Преподавание русского языка Урок русского языка по теме "Неопределенно-личные предложения"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 3151 Биткова Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы Цели:
Ход урока
I. Организационный момент.Учитель читает стихотворение Аполлона Майкова «Пейзаж» под музыку Грига «Утро» (на доске иллюстрации Левитана, Шишкина).
Для того, чтобы работа на уроке была более плодотворной, творческой и интересной, мы начали урок с лирической ноты. Прозвучало стихотворение А.Майкова «Пейзаж», под музыку Эдварда Грига «Утро», на фоне пейзажей Левитана и Шишкова. – Может быть кто-то заметил, какие односоставные предложения встретились в стихотворении Аполлона Майкова? (Идешь – и нет конца пути, идешь, как будто по водам). – К какому типу односоставных предложений они относятся? Почему? II. Проверка домашнего задания.– Обратите внимание. Перед вами лежат оценочные листы, где вы будете выставлять себе баллы за каждый этап урока. 1. Проверка творческих работ. – Дома вам нужно было составить миниатюру в форме письма, используя определенно-личные предложения. (Зачитывают 1-2 миниатюры, называют о.-л. предложения). 2. Проверка теоретических знаний об определенно-личных предложениях. Работа в парах (фаза вызова).
3. Постановка проблемного вопроса. – Прочтите предложение, записанное на доске? – Можно ли его назвать определенно-личным? Почему?
III. Тема. Цели урока. Мотивация.Изучение нового материала. – Объявление темы, целей урока (приложение 2, слайд 1). – Зачем нам нужно это знать, как это может нам пригодиться в жизни? – Итак, вернемся к предложению. Вы сказали, что в нем не назван деятель. Попробуем выяснить, какими формами глагола выражается сказуемое в неопределенно-личных предложениях. Может, это предложение окажется неопределенно-личным? Получение новых знаний. (Ситуация выбора). – Каждый из вас получил на парты карточки и может выбрать для себя ту, которую считает приемлемой. Одним нужно определить форму глаголов, а другим — придумать к заданным формам свои примеры. – Слабым ученикам предлагаю воспользоваться & 182 учебника. 1.
2.
Вывод: – Какие предложения называются неопределенно-личными? – Какими формами глагола выражается сказуемое в неопределенно-личных предложениях? (слайд 2-3) – Приведите свои примеры. – Вернемся к предложению, записанному на доске. Что это за предложение? Объясните. IV. Закрепление изученного материала.1. Письмо с комментированием. Находим грамматическую основу, определяем тип односоставного предложения.
– Составьте схему последнего предложения. – Обратите внимание, что неопределенно- личные предложения могут находиться в составе сложного предложения! 2. Графические схемы. А) – Составьте схемы предложений, спроецированных на доске. Укажите тип односоставных предложений. (1 ученик выполняет это задание на интерактивной доске.). – Проверка выполненного. Со всем ли вы согласны? Если нет, то почему?
В) Теперь задание усложняется. Составьте предложения, соответствующие схемам.
Проверка. 3. Самостоятельная работа. Дифференцированные задания. (Индивидуальные карточки). – Для сильных обучающихся: списать текст. Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, определить тип односоставных предложений.
– Для слабых: спишите, вставьте пропущенные буквы, определите тип односотавных предложений.
4. Самопроверка. На доске спроецирован образец, по которому обучающиеся проверяют свои работы (слайд 5). 5. Функции неопределенно-личных предложений в текстах художественных произведений. Как вы думаете, для чего используются неопределенно-личные предлолжения в художественных произведениях? Работа в группах. – Вот это вам сейчас и предстоит выяснить. – Для этого предлагаю вам разбиться на 3 группы. Каждая из них получит задание. 1 группа. Найдите неопределенно-личные предложения. Какова их функция в художественном тексте?
2 группа. Найдите неопределенно-личные предложения. Какова их функция в художественном тексте?
– Почему же не названы истинные лица? 3 группа. Найдите неопределенно-личные предложения. Какова их функция в художественном тексте? Найдите синонимичную пару. В чем их различие?
Вывод! – Во всех неопределенно-личных предложениях не известен деятель. Для чего же используются неопределенно-личные предложения в художественных текстах? (Совершаемое действие не относится к определенному лицу, что позволяет сосредоточить внимание на действии. Действие важнее, чем деятель, деятель неизвестен, и в нем нет необходимости) (слайд 4). Чтение эпиграфа. – Обратимся к эпиграфу к нашему уроку. Русский языковед А.М.Пешковский сказал....(чтение эпиграфа). – Согласны ли вы с высказыванием Пешковского? Почему? 6. Творческая работа в группах. – А сейчас сами попробуете написать сочинение — миниатюру о природе с использованием неопределенно-личных предложений. (Фоном звучит музыка Грига). – Зачитываем работы, находим неопределенно-личные предложения. – Докажите,что они неопределенно-личные. – Что помогли передать в ваших работах неопределенно-личные предложения? V. Итог урока.– Выставление итоговых оценок. – Кто набрал 36 баллов? – От 30 до 36? (Оценка «5») – от 23 до 29? (Оценка «4») – от 18 до 22 ? (Оценка «3») (приложение 1). VI. Домашнее задание.Дифференцированное.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |