Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Литературная гостиная "Горьким словом моим посмеются"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Литературная гостиная "Горьким словом моим посмеются"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1022

Красикова Светлана Флавиановна, учитель русского языка и литературы

Оформление: (показ слайда Рисунок1.jpg), стол, чернильница, перо, листы бумаги, много свеч.

Звучит музыка. Мусоргского к опере “Сорочинская ярмарка”. Вступление. Входят чтецы, зажигают свечи, стихи на фоне музыки.

Чт.1Всегда кипит и зреет что-нибудь
В моем уме. Желанье и тоска
Тревожат беспрестанно эту грудь.
Ну что ж? Мне жизнь все как-то коротка
И все боюсь, что не успею я
Свершить чего-то! – вида бытия
Во мне сильней страданий роковых,
Хотя я презираю жизнь других
Чт.2. Так жизнь скучна, когда боренья нет
В минувшее проникнув, различить
В ней мало дел мы можем, в цвете лет
Она души не будет веселить.
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя и понять
Я не могу, что значит отдыхать.

Чт.3. Есть время – леденеет быстрый ум,
Есть сумерки души, когда предмет
Желаний мрачен: усыпленье дум,
Меж радостью и горем полусвет,
Душа сама собою стеснена,
Жизнь ненавистна, но и смерть страшна,
Находишь корень мук в себе самом,
И небо обвинять нельзя ни в чем.

(Музыка стихает)

ИЗ ПИСЕМ ГОГОЛЯ.

4. Я поклялся ни одной минуты короткой жизни своей не утерять, не сделав блага,

5. В те годы, когда я стал задумываться о моем будущем,мысль о писательстве мне никогда не всходила в ум,хотя мне всегда казалось,что я сделаю что-то для общего добра.

(Музыка, ставят свечи в подсвечники, выходят все остальные участники следующей сцены, музыка стихает) (показывается слайд Рисунок2.jpg)

6.Хохол на голове, гладко остриженные височки, выбритые усы и подбородок,большие и крепко накрахмаленные воротнички придавали совсем другую физиономию его лицу: казалось, что в нем было что-то хохладское, плутовское. В платье Гоголя приметна была претензия на

щегольство. Пестрый светлый жилет с большой цепочкой.

7. Гоголь сказал про себя, что он прежде был толстяк, а теперь болен. Могло показаться, что он держал себя неприветливо, небрежно и как-то свысока. По крайней мере,на всех без исключения Гоголь производил невыгодное впечатление, несимпатичное.

8. (Аксаков) "Во всем круге моих товарищей и друзей я не встретил ни одного человека, кому бы нравился Гоголь и кто бы ценил его вполне. Даже никого, кто бы всего его прочел.

9. 4 августа желтая колымага доставила в город Нежин Николая Гоголя-Яновского, принятого во второй класс гимназии высших наук.

10. С товарищами Никоша никак не мог сойтись, и те прозвали его деревенским дьячком и "пигалицей", находя в его нахохлившейся фигуре сходство с птицей.

11. Порядки в гимназии высших наук были, разумеется, строгими. В столовой и классах ученики рассаживались сообразно своим отметкам в учении и дисциплине. Провинившихся сажали за черный конец стола, отличившихся в благонравии вносили в почетную "белую" книгу.

1. В ведомостях против фамилии Гоголя частенько значились единицы и двойки за неопрятностъ, шутовство, упрямство и неповиновение. Чаще всего на занятиях этот белокурый мальчик в сером сюртучке усаживался на заднюю парту и читал там под шумок переводов латыни увлекательную книжку или рисовал карикатуры на учителя.

2. Гоголь очень любил копировать своих учителей и школьных товарищей и достигал при этом сходства удивительного. Особенно удавался ему профессор Никольский. Гоголь показывал ,как он неторопливо взбирается на кафедру, громко сморкается и, уставившись в одну точку, начинает лекцию монотонным голосом. Все это проделывалось перед приходом Никольского в класс, и тот долго не мог понять причины смеха гимназистов при его появлении.

3. Никольский преподавал русскую словесность, однако знаниями был не слишком богат. Кроме Ломоносова, Сумарокова и Хераскова других писателей не упоминал. Зато писал стихи сам и читал их монотонно для гимназистов от звонка до звонка. Это было спасительное время для гимназистов, когда можно было заняться своим делом.

4: Никольский требовал от учеников, чтобы они и сами пробовали перо, и однажды Гоголь принес и предложил вниманию учителя исписанный лист. Тот развернул и стал читать, стихи профессору явно не нравились. Он наморщился и стал брезгливо их разбирать.

5: те дни, когда мне были новы
Все впечатленья бытия
И взоры дев, и шум дубровы,
И ночью пенье соловья,-
Когда возвышенные чувства,
Свобода слова и любовь,
И вдохновенные искусства
Так сильно волновали кровь...

6: Слабые стихи! Написано гладко. да смысла нет. 0да не ода, элегия не элегия, а черт знает что! При чем здесь "взоры дев"? Каких дев? Для молодого человека это ни к чему! А что значит "вдохновенные искусства"? Вдохновенными могут быть только сами поэты, а не искусство. Слабо написано. Вот здесь переменить надо. Не "взоры дев", а "бога взор". “Свободу” тоже надо заменить на "ученье": "Ученье, славу и любовь."Нет", любовь" тоже ни к чему. Лучше: "Ученье, слава и церковь"...

7. Да и стихи-то не мои, Парфений Иванович, Александра Пушкина сочинение. "Демон" называется. В альманахе "Мнемозина" напечатано. Я нарочно переписал, потому что ничем Вам не угодить. А вы вот даже и Пушкина переделали!

8.Ну что ты понимаешь!– вспылил Никольский. – Да разве Пушкин – то безграмотно не может писать? Вот тебе явное доказательство. Вникни-ка, у кого лучше выходит?

Класс дружно расхохотался, а профессор, еще более нахмурившись, начертил в журнале против фамилии Гоголь – Яновский жирную двойку”

9. Однако, Гоголь в гимназии писал много стихов и считал себя прежде всего поэтом. Он долго работал над эпической поэмой "Россия под игом татар". Написал лирическую балладу "Две рыбки". Но когда он попробовал себя в прозе и прочитал товарищам повесть "Братья Твердиславичи”, похвал он не услышал. Уж очень эта чувствительная повесть не походила на обычную манеру Гоголя. Умевшего рассказывать смешные истории и представлять их в лицах.

10. Ты лучше упражняйся в стихах, – посоветовали гимназисты Гоголю.-А прозой не пиши. Беллетрист из тебя не вытанцуется, сразу видно. (Свет гаснет, все уходят, остается, 11-1 чтецы, берут свечи)

11. Как страшны жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселие – готовы,
Никто не хочет грусть делить.
Нет, я не требую вниманья
На грустный бред души моей
Не открывать свои желанья
Привыкнул я с давнейших дней
1.Пишу, пишу рукой небрежной,
Чтоб здесь чрез много скучных лет
От жизни краткой, но мятежной
Какой-нибудь остался след.
Быть может, некогда случится,
Что, все страницы пробежав,
На эту взор ваш устремится,
И вы промолвите: он прав.

(Музыка, ставят свечи, уходят, выходит 2 чтец)

2. Со временем литература станет страстью Гоголя. Первое основательное произведение – идиллия "Ганц Кюхельгартен". (Показ слайда Рисунок3.jpg). Переезжая в Петербург, Гоголь тратит последние деньги для ее издания. Самое страшное для самолюбивого юноши – вдруг идиллия не понравится? И Гоголь решает издать ее под псевдонимом. Итак, вскоре вышла книжка, на заглавной странице которой стояло: "Ганц Кюхельгартен. Идиллия в картинках,, Соч. Б.Алова". Робея в душе, но с бойким видом Гоголь заходил в магазины, справлялся, как раскупается книга. Но "ГАНЦ" не раскупался. А скоро во влиятельном журнале "Московский телеграф" появилась рецензия, в которой говорилось, что лучшее, что мог сделать автор – это не печатать свои стихи. Это был полнейший провал и катастрофа для Гоголя. Он обошел все книжные лавки и скупил все ее экземпляры. Нанял номер в гостинце и сжег их. Это было его первое сочинение.

2 чтец уходит, выходят 3,4,5,6.

На фоне музыки Мусоргского из “Сорочинской ярмарки” гопак веселых парубков

3. Но признание пришло с опубликованием "Вечеров на хуторе близ Диканьки" Однажды Пушкин при встрече с Гоголем поинтересовался, как обстоит дело с "Вечерами..."

4. Как только я просунулся в двери типографии, наборщики, завидя меня, давай фыркать каждый и прыскать себе в руку, отворотившись к стене. Это меня несколько удивило. Наконец мне объясняли, что "штучки, которые изволили прислать из Павловска" для печатания оченно до чрезвычайности забавные и наборщикам принесли большую забаву.

5. Это хорошо, – заметил Пушкин, – Мольер и Фильдинг, вероятно, были бы рады рассмешить своих наборщиков.

6.. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем, Гоголь так же принес Пушкину. Пушкин сидел на диване, поджав ноги и громко смеялся, когда Гоголь в лицах изображал двух Иванов. Гоголъ же читал важно и хладнокровно. Он всегда шутил не улыбаясь. Когда он кончил, Пушкин вскочил с дивана, крепко обнял его и воскликнул:

– Очень оригинально и очень смешно! Еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость пошлого человека, чтобы вся мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем!

(6 гасит свечи, уходит. Выходят 7, 8, 9, 10, 11, 1, чтецы, стоят лицом к экрану, показывается видеофрагмент из к/ф “Вий”)

7. Страсть Гоголя к театру так же появилась еще в гимназии

8. Из высказываний Гоголя:

"Театр вовсе не пустая вещь. Это такая кафедра, с которой читается разом целой толпе живой урок, с которой можно много сказать миру".

9. Когда в гимназии ставили "Недоросля", Гоголь взял себе роль Простаковой и сыграл ее необычайно выразительно и естественно. Он любил играть стариков и старух, и вообще предпочитал комические роли.

10. Однажды Гоголь взялся сыграть роль дяди-старика – страшного скряги. Этой роли Гоголь практиковался больше месяца, и главная задача для него состояла в том, чтобы нос сходился с подбородком... По целым часам он просиживал у зеркала и пригинал нос к подбородку, пока наконец не достиг желаемого. Роль скряги сыграл он превосходно, морил публику смехом и доставил ей большое удовольствие. Многие думали тогда, что если бы Гоголь вступил бы на сцену, то затмил бы и знаменитых комиков-артистов.

11. Если Гоголя просили прочесть что-либо, то он чаще всего отказывался, но комедию "Женитьба" сам вызвался прочесть вслух в доме у Погодина. Погодин назвал столько гостей, что большая комната была буквально набита битком. Гоголь до того мастерски читал, вернее, играл свою пьесу, что многие считали, что на сцене, в исполнении актеров, комедия не так полна и далеко не так смешна. Слушатели до того смеялись, что многим сделалось почти дурно.

1. Путешествующие с Гоголем всегда отмечали веселость их дороги. Когда вместе с друзьями Пащенко и Данилевским. Гоголь ехал в Петербург, по дороге он изображал ревизора, едущего инкогнито. Пащенко был отправлен вперед и распространял известие, что за ним следует таинственный ревизор, скрывающий свое звание и цель поездки. Поэтому, когда вслед за Пащенко приезжали Гоголь с Данилевским , то на станциях уже все было готово к их приему. Гоголь держал себя со скромным достоинством. Молча протягивал свою подорожную, в которой значилось непонятное для станционных смотрителей, но необыкновенно важно звучавшее звание:"едьюнкт-професе сор". Смотритель принимал его чуть ля не за адъютанта самого императора и обслуживая с необычайным трепетом, Гоголь справлялся важно о состоянии дел и как бы из любопытства опрашивал:

– Покажите, пожалуйста, какие здесь лошади, я бы хотел посмотреть их. При этом смотритель приходил в полное смятение, и дело кончалось тем, что немедленно снаряжалась самая лучшая тройка, на которой друзья бойко катили в столицу.

7. Позднее похожий сюжет рассказал Гоголю Пушкин. И вот первое представление "Ревизора". (Видеофрагмент из комедии “Ревизор”)

8. (Анненков В.П.) "Гоголь прострадал этот вечер... Уже после первого акта недоумение было написано на всех лицах, словно никто не знал, как должно думать о картине, только что представленной. Недоумение возрастало с каждым актом. В 4-м смех еще перелетал по временам из конца зала в другой, но это был какой-то робкий смех, тот час же и пропадавший, аплодисментов почти совсем не было. По окончании акта прежнее недоумение переродилось во всеобщее негодование. По всем сторонам избранной публики слышалось: "Это невозможно, клевета,фарс".

Чтец 9:

… Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит
И в детской резвости колеблет твой треножник.

10.По окончании спектакля Гоголю подарили экземпляр "Ревизора", только что вышедшего из печати. Гоголь швырнул экземпляр на пол, подошел к столу, опираясь на него, проговорил задумчиво: "Господи, боже!Ну если бы один, два ругали, а то все, все...." (резко встают)

(Чтец 11 читает стихотворение Некрасова А.Н. “Но нет пощады у судьбы...”)

(Показывается видеофрагмент из комедии “Ревизор”) Выходят остальные участники.

1. Этот Гоголь враг России, его следует в кандалах отправить в Сибирь!

2. Стоило ли ехать смотреть эту глупую фарсу!

3. Просто даже не следует позволять таких представлений. Это отвратительная насмешка над Россиею – вот и все!

4. Послушайте, посоветуйте автору;чтобы он вывел хоть одного честного человека!

5. Я бы все запретил! Ничего не нужно печатать! Просвещением пользуйся, читай, а не пиши!

6. Этакое происшествие могло только случиться на Чукотском острову!

7. Гоголь Пушкину:

"С самого начала пьесы я уже сидел в театре скучный. О восторге, о приеме публики и не заботился. Одного только, судьи из всех бывших в театре я боялся, и этот судья был я сам. Внутри себя я слышал упреки и ропот против моей же пьесы, которые заглушали все другие. А публика была вообще довольна. Половина приняла пьесу даже с участием. Другая половина, как водится, бранила ее, по причинам, однако, не относящимся к искусству.

(Свет гаснет) выходит 8 чтец с книгой Гоголя “Ревизор” берет свечу:

Восторженных похвал пройдет минутный шум
Услышишь смех глупца, и смех толпы холодной.
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один
Дорогою свободной.
Иди, куда влечет тебя свободный ум.
Усовершенствуй плоды любимых дум
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе.
Ты сам свой высший суд,
Всех строже оценитьумеешь ты свой труд,
Ты им доволен ли,взыскательный художник?

(Музыка из “Вступления”. Свет зажигается)

9. Из воспоминаний современников, некоторые особенности Гоголя

10. (Кулиш) – Гоголь берет книги, как драгоценность и особенно любил миниатюрные издания".

11. (Аксаков) "Гоголь чувствовал всегда, особенно в сидячем положении, необыкновенную зябкость, без сомнения это было признаком болезненного состояния, которое не пришло еще в свое нормальное положение после смерти Пушкина".

1. (Анненков) "Гоголь очень, любил составлять куплеты и несни на общих знакомых. Не покидала его лица постоянная, как бы приросшая к нему наблюдательность. Он, можно сказать, не раздевался никогда, и застать его обезоруженным не было возможности".

2. Для Гоголя даже мера уважения к людям определялась мерой их познания в каком– либо отдельном предмете.

3. Гоголь любил те отношения между людьми, где нет никаких связывающих прав и обязательств, где от него ничего не требовали. Он тогда только и давал что-либо от себя.

(Показ слайда Рисунок4.jpg)

4. Гоголь вставал обыкновенно очень рано и тот час принимался за работу. На письменном столе уже стоял графин с холодной водой, и в промежутках работы он опорожнял его дочиста, а иногда и удваивал порцию. Это была одна из потребностей самолечения, которому он следовая всю жизнь

5. (Аксаков)" Нельзя было без смеха и удивления смотреть на Гоголя, когда он приготовлял макароны, Он так от души занимался этим делом, как будто оно было его любимое ремесло, и я думал, что если б судьба не сделала Гоголя великим поэтом, то он был бы непременно артистом – поваром".

6. (Любич, школьный товарищ) В кармане брюк у него постоянно имелся запас всяких сладостей, конфет и пряников. И все это по временам он, доставая оттуда, жевал не переставая даже в классе во время занятий.

7. (Анненков) "Гоголь поразил меня однако, капризным, взыскательным обращением с прислужником. Раза два он менял блюда риса, находя его то переваренным, то недоваренным".

8. (Иордан) "Спросив какое-нибудь блюдо, Гоголь едва, бывало, дотронется до него, как уже зовет полового и требует переменить кушанье по два, три раза, так что половой трактира почти бросал ему блюдо, говоря:Синьер Николо, лучше не ходите к нам обедать, на вас никто не может угодить 9. (Анненков) "Гоголь диктовал мне "Мертвые души". И в некоторых местах опрокидывался назад и разражался хохотом. Гоголь глядел на меня хладнокровно, но ласково улыбался и только приговаривал: "Старайтесь не смеяться,Жюль".

(Видеофрагмент “Приезд Чичикова в дом губернатора”. “Мертвые души”)

Чтец 10:

В уединении мой своенравный гений
Познал и тихий труд, и жажду размышлений
Владею днем моим; с порядком дружен ум;

Учусь удерживать вниманье долгих дум;
Ищу вознаградить в объятиях свободы
Мятежной младостью утраченные годы
И в просвещении стать с веком наравне.
Богини мира, вновь явились музы мне...

11. (Аксаков) "Не помню кто – то писал из чужих краев, что выслушав перед отъездом из Рима первую главу "Мертвых душ" он хохотал до самого Парижа".

1. Однако далеко не все принимали "Мертвые души" с восторгом. Многие возненавидели Гоголя с самого появления "Ревизора"."Мертвые души только усилили эту ненависть.

(Все берут по книге "Мертвые души")

(Чтец 2 читает стихотворение А.С. Пушкина “Тень Фонвизина”)

3. Цензура поэму не пропускала, Председатель цензурного комитета Гог-лохвастов, услышав название "Мертвые души", закричал "Нет, я этого никогда не позволю. Душа бессмертна. Мертвой души не может быть. Автор вооружается против бессмертия!" С большим трудом понял, наконец, почтенный председатель, что речь шла о душах ревизских, об умерших крестьянах,,

Нет! Снова запротестовал председатель. Это подавно нельзя позволить! Это значит против крепостного права.

(Видеофрагмент из спектакля “Мертвые души”)

4. Это произведение об уголовном преступлении!– кричали другие.

5. Вот он выставил Чичикова, а теперь пойдут и другие брать пример, станут покупать мертвые души

6. Что ни говори, – добавил цензор Крылов, а цена два с полтиной, которую дает Чичиков за душу возмущает меня. Да ведь этак ни один иностранец к нам не приедет.

7. Немалая часть читателей обозлилась на Гоголя: она узнала себя в разных лицах поэмы и с остервенением вступилась за оскорбление всей России

(Все уходят, остается 8 чтец)

(Чтец 8 читает стихотворение А.С. Пушкина “Возрождение”)

(Музыка, Мусоргский “Ночь на Лысой горе”)

(Чтец 9 читает стихотворение А.С. Пушкина “Дар напрасный, дар случайный...”)

(Пока читает, зажигает свечи, свет гаснет, показ слайда Рисунок5.jpg),

(Выходят остальные участники)

10. В ночь на вторник с 11 на 12 февраля 1852 года Гоголь позвал мальчика – камердинера, дежурившего в соседней комнате, распорядился открыть трубу, как можно тише, чтобы никого не разбудить и подать из шкафа портфель. Когда портфель был принесен, он вынул оттуда пачку тетрадей, положил ее в печь и зажег свечей.

– Барин! Что вы делаете? – в ужасе закричал мальчик, бросившись перед ним на колени.– Перестаньте!

– Не твое дело – сурово ответил Гоголь.

Мальчик начал плакать и просил не сжигать тетради. Долго огонь не мог пробраться через толстые пачки бумаги, синими змейками, охватывая их по краям. Заметив,что огонь быстро погасая, Гоголь вынул связку из печки, развязал тесемку и уложил так, чтобы легче было приняться огню. И сел на стул. Когда все сгорело, он долго сидел задумавшись. Потом заплакал и с горечью сказал:

– Вот что я сделал! Хотел сжечь некоторые вещи, а сжег все! Теперь все пропало...Пора умирать...

11. С этой несчастной ночи Гоголь больше не выходил из комнаты, не желал никого видеть. Решительно отказывался от еды и лекарство. Врачи болезнь определить не могли. Предполагали тиф, либо менингит. Пробовали лечить и гипнотизированием. На все Гоголь тихо отвечала: "Оставьте меня?"

1. Отдаю все имущество матери и сестрам.– написал он в завещании. Советую им жить в любви... Служивших мне людей наградить. Якима отпустить на волю. Семена также.

2. (Из писем Тургенева) "Нас поразило великое несчастье: Гоголь умер в Москве, умер, предав сожжению все: второй том "Мертвых душ", массу оконченных и начатых вещей, одним словом, все. Вам трудно будет оценить, как велика эта столь жестокая, всеобъемлющая потеря. Нет русского, сердце которого не обливалось бы кровью. Для нас это более, чем писатель: он раскрыл нам самих себя. Быть может, Вам покажутся слова эти, как написанные под влиянием горя, преувеличением. Но вы не знаете его... Надо быть русским, чтобы понимать, кого мы лишились... Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертью, назвать великим."

(Музыка, гасят свечи, оставляют две' свечи по краям, около них чтецы берут в руки свечи, музыка стихает)

Чтец 3.

К чему ищу так славы я?
Известно, в славе нет блаженства.
Но хочет все душа моя
Во всем дойти до совершенства.
Пронзая будущего мрак,
Она, бессильная, страдает.
И в настоящем все не так,
Как бы хотелось ей, встречает.
Я не страшился бы суда,
Когда б уверен был веками,
Что вдохновенного труда
Мир не обидит клеветами.
Что станут верить и внимать
Повествованью горькой муки
И не осмелятся равнять
С земным небес живые звуки...
Пускай поэта грустный прах
Хвалою освятит потомство,
Где ж. слава, в кратких похвалах?
Людей известно вероломство.
Другой заставит позабыть
Своею песнею высокой
Певца, который кончил жить,
Который жил так одиноко.

Чтец 4.

Вот Гоголь замер с постамента,
У ног его приют для птиц,
(музыка)
И мысль, слетев с его десниц,
Лик освещает монумента
В водовороте глупых лиц...

Чтец 5.

Значит снова кому– то писать,
Слушать листьев живую пластинку,
Время снова душе повисать
На раздумий живой паутинке.
Значит, снова душе замирать,
Наполняться волшебною влагой,
Открывать эту жизнь, как тетрадь,
Петь и плакать над белой бумагой.
Так беги по бумаге, стило,
Рассыпайся кириллиц узором,
Чтоб у нас на душе рассвело
В этом мире любви и позора.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21