Преподавание русского языка Рабочая программа по курсу "Русский язык" в 5–9-х классах специального коррекционного образовательного учреждения VIII видаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2014.05.20 Просмотров: 1088 Никифорова Наталья Николаевна, учитель русского языка Пояснительная записка Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В старших (5-9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале. Изучение русского языка в школе направлено на достижение следующих целей:
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой. Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов. Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Учебный предмет «Русский язык» в школе выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребенка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых предметов в школе. «Русский язык» в школе выполняет дополнительные цели, обусловленные его статусом государственного языка, средства межнационального общения в повседневной жизни и профессиональной деятельности; приобщает учащихся к культуре русского народа, обеспечивает их готовность к межнациональному общению. Учащиеся должны:
Данная программа включает в себя разделы: грамматика, правописание и развитие речи. Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета. Программа формулирует следующие задачи преподавания русского языка:
На данном этапе обучения основной метод работы – упражнения, которые служат целям закрепления изученного материала. Учебный материал каждого класса делится на следующие разделы:
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития. В 5—9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору. С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др. Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Работа организуется так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение. В 5–9 классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.). Все учащиеся школы различаются по своим психофизическим особенностям в зависимости от того, какая причина лежит в основе их состояния. Опираясь на классификацию М.С.Певзнер, всех учащиеся 5-9 классов можно разделить на следующие группы:
1. Неосложнённая форма олигофрении. Особенности работы с данной группой детей. Очень важно правильно определить ЗБР (зону ближайшего развития). Если потенциальные возможности ребёнка достаточно высокие, ЗБР высока, то нельзя держать его в рамках, предусмотренных для остальных детей. В работе с ребёнком нужно использовать положительные качества личности. Необходимо как можно раньше привлечь его к занятиям в кружке или спортивной секции, а также выбрать для него наиболее квалифицированный трудовой профиль. 2. Олигофрения, осложнённая нарушениями нейродинамики (процессов возбуждения и торможения): А) Преобладание процессов возбуждения над торможением. Особенности работы с данной группой детей. Деятельность такого ученика организуется в условиях охранительного режима. Любое изменение является сильным раздражителем, то есть причиной возникновения возбуждения у ребёнка. В работе с этими детьми очень важно внимание со стороны текущего контроля, иначе ученик неверно выполняет письменную работу. Рекомендуется использовать разнообразные виды контроля, а также продумывать посильные для ребёнка, интересные и разнообразные задания. Отношение к такому ученику должно быть достаточно строгое, но ровное, корректное. В процессе занятий нужно формировать устойчивость внимания, его концентрацию, учить вырабатывать тормозные реакции. Такого ребёнка желательно посадить с более спокойными детьми. При вспышках, негативных реакциях оставлять в покое. Б) Преобладание процессов торможения над возбуждением. Особенности работы с данной группой детей. Таким детям следует постоянно помогать включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка смогут справиться, стимулировать учебную деятельность, поощряя даже самые незначительные успехи. Объем работы им давать поменьше, но требовать качество. В некоторых случаях бывает необходима индивидуальная программа обучения по одному или нескольким предметам. Этим детям необходимо чаще давать отдых, переключать с одного вида деятельности на другой. 3. Олигофрения, осложнённая нарушением различных анализаторов. Особенности работы с данной группой детей. Дети с осложнённым дефектом имеют свои специфические особенности и требуют особых методических приёмов в работе с ними. Для многих из них необходимы специальные школы. Необходим индивидуальный подход при выборе места в классе (наиболее удобное, светлое или ближе к учителю). Им чаще нужно напоминать о технике безопасности. 4. Олигофрения, осложнённая психопатоподобными расстройствами. Особенности работы с данной группой детей. В работе с такими детьми важна требовательность в сочетании со спокойным, ровным отношением к ним. Нужно как можно больше занимать детей данной группы творческими, интересными делами, заданиями. 5. Эпилептическая деменция. Особенности работы с данной группой детей. Не рекомендуется утомлять ребёнка ни физически, ни умственно. В результате изучения русского языка в школе ученик должен знать:
уметь
Темы уроков, представленные в программе рассчитаны на 5 часов в неделю в 5 классе и 4 часа в неделю в 6-9 классах (продолжительность урока 45 минут). Учебно-тематический план по русскому языку в 5-9 классах (Приложение 1). Содержание учебной программы по русскому языку в 5-9 классах (Приложение 2). Литература (Приложение 3). Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |