Преподавание русского языка Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы, их роль в тексте (урок русского языка в 10-м классе)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2014.05.25 Просмотров: 1516 Генералова Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы, риторики Цели урока: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Тип урока: обобщение, систематизация знаний и способов деятельности. Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал. Этапы урока:
Ход урока 1. Организационный момент. 2. Постановка целей. 3. Введение в тему. – Прочитайте стихотворение О.Э.Мандельштама. Ответьте на вопрос: “Понравилось ли Вам стихотворение? Какие чувства оно у вас вызвало”?
– Можно ли буквально воспринять то, о чем говорится в этом стихотворении? – С помощью чего автору удалось достичь подобного эффекта выразительности? 4. Актуализация темы (зрительное восприятие языкового материала). Главное в понятии “выразительность” для художественной речи – это способность художественного произведения оказывать на читателя эмоциональное, эстетическое воздействие, создавать яркие образы, поэтические пейзажи и т. п. Выразительность речи достигается разными способами и средствами: – Вспомните и прокомментируйте следующие понятия: средства выразительности: Фонетические Основная задача сегодняшнего урока – повторить и обобщить лексические виды изобразительно-выразительных средств – тропы. – Сформулируйте тему занятия самостоятельно. – Откройте тетради, запишите дату, тему урока и эпиграф в тетрадь.
– Как вы понимаете слова Н.В.Гоголя? Многие слова русского языка могут выступать в качестве тропов. – Найдите примеры тропов в тексте стихотворения О.Э.Мандельштама, выпишите их в тетрадь. – Определите их функцию в стихотворении. 5. Повторение теоретического материала (самостоятельная работа с учебником). – Внимательно прочитайте теоретический материал на с.13, сделайте краткий конспект в тетради. – Есть ли в статье учебника новая для вас информация, какая? (Слайд.) Слово в контексте художественного произведения часто может восприниматься иначе, иногда в полном противоречии со своим обычным лексическим значением, при этом даже нарушая привычную логику речи. Тогда и возникает понятие тропа. Но отношение к использованию в речи изобразительно-выразительных средств, в частности, тропов, далеко не однозначно. 6. Организация наблюдения над материалом. Постановка проблемного вопроса. По образному определению В.Хлебникова, поэта серебряного века, “…слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, когда они живые глаза для тайны и через слюду обыденного смысла просвечивает второй смысл…” (Слайд.) Другое мнение приводит К.И.Чуковский в своей книге “Живой, как жизнь”, он пишет, что многие считают использование образных средств “вопиющей безграмотностью”, приводя в пример, мнение одного из читателей, который с негодованием восстает против двустишья в книге поэта В.Сергеева:
Молодой человек утверждает, что эта образность ему не понятна и потому не допустима в стихах, так как, по его мнению, “давать осечку может только ружье”. Проблемный вопрос: Придают ли изобразительно-выразительные средства, в частности тропы, особое звучание художественной речи? 7. Исследовательская работа. – Сравните два текста, объединенные одной темой “Итоги прожитой жизни”. Сделайте вывод о содержании прочитанного.
(Слайд, распечатка.)
– Какай из текстов Вам понравился больше? Почему? – Какие языковые отличия Вы нашли в текстах? – У кого из авторов получились стихи, а кого “рифмованные строчки”? Почему? – В каком стихотворении есть подтекст? О чем он говорит? – С помощью каких языковых средств создается образность во втором стихотворении? -Найдите примеры в тексте. – Запишите кратко ответ в тетрадь, аргументируя свое мнение. – Прочитайте отрывок из романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”. Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные куполами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея своею чешуею. (Слайд, распечатка.) Заполните таблицу:
– Попробуйте мысленно исключить тропы из текста отрывка. Что изменилось? Сделайте вывод. – Опираясь на свои наблюдения, ответьте на вопрос: Придают ли изобразительно-выразительные средства особое звучание художественной речи? 8. Уточнение и углубление понимания роли тропов в тексте с помощью данных в учебнике упражнений. – Продолжите свои наблюдения над ролью тропов в художественном тексте: – упр. 5,с.14 Дополнительное задание: Выпишите выделенные слова с подходящими им по смыслу в два столбика: 1). Словосочетания. 2).Грамматические основы. Обоснуйте (устно) свой выбор. – упр.6, с.14 Дополнительное задание: Ответьте на вопрос: “Что послужило основанием для переноса значения в приведенных примерах”? В каких жанрах литературы и УНТ часто используются эти образы? 9. Подведение итогов урока:
10. Выполните итоговый тест – установите соответствие. (Слайд.) (Тест с самопроверкой.) 11. Оценивание работы (комментарий), выставление отметок. 12. Домашнее задание: повторить §3, упр.7,8,9 (по заданию). Список литературы:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |