Преподавание русского языка Использование информационных технологий на уроках русского языка в 5-м классеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 975 Шнякина Людмила Анатольевна, учитель русского языка и литературы Школа, в которой я работаю, является инновационной площадкой Областного государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования “Межотраслевой центр оценки качества и профессиональной переподготовки” (г.Иркутск) В статусе инновационной школы сети “Эврика” деятельность по образовательным программам индивидуально – группового обучения с использованием информационных технологий осуществляется в рамках проекта “Региональная сеть дистанционного обучения”. Образовательная программа индивидуально-группового обучения с измененным режимом образовательного процесса и использованием информационных технологий является наиболее адаптированной к классно-урочной системе средней общеобразовательной школы. Организация учебного процесса осуществляется в трех формах:
Использование этих трех форм создает условия для индивидуализации обучения, создания психолого-педагогического и социального комфорта для учащихся. На уроках русского языка в традиционном режиме, а также на индивидуально - групповых консультациях широко применяю компьютерные программы с использованием мультимедийного проектора, а на самоподготовке рабочее место ученика оборудовано персональным компьютером и снабжено мультимедийными учебниками. Что это дает? Применение ИКТ на уроках дает следующее:
Применение компьютера на уроке оправдано не только при организации индивидуальной работы учащихся, но и групповой. Любая форма работы над темой с использованием персонального компьютера на рабочем столе ученика имеет преимущества перед традиционными формами уроков уже потому, что обладает большими возможностями предъявления ученикам различных материалов. Компьютер дает в обучении именно то, чего часто не хватает на уроках: восприятие через визуальный и кинестетический каналы. Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация, завоевывают большую популярность, т.к. презентация позволяет привлечь и удерживать на более долгий срок внимание и воздействует более чем на один орган чувств. Ребенок сам выбирает темп работы, а часто и вид деятельности (обучение, тренировка, контроль). Если на самоподготовке на помощь учащимся приходят интересные мультимедийные учебники, то на аудиторных часах традиционного типа интересным будет применение презентаций. Как создать презентацию к уроку? Презентации к уроку чаще создаются с привлечением учащихся. Конечно, этому следует учить. При составлении презентаций к уроку беру за основу следующие правила.
Самостоятельно созданные презентации использую на разных этапах урока:
Словарно – орфографическая работа проводится по принципу игры “ Счастливый случай”: дается толкование слов, ученики записывают угаданные слова столбиком, из начальных букв складывается слово “азбука”. Подбираем синоним к этому слову, получаем тему урока. Осталось только выслушать оригинальные версии учеников и выбрать самую интересную и определить цели и задачи урока. Стараюсь не злоупотреблять временем, отведенным работе с презентацией. Необходимо чувство меры. Учу ребят самих составлять презентации, ведь все ученики класса имеют домашние компьютеры. При планировании содержания презентации предлагаю ученикам заняться мозговым штурмом и изложить на бумаге свои идеи. Лучшую выбираем. Совместное моделирование правила сначала на бумаге, а затем на компьютере помогает лучше запомнить его. В моей педагогической копилке появились разработки уроков – презентаций. На таких уроках решаю следующие задачи:
Урок- презентация – это, прежде всего, урок приобщения школьников к творческой деятельности на учебном материале. Это урок сотрудничества учителя и учеников.
Предлагаю Вашему вниманию медиа-урок по русскому языку в 5-м классе по теме “ Тропы” (Приложение №6) Цели урока:
Задачи урока:
Оборудование:
Ход урока:1. Вступительное слово учителя. (на фоне музыки) (Слайд 1. Приложение №6). Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы собрались здесь сегодня все вместе. Мы спокойны, мы добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что пожелаем мы сегодня друг другу А что пожелаете вы мне? Спасибо. А теперь глубоко вздохните и выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту и белого снега, тепло солнечного света, чистоту морозного дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Удивляйтесь! Знания откроют вам замечательный мир! Итак, в мир знаний! 2. Словарно- орфографическая работа “Назови одним словом” (Слайд 2,3. Приложение №6) Светло- фиолетовый, безмоторный летательный аппарат, устройство с раскрывающимся в воздухе зонтообразным куполом, растительный мир, животный мир 3. Блиц- Опрос в форме игры “ Крестики – нолики” (Слайд 4. Приложение №6) ( Ответ на последний вопрос ученики не знают. Это интрига урока и переход к новой теме) 4. Определение темы, целей и задач урока. А) Работа со словарной статьей толкового словаря (Слайд 5. Приложение №6).
Б) Беседа над значением этих слов. В) Найдите слова в переносном значении в предложениях. (Слайд 6. Приложение №6).
5. Формирование новых знаний Сравните предложения . (Слайд 7. Приложение №6)
В каком из них слово “колокольчик” употреблено в переносном значении? По какому признаку перенесено значение? Выпишите из предложений словосочетания со словом “ золотой”. (Слайд 8. Приложение №6)
Коллективное составление схемы. (Слайд 9. Приложение №6)
Чем отличается значение слова “ чай” в предложениях (Слайд 10. Приложение №6) Составление схемы. (Слайд 11. Приложение №6) 6. Составление обобщающей таблицы (Слайд 12. Приложение №6) 7. Закрепление изученного. Чтение лингвистического текста по учебнику “ Русский язык” под редакцией М.М. Разумовской, Москва, Дрофа, 2005г, упражнение 231. Какие новые для вас слова встретились в этом тексте? Метафора, метонимия, эпитет, олицетворение Что это такое? (слайды 13, 14, 15. Приложение№6) Общее знакомство. Анализ предложений. 8 Домашнее задание. Подобрать строки стихотворений, в которых есть тропы 9. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой. (Слайд 16. Приложение №6)
Подведение итогов урока. Зачем нужны тропы? 10. Рефлексия. Чему мы сегодня научились? Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |