Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Контрольная (домашняя) работа по теме "Лексика". 10-й класс (вариант и для 6-го класса)
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Контрольная (домашняя) работа по теме "Лексика". 10-й класс (вариант и для 6-го класса)


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2014.05.13
Просмотров: 1480

Звездарева Альбина Михайловна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

  • Образовательные:
    • обобщить теоретические основы вопросов раздела «Лексика и фразеология».
    • актуализировать умения, сформированные при их изучении.
  • Практические: применять лингвистические знания при работе с языковым материалом:
    • определять лексическое значение слова, фразеологизма;
    • употреблять слова в соответствии с их значением;
    • видеть синонимию, антонимию, омонимию в ряде слов и фразеологизмов;
    • подбирать заданную группу слов к исходной языковой единице;
    • определять наличие или отсутствие фразеологизмов в отрывках текста;
    • характеризовать изученные языковые единицы и особенности их употребления в речи;
    • пользоваться словарями (этимологическим, толковым, словарем иностранных слов, словарем синонимов, фразеологическим словарем)
  • Общепредметные:
    • развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация материала.
    • развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовыми материалами.
  • Воспитывающие: воспитание интереса к слову, желания пополнять свой лексикон.

Контрольная работа по теме «Лексика» выполнена по роману Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» – М.: Олимп; издательство АСТ, 2001 (здесь и далее жирным выделены примеры для образца)

Рекомендации по выполнению контрольной работы:

1. Выполняйте задания по тексту одного художественного произведения.
2. Давая определения терминам, используйте учебники или иные учебные пособия по русскому языку.
3. Работу выполняйте в печатном виде на листах А 4, шрифт 14, интервал 1,5.
4. Для учащихся профильной группы обязательно выполнение всех заданий.
5. Для учащихся базовой группы на оценку «3» – 4 задания; на оценку «4» – 6 заданий; на «5» – все задания.

– Желаю успеха!

Задание 1.

Выпишите 2 однозначных и 2 многозначных слова разных частей речи. С помощью толкового словаря определите их лексическое значение. У многозначных слов выделите основное и производные лексические значения.
Выполняя задание, давайте полные определения терминам.

Однозначные слова –
В несколько минут лошади были заложены…

Лошадь – (сущ.) Крупное домашнее однокопытное животное (Словарь Ожегова, 1987:267).

Многозначные слова –

Попадались … то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами (Тургенев, 2001: 20)

Деревянный – (прил.)

1. –
2. –

Крестами – (сущ.)

1. –
2. –

Задание 2.

К словам 2-х разных частей речи подберите синонимы (дайте максимально полный синонимический ряд со стилистическими синонимами). Определите значение взятого слова в контексте.

Синонимы –
Лексические синонимы –
Стилистические синонимы –
А в маленькой задней комнатке, на большом сундуке, сидела … Фенечка, и то прислушивалась, то дремала… (Тургенев, 2001 : 25-26)

Маленький – микроскопический… – … – …крохотный – малюсенький (разг.); … – махонький (прост.) … (Словарь синонимов, 2007:107)

Значение слова «маленький» в контексте – …

Задание 3.

Приведите названия литературных произведений, построенных на антонимии: контекстуальной или языковой.

Антонимия –
Контекстуальные антонимы –
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», …, …, …

Лексические (или языковые) антонимы –
А.П. Чехов «Толстый и тонкий», …, …, …

Задание 4.

Выпишите 3 слова иноязычного происхождении, заимствованные из разных языков. С помощью словаря определите происхождение, значение слова.

… и Аркадий произнес последние слова твердо, даже с эффектом (Тургенев, 2001: 27)
Эффект – (нем. Effekt, лат.effectus)

  1. Результат какого-либо действия. 2. Впечатление, производимое на кого-нибудь, кем-нибудь, чем-нибудь.

Задание 5.

Выпишите 3 слова, имеющие особую стилистическую окраску. Укажите значение, дайте стилистическую характеристику.

При стилистической характеристике слова учитываются…

И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты (Тургенев, 2001: 57)

Болваны – 1. Обрубок дерева, чурбан (прост.) 2. Деревянная форма для расправления шляп, париков и т. п. 3. Тупица, неуч (разг., бран.) (Словарь Ожегова, 1987 : 47)
Слово «болван» употребляется в основном в …., создает эмоционально негативную окрашенность.
Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? (Тургенев, 2001: 188)
Святой –
1.
2.

Слово «святой» употребляется в основном в …., создает … окрашенность.

Задание 6.

Выпишите 1 историзм и 1 архаизм. Укажите значение с помощью словаря. Для архаизма подберите современный эквивалент.

Историзм –
Архаизм –
У него в 15 верстах от постоялого дворика хорошее имение в 200 душ…(Тургенев, 2001: 13).

1. Имение – историзм.
2. Имущество, собственность (устар.) (Словарь Ожегова, 1987 : 200)

Женщины от него с ума сходили, мужчины называли фатом и втайне завидовали ему (Тургенев, 2001: 34).

Фат – архаизм.
Фат – пустой щеголь, любящий рисоваться.
Современный эквивалент: модник, воображала, щеголь.

Задание 7.

Выпишите из газет 2 неологизма. Определите значение. Объясните, почему данные слова остаются в пределах неологизмов?

Неологизмы –
Отдельный сайт президента Медведева интерес всем… (КП, 15.09.09)
Сайт – неологизм, который возник в XX веке в связи с массовым распространением адресов в Интернете, и сегодня является одним из самых массовых источников информации о различных сферах жизни.

Задание 8.

Выпишите из произведения 2 фразеологических оборота. Объясните значение и происхождение каждого.

Фразеологический оборот – ...

Она живет отсюда в двух шагах.
В двух шагах – очень близко, совсем рядом, недалеко (Фразеологический словарь, 2007: 47).

Задание 9.

Подберите из разных источников примеры всех функциональных стилей (отрывки из 4-5 предложений). Дайте определение каждому функциональному стилю, проиллюстрируйте особенности на приведенном примере.

Художественный стиль –

Есть небольшое сельское кладбище в одном отдаленных уголков России. …( Тургенев, 2001: 188).
Этот стиль отличает разнообразие авторских средств, возможно употребление всех функциональных стилей. Широко используются изобразительно – выразительные средства, экспрессивная стилистическая окраска, субъективная оценка. Цель: создание художественных образов, эмоционально – эстетическое воздействие на воображение и душу читателя.

Публицистический стиль –
Научный стиль –
Разговорно-бытовой стиль –
Официально-деловой стиль –

Эта же работа адаптирована для учащихся 6 класса

Контрольная работа по теме «Лексика»6 класс

Рекомендации по выполнению контрольной работы:

1. Выполняйте задания по текстам художественных произведений (по одному или нескольким по вашему желанию).
2. Указывайте, из какого произведения (или газетной, журнальной статьи) взят пример;
3. Оаботу можно выполнять в печатном виде на листах А 4 или в рукописном виде разборчивым почерком.
4. Задания можно выполнить дифференцированно:

  • на оценку «3» – 3 задания;
  • на оценку «4» – 5 заданий;
  • на «5» – все задания.

– Желаю успеха!

Задание 1.

Выпишите 2 однозначных и 2 многозначных слова разных частей речи. С помощью толкового словаря определите их лексическое значение. (Жирным выделены примеры в качестве образца)

В несколько минут лошади были заложены…(И.С. Тургенев «Отцы и дети»)

Лошадь – (сущ.) Крупное домашнее однокопытное животное (Словарь Ожегова, 1987:267).

Попадались … то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами (И.С. Тургенев «Отцы и дети»)

Деревянный – (прил.)

1.–
2. –

Крестами – (сущ.)

1. –
2. –

Задание 2.

К словам 2-х разных частей речи подберите синонимы (дайте максимально полный синонимический ряд). Определите значение взятого слова в контексте.

А в маленькой задней комнатке, на большом сундуке, сидела … Фенечка, и то прислушивалась, то дремала… (И.С. Тургенев «Отцы и дети»)

Маленький – микроскопический… – … – …крохотный – малюсенький (разг.); … – махонький (прост.) …

Задание 3.

Выпишите 1 историзм и 1 архаизм. Укажите значение с помощью словаря. Для архаизма подберите современный эквивалент.

У него в 15 верстах от постоялого дворика хорошее имение в 200 душ…
(И.С. Тургенев «Отцы и дети»)

1. Имение – историзм.
2. Имущество, собственность (устар.) (Словарь Ожегова, 1987 : 200)

Женщины от него с ума сходили, мужчины называли фатом и втайне завидовали ему (И.С. Тургенев «Отцы и дети»)

Фат – архаизм.
Фат – пустой щеголь, любящий рисоваться.
Современный эквивалент: модник, воображала, щеголь.

Задание 4.

Выпишите из газет 2 неологизма. Определите значение. Объясните, почему данные слова остаются в пределах неологизмов?

Отдельный сайт президента Медведева интерес всем… (КП, 15.09.09)
Сайт – неологизм, который возник в XX веке в связи с массовым распространением адресов в Интернете, и сегодня является одним из самых массовых источников информации о различных сферах жизни.

Задание 5.

Выпишите из произведений 2 фразеологических оборота. Объясните значение каждого.

Она живет отсюда в двух шагах (И.С. Тургенев «Отцы и дети»)

В двух шагах – очень близко, совсем рядом, недалеко (Фразеологический словарь, 2007: 47).

Задание 6.

Подберите из разных источников примеры всех функциональных стилей (отрывки из 3-4 предложений).

Художественный стиль –

Есть небольшое сельское кладбище в одном отдаленных уголков России. … (И.С. Тургенев «Отцы и дети»).

Публицистический стиль –
Научный стиль –
Разговорно-бытовой стиль –
Официально-деловой стиль –


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21