Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Использование информационных технологий на уроках русского языка в 5-м классе
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Использование информационных технологий на уроках русского языка в 5-м классе


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 975

Шнякина Людмила Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Школа, в которой я работаю, является инновационной площадкой Областного государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования “Межотраслевой центр оценки качества и профессиональной переподготовки” (г.Иркутск) В статусе инновационной школы сети “Эврика” деятельность по образовательным программам индивидуально – группового обучения с использованием информационных технологий осуществляется в рамках проекта “Региональная сеть дистанционного обучения”.

Образовательная программа индивидуально-группового обучения с измененным режимом образовательного процесса и использованием информационных технологий является наиболее адаптированной к классно-урочной системе средней общеобразовательной школы.

Организация учебного процесса осуществляется в трех формах:

  • аудиторные занятия в традиционном режиме;
  • самостоятельная подготовка в компьютерном классе с применением информационных технологий;
  • блок индивидуальных консультаций

Использование этих трех форм создает условия для индивидуализации обучения, создания психолого-педагогического и социального комфорта для учащихся.

На уроках русского языка в традиционном режиме, а также на индивидуально - групповых консультациях широко применяю компьютерные программы с использованием мультимедийного проектора, а на самоподготовке рабочее место ученика оборудовано персональным компьютером и снабжено мультимедийными учебниками.

Что это дает? Применение ИКТ на уроках дает следующее:

  • развитие умения учиться самостоятельно;
  • развитие творческого потенциала личности;
  • ликвидация пробелов в знаниях и оказание помощи слабоуспевающим ученикам;
  • удовлетворение индивидуальных особенностей и потребностей школьника.

Применение компьютера на уроке оправдано не только при организации индивидуальной работы учащихся, но и групповой. Любая форма работы над темой с использованием персонального компьютера на рабочем столе ученика имеет преимущества перед традиционными формами уроков уже потому, что обладает большими возможностями предъявления ученикам различных материалов.

Компьютер дает в обучении именно то, чего часто не хватает на уроках: восприятие через визуальный и кинестетический каналы. Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация, завоевывают большую популярность, т.к. презентация позволяет привлечь и удерживать на более долгий срок внимание и воздействует более чем на один орган чувств.

Ребенок сам выбирает темп работы, а часто и вид деятельности

(обучение, тренировка, контроль).

Если на самоподготовке на помощь учащимся приходят интересные мультимедийные учебники, то на аудиторных часах традиционного типа интересным будет применение презентаций.

Как создать презентацию к уроку?

Презентации к уроку чаще создаются с привлечением учащихся. Конечно, этому следует учить. При составлении презентаций к уроку беру за основу следующие правила.

  • Цвет. За цветом скрывается больше, чем видит глаз. Стараюсь выбрать такой фон, который радует глаз, но не напрягает зрение, обязательно привлекает внимание пятиклассников. Чаще всего использую пастельные тона, но такие, которые создают настроение на уроке. Если презентация создана для просмотра на мультимедийном проекторе, учитываю освещение.
  • Рисунки, схемы, модели подбираю таким образом, чтобы в них содержалась важная, но краткая информация. (Приложение №3)
  • Содержание урока или его фрагмента в презентации выстраиваю последовательно, так, чтобы от слайда к слайду ученик мог выстроить логическую цепочку урока.
  • Анимации использую с обучающей целью. Стараюсь в каждом слайде найти изюминку, загадку, интригу. Подобрать материал к уроку таким образом, чтобы дети сами открывали знание.

Самостоятельно созданные презентации использую на разных этапах урока:

  • на этапе целеполагания и выведения темы урока;
  • при организации словарной работы; (Приложение №1) Урок по теме “Алфавит”

Словарно – орфографическая работа проводится по принципу игры “ Счастливый случай”: дается толкование слов, ученики записывают угаданные слова столбиком, из начальных букв складывается слово “азбука”. Подбираем синоним к этому слову, получаем тему урока. Осталось только выслушать оригинальные версии учеников и выбрать самую интересную и определить цели и задачи урока.

Стараюсь не злоупотреблять временем, отведенным работе с презентацией. Необходимо чувство меры.

Учу ребят самих составлять презентации, ведь все ученики класса имеют домашние компьютеры. При планировании содержания презентации предлагаю ученикам заняться мозговым штурмом и изложить на бумаге свои идеи. Лучшую выбираем. Совместное моделирование правила сначала на бумаге, а затем на компьютере помогает лучше запомнить его.

В моей педагогической копилке появились разработки уроков – презентаций. На таких уроках решаю следующие задачи:

  • Учебная - изучить и закрепить основные навыки работы с компьютером:
  • Воспитательная - развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры, важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни
  • Развивающая - развитие логического мышления, навыков поисковой деятельности, расширение кругозора.

Урок- презентация – это, прежде всего, урок приобщения школьников к творческой деятельности на учебном материале. Это урок сотрудничества учителя и учеников.

  1. Презентация должна быть интересной и для учащихся, и для учителя.
  2. Презентация должна быть обучающей, развивающей и воспитывающей.
  3. Тема презентации должна быть логическим мостиком между уже изученным и новым материалом
  4. Презентация должна быть коллективным творческим делом учащихся и учителя.
  5. Главные мысли должны быть повторены несколько раз, выписаны учениками в специальные тетради – справочники

Предлагаю Вашему вниманию медиа-урок по русскому языку в 5-м классе по теме “ Тропы” (Приложение №6)

Цели урока:

  • Научить находить в тексте слова в переносном значении, сформировать понятие “ тропы”, давать общее представление о видах тропов;
  • развитие логического мышления, памяти, внимания, культуры речи;
  • воспитание коллективизма и взаимопомощи, морально-ценностных чувств.

Задачи урока:

  • развивать умение работать с схемами, таблицами;
  • научиться находить тропы
  • закрепить умение анализировать текст;
  • совершенствовать навыки правописания.

Оборудование:

  • компьютер,
  • медиа-проектор.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя. (на фоне музыки) (Слайд 1. Приложение №6).

Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы собрались здесь сегодня все вместе. Мы спокойны, мы добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что пожелаем мы сегодня друг другу А что пожелаете вы мне? Спасибо. А теперь глубоко вздохните и выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту и белого снега, тепло солнечного света, чистоту морозного дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Удивляйтесь! Знания откроют вам замечательный мир! Итак, в мир знаний!

2. Словарно- орфографическая работа “Назови одним словом” (Слайд 2,3. Приложение №6)

Светло- фиолетовый, безмоторный летательный аппарат, устройство с раскрывающимся в воздухе зонтообразным куполом, растительный мир, животный мир

3. Блиц- Опрос в форме игры “ Крестики – нолики” (Слайд 4. Приложение №6)

  1. Что изучает раздел “ Лексика”?
  2. Что называется значением слова?
  3. Чем отличаются однозначные и многозначные слова?
  4. Какое значение называется переносным.?
  5. Где живут слова?
  6. Виды словарей.
  7. Как найти в словаре многозначное слово?
  8. Назови способы объяснения лексического значения слова.
  9. Что такое тропы?

( Ответ на последний вопрос ученики не знают. Это интрига урока и переход к новой теме)

4. Определение темы, целей и задач урока.

А) Работа со словарной статьей толкового словаря (Слайд 5. Приложение №6).

  1. Тропы – то же, что и тропинки. Лесные тропы.
  2. Тропы ( спец) – слово или оборот речи в переносном , иносказательном смысле.

Б) Беседа над значением этих слов.

В) Найдите слова в переносном значении в предложениях. (Слайд 6. Приложение №6).

За столом сказала мать:
-Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
- А болтать ногами можно

За столом, Петрусь,
Говорят!
Прикуси язык,
Говорят!
Он язык прикусил
И сильней заголосил.

5. Формирование новых знаний

Сравните предложения . (Слайд 7. Приложение №6)

Колокольчики мои,
Цветики степные,
Что глядите на меня,
Темно- голубые?

Еду, еду
В чистом поле.
Колокольчик
Дин-дин-дин.

В каком из них слово “колокольчик” употреблено в переносном значении? По какому признаку перенесено значение?

Выпишите из предложений словосочетания со словом “ золотой”. (Слайд 8. Приложение №6)

  1. Белка песенки поет
    Да орешки все грызет!
    А орешки непростые
    В се скорлупки золотые…
  2. Золотые нивы, блеск и гладь озер!
  3. Золотой работник наш мастер Иванов!
  4. Пролетела золотая пора каникул.
  5. Золотая моя бабушка!

Коллективное составление схемы. (Слайд 9. Приложение №6)

  1. На Кавказе выращивают чай.
  2. Я купил пачку чая.
  3. Мы пили душистый чай.
  4. Нас позвали к чаю.

Чем отличается значение слова “ чай” в предложениях (Слайд 10. Приложение №6)

Составление схемы. (Слайд 11. Приложение №6)

6. Составление обобщающей таблицы (Слайд 12. Приложение №6)

7. Закрепление изученного.

Чтение лингвистического текста по учебнику “ Русский язык” под редакцией М.М. Разумовской, Москва, Дрофа, 2005г, упражнение 231.

Какие новые для вас слова встретились в этом тексте?

Метафора, метонимия, эпитет, олицетворение Что это такое? (слайды 13, 14, 15. Приложение№6) Общее знакомство. Анализ предложений.

8 Домашнее задание. Подобрать строки стихотворений, в которых есть тропы

9. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой. (Слайд 16. Приложение №6)

Вот ветер. тучи нагоняя ,
Дохнул, завыл, и вот сама
Идет волшебница- зима.

Подведение итогов урока. Зачем нужны тропы?

10. Рефлексия. Чему мы сегодня научились?


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21