ХОД УРОКАI. Организационный момент.II. Вступительное слово учителя.- Ребята! Сегодня предметом нашего разговора на уроке будут письма. Каждый из нас хоть раз в жизни писал и получал письма. Письма пишут разные. И далеко не всегда написать хорошее письмо так уж просто. Сегодня на уроке перед нами стоит проблема: “Культура письма – это культура человека?”. (Запись в тетрадь.) А цели наши с вами – узнать историю письма, познакомиться с разновидностями писем, научиться писать содержательные и интересные послания. III. Словарная работа- На доске записаны слова, расставлены ударения. Давайте, запишем эти слова и узнаем их значения.
IV. Работа над эпиграфом к уроку.Учитель: Какие выводы можно сделать из мудрых мыслей писателя К. Паустовского? (Надо много писать, искать выразительные и нужные слова, представлять того, кому пишешь.) V. Реализация индивидуальных заданий. Историческая справка “Из истории эпистолярного жанра”.Учащиеся выступают с сообщениями. Сообщение “Узелковое письмо”В древности распространить какое-либо известие о себе было делом сложным, трудоёмким. Нужно было либо долгие месяцы долбить зубилом неподатливый камень, либо обжигать глиняные таблички, либо обрабатывать кожу или стебли папируса. Были и другие трудности. Если написавший придавал письменным знакам одно значение, то читающий порой их не понимал или имел в виду совсем другое. Об этом забавно рассказал английский писатель Джозеф Редьяр Киплинг в своей сказке “Как было написано первое письмо”. Самые древние памятники письменности были обнаружены в 4 тыс. до н.э. в древнем Междуречье. Учёные считают, что их возраст 5 тысяч лет. Но прошло ещё много времени до того момента, когда люди научились писать и сделали первые записи. Существовало узелковое письмо, когда люди ещё не умели писать. Особенно наловчились в этом трудном деле жители Перу в южной Америке. Для узелкового письма брали толстую верёвку, к ней привязывали, как бахрому, тоненькие разноцветные шнурки разной длины. На этих шнурках завязывались узелки. Чем ближе к толстой верёвке был узел, тем важнее была вещь, о которой он говорил. Чёрный узел обозначал смерть, белый – серебро или мир. Красный – войну, жёлтый – золото, зелёный – хлеб. Если узел не был окрашен, он обозначал число: простые узлы – десятки, двойные – сотни, тройные – тысячи. Прочитать такое письмо нелегко, перуанских детей учили узелковому письму-квипу. У других индейцев – у гуронов, ирокезов – узелковое письмо заменяли бусы из разноцветных морских раковин-вампум. Раковины распиливали на маленькие пластинки и нанизывали на нитки. Из этих ниток делали целые пояса. И тут чёрный цвет обозначал всё неприятное – смерть, несчастье, угрозу; белый – мир, жёлтый – дань, красный – опасность, войну. Письмо из раковин только помогало человеку, но не могло заменить его. Чтобы не выходило путаницы, каждый индеец, составивший из раковин письмо, должен был сам его отнести и даже прочесть вслух. Сообщение “Письмо скифов”Когда люди не умели писать на бумаге, они составляли из вещей целые письма. Скифы, населявшие в древности Южную Россию, послали однажды своим соседям вместо письма птицу, лягушку, мышь и пять стрел. Это значило: “Умеете ли вы летать, как птицы, прятаться в землю, как мыши, прыгать по болотам, как лягушки? Если не умеете, то не пробуйте воевать с нами. Мы осыплем вас стрелами, лишь только вы вступите в нашу страну”. До настоящих писем, до говорящей бумаги люди додумались очень не скоро. Сообщение на тему “Идеография, или символическое письмо” Следующим этапом развития письменности была идеография, или символическое письмо. Примером может служить древнеегипетская письменность. Внешне она схожа с пиктографией, хотя с самого начала эти два вида письменности существенно различались. Если пиктография служила для изображения целого сообщения, то каждый знак идеографической письменности – иероглиф – изображал отдельное слово. Египетские иероглифы не так уж долго оставались идеографическими знаками, т.е. обозначающими только содержание слова без учёта его звучания. Наряду с ними появились знаки фонетические, отражающие именно звучание слова. С течением времени грамотных становилось больше: уже не только жрецы, но и купцы, моряки и военачальники нуждались в письменности, чтобы вести свои дела. А фонетический принцип оказался гораздо более лёгким для усвоения и употребления, чем идеографический, который требовал механического запоминания сотен знаков. Поэтому египтяне перешли в основном на фонетическую письменность. Вначале появились знаки, обозначавшие звучание целого слова, затем – знаки для отдельных слогов (причём знаки в египетской письменности воспроизводили только согласные звуки слова). Постепенно слоговые знаки стали преобладать в древнеегипетской письменности, хотя продолжали существовать в ней и иероглифы идеографического характера. Кроме письма египтяне сделали ещё одно великое изобретение – они придумали, как изготовлять удобный материал для письма – папирус. Некогда на берегах Нила и около озера Чад зеленели заросли высокого растения, немного похожего на осоку. Это папирус. Его стебли разрезали вдоль и укладывали рядами, чтобы край одного стебля ложился на край соседнего. Поперёк одного слоя стелили новый и спрессовывали. На протяжении многих лет учёные не могли разгадать, чем склеивали слои папируса. Наконец установили, что чудодейственный клей – сок самого растения, выдавленный под прессом. Он и цементировал тоненькие слои первой в истории бумаги. Сообщение на тему “Берестяная грамота мальчика Онфима, жившего, жившего в XIII веке в Новгороде”В июле 2000 года в газетах появилось сообщение о сенсационной находке: археологи, работающие в Новгороде, обнаружили уникальный памятник письменности домонгольского периода. Первое открытие такого масштаба было сделано почти 50 лет назад, когда при раскопках в Новгороде под руководством известного учёного А.В. Арциховского археологи нашли первые берестяные грамоты – памятники древнего письма. Они поразили учёных тем, что в большинстве своём это были частные письма, заметки, записи, сделанные новгородцами – мужчинами, женщинами, детьми, а отнюдь не профессиональными переписчиками. Позже наука получила доказательство широкого распространения грамотности на Руси уже в XI веке. Для письма в Новгороде использовали не только берёсту, но и дощечки, покрытые воском (дощечки-церы – от латинского cera “воск”), буквы на которых процарапывали костяным стержнем. Вот такие три дощечки, соединённые друг с другом и сохранившие слой войска, и нашли летом этого года в одном из новгородских раскопов, где археологи дошли до слоёв X-XI веков. Вот какую древнюю историю имеет письмо на Руси. VI. Работа со схемой-опорой.- Итак, обратим внимание на части, из которых состоит любой вид письма.
– сообщение о новостях; VII. Групповая исследовательская работа.Каждой группе раздаются разные виды писем. Задание: прочитать и ответить на вопросы:
Текст 2
VIII. Обращение к письмам военных лет.- Зачем пишут письма? Письма – бесценные свидетельства времени, исторические документы. А знаете ли вы, ребята, что еще было особое время, когда писем ждали, некоторые письма боялись читать. Эти письма особые. О каких письмах я говорю? (Это – письма фронтовые.) Подготовленный ученик читает стихотворение И. Уткина “Ты пишешь письмо мне”, 1943 г. – Письма с фронта. Они не шли в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольником. Вот так… Учитель показывает примеры таких писем. Зачитываются тексты писем, стихотворения о Великой Отечественной войне. “ Привет с фронта! Здравствуйте, Нина! Сегодня такая радость – получил Ваше письмо! А главное, почувствовал, что оно немного другое, чем прежние, – теплее и сердечнее. К сожалению, в этот же день, вечером произошло несчастье – убило моего связного Васю Колбина. Он как-то неосторожно высунулся из окопа. И снайпер попал ему прямо в лоб. Он был очень хороший парень, и мы здорово сдружились за это время… Я Вам признаюсь, – ночью, оставшись в землянке один, я плакал, как маленький. Представляете – я, мужчина, командир взвода, и плакал! Утром писал письмо его родным. Если бы Вы знали, как это тяжело”. Ученик:
“Привет с фронта! Здравствуйте, Нина! Простите, что долго не писал. Нас перебросили на другой участок. Был длительный марш, в котором было трудно выбрать время для писем. …Вчера был дождь. Такой хороший ливень с грозой, после которого мы наслаждались свежим и пахучим воздухом… Но не дай Бог быть Вам здесь. Девушкам на фронте тяжелее. Когда я вижу здесь связисток или сестричек, меня наполняет какая-то нежность к этим девочкам в военной форме. Нет, мне не нравится ни одна. Просто ко всем нежность и жалость, что им приходится быть на фронте, где довольно трудно и мужчинам”. - Что вы, ребята, можете сказать об авторе этих писем? Можно ли сделать по письмам вывод, что это за человек? Медсестричка военного госпиталя – адресат этих писем говорит о нём следующее: “Постепенно передо мной в письмах Юры Ведерникова вставал человек. Не просто влюблённый паренёк, а человек со своими мыслями, мечтами, со своей судьбой. Я так и написала ему: “Вы стали интересны мне, Юра, как человек, Ия с нетерпением жду ваших писем, чтобы узнать о вас ещё что-то новое…” А в конце даже добавила, что буду ждать его, ждать по-настоящему. Учитель: Сколько стихов и песен сложено в пору Великой Отечественной войны. “Я вернусь” – этими словами часто завершались послания к родным. Известное стихотворение К. Симонова стало молитвой к любимым. Чтение стихотворения “Жди меня…” К. Симонова. Учитель: 16 “домашних строк” из письма фронтового поэта своей жене Софье Кревс были положены на музыку. Прослушивание песни “В землянке”. Учитель: Известное стихотворение Е. Благининой “Папе на фронт” передает состояние таких же детей, как и вы. Чтение стихотворения. - Какие мысли, чувства вызвало у вас это стихотворение? - Как прослеживаются образы отца и девочки, адресата и корреспондента этого стихотворного письма? - Каков общий эмоциональный настрой письма девочки? Учитель: Письма согревали бойца, в холодном окопе, солдат, поднимавшихся в атаку, защищали от смерти. Годы уходят, но память о войне жива. Пока мы помним, значит, есть у всех сердце. Как же вы ответите на поставленный в начале урока вопрос “Культура письма – культура человека?” Может, стоит сменить знак? -“Да”. Знак вопроса можно заменить восклицательным знаком. IX. Творческое задание на усвоение темы.- Ребята, составьте письмо-поздравление ветеранам Великой Отечественной войны. Для этого составим вместе памятку, как писать письмо.
Схема письма-поздравления Поздравляю от всей души разрешите поздравить горячо позвольте пожелать от всего сердца сердечно. - Что вы напишите в своих письмах ветеранам? О чём спросите? Что пожелаете? X. Общий итог занятия.- Какие мысли, чувства вы вынесли с урока? Что нового узнали, чему научились? XI. Домашнее задание.
Литература
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |