Преподавание русского языка Урок русского языка в 7-м классе "Понятие о причастном обороте"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2014.06.08 Просмотров: 908 Платонова Елена Михайловна, учитель русского языка и литературы Цели:
ХОД УРОКА I. Оргмомент Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим разговор о причастии. Запишите число и тему урока. Опираясь на тему урока, попробуйте сами определить цели занятии. В это вам помогут опорные слова: (Приложение 1, слайды 1, 2) Понять (Понять, что такое причастный оборот, роль причастного оборота в предложении. Усвоить, как графически выделяется причастный оборот. Научиться устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словами, находить причастные обороты в предложении) Кроме этого на уроке мы познакомимся с фактами из биографии нашего героя-земляка – Сергея Яковлева. II. Словарная работа Учитель: И начнем мы со словарной работы. (Слайд 3) Запишите данные слова и словосочетания в тетрадь, вставьте пропущенные буквы: Воины-интернац…оналисты, Афганистан, душманы, афганский народ, п…триот, п…триотизм, подвиг, интернац…ональный долг, советские в…йска. (Слайды 4,5) – Определите лексическое значение слов; (Слайд 6) Учитель: Война в Афганистане во второй половине XX столетия. По просьбе афганского правительства с целью защитить народ Афганистана, помочь отстоять независимость Республики, в этой стране находился ограниченный контингент советских войск. Свой интернациональный долг с честью выполняли и чистопольцы. Не всем суждено было вернуться. Защищая мир афганского народа, погибли Сергей Чичеров, Алеша Батянов, Радик Хаятов. Среди них и герой советского союза Сергей Яковлев – выпускник школы №1. (Слайд 7) III. Работа по тексту (Слайды 9, 10):
IV. Работа по карточкам: заполняют пропуски (Слайд 11) Тестовая проверка знаний и умений по теме « Причастие» (Приложение 3) а) Восполните недостающее в определении причастия: Причастие – это …, которая обозначает признак … и отвечает на вопросы … б) Зачеркните лишнее: Причастия бывают сов., несов.в; наст., прош., буд. вр. в) Восполните недостающее: Причастие изменяется по родам, … V. Изучение нового материала Запишите данные словосочетания с причастиями, выделите окончания причастий, укажите главное и зависимое слова. Выполнявшему боевую задачу, в указанный район, командовавший взводом, подбежавший фельдшер, окружившие с трех сторон, наседавших бандитов, любившего свою Родину, приближающаяся помощь – Что называется главным словом? Запись в тетрадях: Главное слово – определяемое слово, у которого есть определение (от него задается вопрос) – Что вы можете сказать о роли причастия в словосочетании? Вывод: причастие в словосочетании может выступать как в качестве зависимого слова, так и в качестве главного слова, т.е. может подчинять себе другие слова. (Слайд 16). Выпишите словосочетания в два столбика: (Слайд 17). Хранящих боевые традиции, выполнявших патриотический долг, приближающаяся помощь, отдыхающие бойцы, над сияющей землей, служащие Родине. Учитель: Причастие, имеющее зависимые слова, называется причастным оборотом. Таким образом, в каком столбике у вас записаны причастные обороты? (Во втором) Учитель: В словосочетании, где причастный оборот выступает в роли главного слова, может быть не одно, а два и более зависимых слов, причем эти слова могут быть различными частями речи. (Слайд 19) Бандиты, с трех сторон окружившие ребят, вели прицельный огонь из автоматов. Запишите предложения, выделите причастные обороты с определяемыми словами. (Слайд 20). 1. На другой день преследовавшие неприятеля войска получили приказ возвратиться в лагерь. Вывод (Слайд 21):
VI. Актуализация знаний Задание выполняется по группам. (Слайды 22-25): I. Вставьте в предложения причастные обороты. (Приложение 4) 1) В нашем городе установлен памятник воинам. Афганистан, воины-афганцы собираются вместе, чтобы вспомнить дни и почтить память товарищей. (погибшим в афганской войне, оставившие суровый след в их нелегкой судьбе, не вернувшихся с войны 1) В нашем городе установлен памятник воинам, погибшим в афганской войне. Афганистан, воины-афганцы собираются вместе, чтобы вспомнить дни, оставившие суровый след в их нелегкой судьбе, и почтить память не вернувшихся с войны товарищей. II. Составьте текст из рассыпанных слов. Графически выделите причастные обороты 1) Афганистана, преклоняемся, защищавших, перед, мы, ценой, жизни, советских, мужеством, солдат, мирный народ. 1) Мы преклоняемся перед мужеством советских солдат, ценой жизни защищавших мирный народ Афганистана. VII. Творческая работа «Каким я представляю человека на портрете» (Слайд 26) Ученики составляют текст, включая причастные обороты. VIII. Итоги урока. Рефлексия (Слайды 27, 28): Ученики:
IX. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «На страже Родины», используя причастные обороты, обозначить их графически. Некоторые учащиеся должны выполнить задания на карточках: вам надо будет найти в тексте причастные обороты, графически их обозначить. (Слайд 29) – Молодцы! Хорошо все поработали сегодня, но хочу отметить … Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |