Преподавание русского языка Способы словообразования. Стилистические возможности словообразованияNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2014.06.13 Просмотров: 1191 Миняева Наталья Александровна, преподаватель русского языка и литературы Тип урока: объяснение нового материала. Тема: Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования. Цель: обобщить знания о способах словообразования (морфологических и неморфологических). Задачи:
Метод объяснения нового материала: объяснительно-иллюстративный. Оборудование: Словари, учебники Е. Д. Ващенко, карточки, раздаточный материал, компьютер, интерактивная доска, проектор. Ход урока I. Орг. момент. (2´) - Здравствуйте! Садитесь. Я рада видеть Вас на уроке. - По рапорту отсутствуют…Остальные все. - Проверим рабочее место. На парте должны быть: учебник (автор Е. Д. Ващенко), рабочая тетрадь, карандаш. - Рабочее место у всех в порядке. Будем работать дружно, быстро, грамотно. II. Актуализация ранее пройденного: (5´) а) Акцентологическая разминка. (4´) - слайд - Внимание на доску (15 слов)
- Прочитайте слова про себя. Продумайте правильное произношение. - Значение каких слов Вам не понятно. - Читаем слова по цепочке. - Работаем в парах. - Читаем слова хором. - Запишите слова в свой личный словарь (1´) III. Проверка домашнего задания а) фронтальный опрос. (5´) - По какой теме выполняли домашнее задание? - Что такое фразеология? (Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему составу и значению, воспроизводимая в речи как готовая единица.) - Кто является автором классификации фразеологизмов? (В. В. Виноградов) - Назовите классификацию фразеологизмов. (Фразеологическое сращение, фразеологическое единство, фразеологическое сочетание, фразеологическое выражение.) - Дайте определение фразеологическим сращениям. (Фразеологические сращения - неделимые и неразложимые сочетания, значения которых нельзя вывести из значений входящих в них слов: то и дело, себе на уме.) - Охарактеризуйте фразеологические единства. (Фразеологические единства – неделимые и неразложимые по смыслу сочетания, значение которых частично мотивируется входящими в них словами: выносить сор из избы («раскрывать тайну»)). - Фразеологические выражения это… (Фразеологические выражения - обороты, которые состоят целиком из слов со свободными значениями: Не пройми копьем, а пройми языком) - Что означают фразеологические сочетания? (Фразеологические сочетания – это устойчивые сочетания, в которых употребляются слова с несвободными значениями: тоска берет, насупить брови.) - Ещё какие виды фразеологизмов существует? (Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-омонимы.) б) самостоятельная работа (5´) - Внимание на доску. (слайд)
- Значение каких фразеологизмов Вам не понятно? - Задание: К данным фразеологизмам подобрать – фразеологизмы антонимы, определить их лексическое значение и составить предложения с любыми 3 парами фразеологизмов. Карточка (слайд) Подберите к данным фразеологизмам антонимические пары. Составьте предложения с любыми 3 парами фразеологизмами.
- Какие вопросы возникли при выполнении задания? - Кто ответит на вопрос. - Сдаем работы. IV. Работа по теме урока а) психологическая подготовка к восприятию новой темы. (7´) - Внимание на доску. (слова с акцентологической разминки) (слайд) - Выпишите по 3-4 примера орфограмм в морфемах.
- Проверяем. - Обратите внимание, что морфема и слово имеют сходство. Это значимые единицы языка. Слово обладает значением. Морфема тоже обладает значением. Например: -ёр- это суффикс существительных, обозначающих лицо по занятию, названному соответствующим глаголом. (Дирижер – дирижировать, режиссер – режиссировать). - Но различия существуют. - А какие? Как вы думаете? - Верно. Слово самостоятельная единица, а морфема «живет» в слове. Из морфем строятся слова, а из слов предложения. - Построим схему (1´) (интерактивная доска) Морфемы русского языка - Обратите внимание, что аффиксы могут использоваться для образования новых слов и форм слова. Аффиксы, которые используются при образовании нового слова, называются словообразующими (словообразовательными). Аффиксы, которые используются для образования формы слова, называются формообразующими (формообразовательными). - Запомните формообразующие аффиксы в основу не входят. (Карточки) - Внимание задание: в каждом слове выделите основу (по рядам) (4´) Карточка 1 (слайд) Иду – идет, писать – писал, окно – подоконник, красивый – красивее, бежать – бег. Карточка 2 Красивый – красивейший, искра – искорка, живу – живешь, ходить – ходьба, писать – пишущий. Карточка 3 Умывать – умываться, уверенно – увереннее, снег – снеговик, учить – учишься, подметать – подмети. Карточка 4 Близко – ближе, давай – давайте, радость – радостный, сделав – сделать, летать – лететь. Карточка 5 Утро – утром, любить – любовь, телефон – телефонный, переходить – переход, законспектировал – конспектировать. Примечание. В четвертой карточке находим видовую пару глаголов, что соответствует словообразовательному значению аффиксов. В пятой карточке встречаем образование наречия (утром) от формы творительного падежа имени существительного. - Мы плавно подошли с Вами к теме нашего занятия. (слайд) Тема: «Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования». Цель занятия: обобщить знания о способах словообразования (морфологическое и неморфологическое) - Что изучает словообразование? - Как же связаны между собой морфемика и словообразование? - В чем состоит их различие? - На какие группы делятся способы словообразования? - Назовите морфологические способы словообразования. - Какие неморфологические способы словообразования Вам известны в) Составление таблицы. (20´) (интерактивная доска) - Внимание на интерактивную доску и на таблицы, которые есть у Вас на столе. Здесь указаны способы словообразования, виды и примеры. (см. приложение) - Читаем про себя (2´) - Озвучим таблицу (2´) - Работаем в группах по 4 человека. - Анализируя эти три колонки, вы должны определить путь словообразования и изменение части речи. На работу (15’) - Какие трудности возникли при выполнении работы? (1´) V. Задание на дом (1´) Учебник Е. Д. Ващенко с.130-139, вопросы на с.139-140, упр. 108, 110. VI. Работа по учебнику. (4´) - Открываем учебник Е. Д. Ващенко с.133 - Внимательно просмотрите §14-15. - О чем мы ещё не упомянули? - Верно. Существует план разбора по составу и словообразовательный анализ слова. - Записать в тетрадь для схем. VII. Практическое закрепление нового материала. Задание 1. Определить каким способом образованы слова. (3´) (слайд)
Задание 2. 1. Осложненное списывание. (10´) (слайд) а) Я приобрел книжонку сказал мой собеседник и назвал фамилию поэта-классика. Почему вы говорите так пренебрежительно возмутился я. Что вы но ведь она тоненькая да и формат небольшой ответил собеседник. б) Так я выяснил, что мой собеседник путает слова «книжечка» и «книжонка», не замечает разницы в их значении… Задание к тексту: Записать I часть в форме диалога, расставляя пропущенные знаки препинания. Из II части выписать слова с пропущенными буквами и обозначить условия выбора вставленных орфограмм. - Какая разница в значении слов книжечка и книжонка? («Книжечка» - уменьшительно-ласкательное, а «книжонка» - пренебрежительное) - Благодаря чему изменилось значение слова? (Благодаря суффиксу субъективной оценки.) - Выполните морфемный разбор слов: собеседник, книжонка. - Определите значение морфем в первом слове.
- Богатство словообразовательных суффиксов в русском языке дает возможность расширить пределы поэтического словаря. Суффиксы субъективной оценки вносят разнообразные оттенки значений слов, выражают авторскую позицию, идейный смысл произведения.
Слова с суффиксами оценки выполняют разную роль: выражают расположение к собеседнику, придают ироничную окраску, создают фамильярно-непринужденный тон. Задание 3. (10´) (слайд) 1. Прочитайте текст. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. (3´) - Какую функцию выполняет оценочная лексика? А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском звании родились? А все оттого, что милость божья к нам была. Кабы не она, и мы сидели бы теперь в избушке, да горела бы у нас не свечка, а лучинушка, а уж чайку да кофейку – об этом и думать бы не смели! Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких-нибудь пустеньких поужинать собирали. Ответы к заданию: Маменька, избушке, свечка, лучинушка, чайку, кофейку, лаптишечки, пустеньких. Оценочная лексика служит для создания психологического портрета героя. Его речам ласковые слова придают слащавость и елейность, которыми он старается прикрыть свое лицемерие и ханжество. 2. Прочитайте текст. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. (3´) - С какой целью автор использует их в своем произведении? Она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке; с красными детски пухлявыми губками и нежными ручками; высматривала, как зверек. Ответы к заданию: В комнатке, мышонок, в норке, губками, ручками, зверек. Используя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, автор выражает свою симпатию и расположение к героям. 3. Образуйте слова с пренебрежительным значением, используя суффикс -онк-: (3´) Шапка, собака, одежда, лодка, рубаха. VIII. Итог урока (4´) - Какую тему мы изучали сегодня на уроке? - Что нового Вы узнали о способах словообразования. - Уроком довольна. - Оценки за урок… - Спасибо за урок. Урок окончен. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |