ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Обобщение изученного по теме "Морфемика и словообразование". 6-й класс

Добавлено: 2014.05.15
Просмотров: 924

Молокова Оксана Викторовна, учитель русского языка и литературы

Цели и задачи урока: обобщение и систематизация знаний по разделам «Морфемика» и «Словообразование»; воспитание любви к русскому языку; активизация познавательной деятельности; формирование навыков сотрудничества; развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, творческого воображения.

Тип урока: закрепление и обобщение изученного материала.

Вид урока: урок - морское путешествие.

Технология урока: на игровой основе

Оборудование: карта морского путешествия, карточки-акулы, кроссворд, грамматические шарады.

Ход урока.

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!

1. Организационный момент.

2. Работа по теме урока.

а) Вступительное слово учителя:

Друзья, вы хотите отправиться в увлекательное морское путешествие? Побывать на сказочных островах Морфемики и Словообразования. Показать свои знания о составе слова, умение правильно выполнять морфемный и словообразовательный разборы и, конечно, узнать много интересного. Тогда представьте, что вы находитесь на корабле, и в лицо вам дует свежий, морской ветер.

Для преодоления препятствий, которые могут встретиться на нашем пути,

мы должны быть настоящей, дружной командой, и помнить наш девиз: «Один за всех – и все за одного». А я буду вашим капитаном. Чтобы не сбиться с намеченного курса, мы будем пользоваться картой морского путешествия (на стене висит карта с названиями островов).

Ну что готовы? Тогда в добрый путь!
Нам известны морские законы:
«Погибай, но друзей выручай!»
Мы поможем в беде Робинзону,
Если встретим его невзначай.
Проплывем бесконечные мили,
Чтобы руки друзьям протянуть.
Мы, как песню, корабль сочинили
И на нем отправляемся в путь.

б) Капитан:

Я что–то вижу впереди. Акулы! Корабль окружают страшные, кровожадные акулы. Ответьте на вопросы, и атака будет отбита (на карточках-акулах написаны вопросы).

Молодцы! Вы справились с первым препятствием.

Соленый ветер поднимается,
Поскрипывают мачты на ветру.
И парус силой наполняется.
Мы все сегодня вместе на борту.

в) Капитан:

Прямо по курсу вижу остров. Сейчас прочитаю название…

«Загадочный». Посмотрим, что ждет нас на этом острове. Нам нужно решить грамматические шарады.

Корень мой находится в «цене»,
В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали.

Корень извлечь из «начинки» несложно,
Приставка в «сосуде» хранится надежно,
Суффикс в «гудении» ясно услышишь,
Вместе – на темы различные пишешь.

В «списке» мой обнаружите корень,
Суффикс в «собрании» встретится вскоре,
В слове «рассказ» вы приставку найдете,
В целом - по мне на уроки пойдете.

Мой корень в «просьбе» заключен
(он в ней озвучен и смягчен),
Приставка в «воплощенье» где-то,
На целое – все ждут ответа.

-Умницы! Вы справились с заданием! Поплыли дальше.
Пусть бушуют волны крутые,
В лохматых тучах небосвод.
Не страшны нам штормы седые,
Плывем мы вперед и вперед!

г) Ребята, чтобы вы не заскучали, я прочитаю вам шуточную былину, написанную учеником, а вы укажите суффиксы с увеличительным и уменьшительным значением.

Былина

Сидит Славочка на заборике,
А под ним на скамеечке Боренька.
Боренька взял тетрадочку,
Написал «Дурачок ты, Славочка».
Вынул Славочка карандашище,
Написал в тетрадь: «Ты дурачище»
Борище взял тетрадищу
Да как треснет по лбищу Славищу.
Славище взял скамеищу
Да как треснет Борищу в шеищу.
Плачет Славочка под забориком.
Под скамеечкой плачет Боренька.

Ребята, скажите, могут ли настоящие друзья так поступать друг с другом?

д) Вижу впереди Неизвестный остров. Бросаем здесь свой якорь. Посмотрите, какое странное дерево здесь выросло. А вот и задание к нему: Каким словам дал жизнь корень «лес»? Запишите их и определите способ образования слов.

Молодцы! Вы все верно сделали.

И вновь к себе зовут заманчивые волны,
Под сенью парусов спешим мы в дальний путь.
И дружные сердца единой страстью полны.
С намеченного курса не можем мы свернуть!

е) Капитан:

- Я вижу впереди корабль, наверное, тоже путешественники. Нет, это пираты!

- Что вы хотите от нас? Мы мирные путешественники. У нас нет ни золота, ни драгоценностей.

Пират:

- Не нужно нам ваше золото. У нас его целый сундук .(вносят сундук) Вот. Оставил нам его одноногий Флинт. Но он был хитрый старик, чтобы открыть сундук, нам нужно отгадать вот этот ребус. Помогите нам! Мы сами не справимся!

Капитан:

- Ну что, друзья, поможем?

(зашифровано слово «дружба»)

Пират:

- А что это такое – дружба?

Капитан:

- Ребята, объясните, как вы понимаете это слово.

Пираты:

- Попутного вам ветра!

ж) Физкультурная пауза.

з) Мы подплываем к острову Затонувших кораблей. Здесь погибло множество кораблей, видимо, члены их экипажей плохо учились в школе и не были дружны. Сможем ли мы успешно миновать это место? Все зависит от нас. Вы должны решить кроссворд.

Молодцы! Мы продолжаем путь дальше.

и) Мы подплываем к острову Мирный. На берегу стоят и машут нам руками жители острова. Давайте отправим им приветствие. Но прочитать они смогут наше послание, если вы разберете каждое слово по составу:

«Школьники шлют привет жителям острова. Совершаем трудное

морское путешествие. Желаем синего неба и ласкового солнца».

Жители острова прочитали наше послание. Давайте помашем им руками и отправимся дальше. Пока наш корабль плывет по волнам к следующему острову, я предлагаю вам отгадать загадки.

Кругом вода, а с питьем беда.
Кто знает, где это бывает? (В море.)

По морю идет, идет,
А до берега дойдет,
Тут и пропадет. (Волна.)

По волнам гуляет зонтик.
Если встретите – не троньте!
Вот так чудо! Вот так диво!
Зонтик жжется как, крапива! (Медуза.)

В глубине морской живет
Чудо – юдо «многоног».
Восемь ног у чуда – юда
И зовется…(осьминог)

Через море – океан
Плывет чудо – великан.
А из чудо – великана
Вырывается фонтан. (Кит)

Страшная, зубастая,
Хищница опасная.
В море синем шмыг да шмыг,
Все подряд глотает вмиг. (Акула)

Под водою быстро мчится,
Над водой парит, как птица.
Житель теплых он морей,
Верный спутник кораблей. (Дельфин)

Великан стоит в порту,
Освещая темноту.
И сигналит кораблям:
- Заходите в гости к нам. (Маяк)

Когда он нужен –
Его выбрасывают.
Когда не нужен –
Его поднимают. (Якорь)

к)

Впереди нас ждет последний остров. Называется он «Прекрасный». Я знаю, что дома вы писали сказки о приставках пре- и при-. Прочитайте, что у вас получилось (несколько учеников читают свои сочинения).

3. Конец путешествия.

Капитан:

- Вот и закончилось наше путешествие. Корабль причалил к берегу. Мы справились со всеми трудностями. Вы показали себя умными и умелыми. Как настоящие друзья приходили друг другу на помощь.

На память о нашем путешествии я хочу подарить вам веселых дельфинов- моряков.

Закончить наш урок хочу стихотворением:
Позади все моря – океаны
И пираты, и штормы, и зной.
Повидали мы разные страны
И опять возвратились домой.
Но поверьте матросскому слову:
Стоит лишь капитану моргнуть –
Мы отправиться снова готовы
В дальний путь! В дальний путь! В дальний путь!