Преподавание литературы
Программа по литературному краеведению Прикамья
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1511
Матвеева Надежда Михайловна, учитель русского языка и литературы В настоящее время особое внимание уделяется гражданскому воспитанию учащихся. Гражданское воспитание может осуществляться через уроки по литературному краеведению. Занятие краеведением, по мнению пермского профессора В.В.Абашева, "может дать ученику редкую возможность увидеть воочию, как культура осваивает реальность и как перестраивает ее, : может развить у ученика ощущение нахождения в культурном пространстве (а не только в бытовом), ощущение, что культура создавалась и создается здесь и сейчас". И для нас очень важно такое мироощущение ученика. Впервые региональный компонент выделяется как отдельная обязательная для изучения часть базисного учебного плана. Для реализации регионального компонента в литературном образовании школьников необходимы методические рекомендации, методические разработки, примерное планирование уроков. На основе программы по литературе под редакцией Беленького Г.И. и Лыссого Ю.И., учебных пособий "Литература Прикамья" (хрестоматия для начальной школы, Пермь "Книжный мир", 2000 год), "Родное Прикамье" (учебная хрестоматия по литературному краеведению для 5-6 классов под редакцией Красноперова Д.А., Пермь "Книжный мир", 2003год) составлена программа (17 часов) по региональному компоненту для 5 класса. Эта программа позволяет воспитывать в детях любовь к родному краю, расширять их кругозор и способствует духовно-нравственному воспитанию учащихся. Дети знакомятся с национальными культурами родного края (в Прикамье - более восьмидесяти разных народов), получают уроки гражданственности и патриотизма. Цели: - привлечь внимание детей к культуре, истории, природе, людям, судьбам родного края;
- раскрыть уникальность Прикамья;
- воспитывать у школьников чувство гордости за свою малую Родину;
- формировать культуру чтения.
Произведения читаются на факультативных занятиях, органично включаясь в общую программу предмета. Программа по литературному краеведению в пятом классе "Родное Прикамье" № урока | Тема урока | № занятия | Тема занятия | 1. 2. | Введение. Отличие художественной литературы от научно-популярной. Устное народное творчество. Сказки. Понятие об устном народном творчестве. Сказители и собиратели УНТ. | 1. | Фольклор народов Прикамья. Собиратели фольклора Прикамья. | 3. 4. 5. | Сказки волшебные, бытовые и сказки о животных. Сказка как жанр фольклора. "Бой на Калиновом мосту". Реальное и фантастическое в сказке. Волшебные герои и события. Художественные особенности волшебной сказки. Проблемы добра и зла в сказке "Белая уточка". | 2. | Волшебные сказки Прикамья. Русская сказка "Снежурочка". | 6. 7. 8. 9. 10. | Особенности бытовых сказок, Отражение в них народного уклада. "Каша из топора". Сказки о животных. "Кот и лиса". Сборники русских народных сказок. Сказки народов мира. Смелость, трудолюбие, честность, доброта как главные достоинства героев сказок всех народов мира. Сочиняем сказку. | 3. 4. | Бытовые сказки Прикамья. Удмуртская сказка "Лапти- скороходы". Сказки Прикамья о животных. Мансийская сказка "Умная сова". | 11. 12. 13. | Анализ работ и редактирование сказок. Малые жанры фольклора. Разнообразие малых жанров фольклора. Пословицы и поговорки. Отличие пословиц от поговорок. Небылицы. Основные приемы создания небылиц. | 5. | Фольклор Прикамья малых форм: детские песенки, считалочки, потешки. | 14. 15. | Загадка как один из видов фольклора и как древняя форма "тестов" на сообразительность. Народный кукольный театр. "Петрушка Уксусов". Сатира в кукольной комедии. Герой пьес-озорник Петрушка. | 6. | Загадки. Борис Ширшов. "Сто загадок". | 16. | Оптимистическая природа смеха. Тесная связь народного театра с другими жанрами фольклора, насыщенность народных пьес малыми формами фольклора. | 7. | Легенды. Коми-пермяцкая легенда "Пера и Зарань" | 17. 18. 19. | Мифы и легенды. Мифы Древней Греции. О происхождении мира и богов. "Олимп", "Аполлон и Музы", "Пигмалион". Подвиги Геракла. Славянские мифы и легенды. "Небо, Солнце, Заря". | 8. | Легенды и предания земли Соликамской. Сказ о том, как в земле соленые ручьи появились. | 20. 21. 22. | Легенды русского народа. "О граде Китеже", "Атаман Кудеяр", "Никитушка Ломов". Герои мифов и легенд. Мотивы фольклора в литературе. А.С.Пушкин. Сказка в жизни поэта. | 9. | Предание об иконе Николая Чудотворца | 23. 24. | "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях", ее истоки. Сказочные мотивы и образы в произведении. Народная мораль и нравственность, красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом. | 10. | Легенда о соляной мельнице. | 25. 26. | В.А.Жуковский "Спящая царевна". Сходные и различные черты сказок Жуковского и Пушкина. "Руслан и Людмила". Пролог к поэме. Собирательная картина сюжетов, образов, событий. | 11. | Литературные сказки Прикамья. ПермякЕ.А. Сказки из книги "Дедушкина копилка". | 27. 28. 29. | Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Х.К.Андерсен - великий сказочник. "Снежная королева". Победа самоотверженной любви и дружбы над рассудочностью и эгоизмом. | 12. | Домнин А.М. Сказка "Последний дракон". | 30. 31. 32. | Реальное и фантастическое в сказке Андерсена. Выражение авторского отношения к героям в их портретах. В мире сказок Андерсена. Моя любимая сказка. | 13. | Христолюбова И.П. Повесть-сказка "Топало". | 33. 34. 35. | О.Уайльд. "Мальчик-звезда". Проблемы любви и эгоизма. П.П.Ершов "Конек-горбунок". Фольклорная основа сказки. Понятие о стихотворной сказке. Сочиняем сказку о самой обычной вещи. История, оставшаяся на дне высохшей чернильницы. | 14. | Христолюбова И.П. Главы из повести-сказки "Топало и инопланетянин". | 36. 37. 38. 39. | П.П.Бажов. Сведения о жизни писателя. Понятие о сказе. "Каменный цветок". Воплощение в сказе народных представлений о любви, доброте, справедливости. Реальное и фантастическое в сказе, своеобразие его языка. Герои сказов Бажова. | 15. | Бажов П.П. "Про Великого Полозова". | 40. 41. 42. | С.Я.Маршак. Поэт, переводчик и автор сказок-пьес. Мотивы УНТ в пьесе-сказке "Двенадцать месяцев". Осмеяние легкомыслия, эгоизма, жадности; утверждение человечности, верности, слову, доброго отношения к миру. Роль 12 месяцев в судьбе падчерицы. Особенности пьесы-сказки как драматического произведения | 16. | Воробьев В.И. Простые и мудрые сказки. "Как Дед Мороз парад принимал". | 43. 44. | Составляем фрагменты сценария сказки "Двенадцать месяцев". Сказочники 20 века. Л.И.Лагин "Старик Хоттабыч", Р.Киплинг "Маугли". | 17. | Итоговая читательская конференция с поэтическим клубом "Лира". |
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|