Преподавание русского языка Урок русского языка в 4-м классе по теме "Роль имен существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2014.05.10 Просмотров: 2035 Басова Светлана Юрьевна, учитель начальных классов Цель: Развитие личности ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами предмета “Русский язык” Задачи:
1. Организационный момент.
2. Повторение изученного.
3. Сообщение темы урока. Сегодня мы продолжим говорить о роли имен существительных в предложении, речи. 4. Языковая разминка. (Одновременно проходит индивидуальная работа – 5 человек работают по индивидуальным карточкам). Запись предложения под диктовку: Дует ветер со снежком, Дед Мороз идет с мешком.
Упражнение 109 с.90. прочитайте задание. Задание: Прочитайте текст. Какова его главная мысль? (Текст читает ученик). Однажды молодой (а впоследствии знаменитый) французский поэт Шарль Бодлер пришел к другому поэту Теофилю Готье. Готье спросил его: “Читаете ли вы словари?” Бодлер ответил, что читает охотно. И Готье стал говорить ему, как необходимо это занятие писателю, сколько полезного можно почерпнуть из чтения словарей. Читать словари?! Что за странность! Ведь это не роман, не детективная повесть. Как же можно их читать? И все-таки Готье был прав: без постоянной работы со словарями у писателя не может быть подлинной филологической культуры. И такая работа необходима не только писателю: каждый культурный человек постоянно обращается к словарю. Создание словарей – задача особой отрасли науки о языке – лексикографии. (По “Энциклопедическому словарю юного филолога”).
5. Игра “Узнай словарь”. Сегодня к нам в гости пришли словари. Они о себе расскажут, а вы догадайтесь, что это за словарь, какую информацию о слове вы можете получить в нем. (Выходят 3 мальчика) 1) Мое назначение – объяснять, что означают слова. Самый большой из нас имеет 17 томов, в нем толкуются значения 120 тысяч слов. (Толковый словарь) (Слайд 5).
6. Работа в группах. Каждая группа получает карточку с заданием: определить, из какого словаря статья и доказать свое мнение. (Слайд 7). Карточка 1. Жилище, дом, квартира, жилплощадь, пристанище, приют, угол, гнездо, крыша (над головой); жильё (разг.); кров (уст.); кровля (уст.) / неопрятное, неудобное: берлога, логово, логовище (разг.) / тёмное, тесное: нора (разг.) - Как строится словарная статья? Карточка 2. Жилище, -а, ср. Помещение для жилья. Благоустройство жилищ. - Как строится словарная статья? Карточка 3. Друг – враг. Преданный друг – злейший враг. Виноват ли я, нет ли, пусть теперь об этом судят друзья и враги. - Как строится словарная статья? В каком случае вы обратитесь к этому словарю? (Выслушивается мнение и доказательства каждой группы). - Чем отличаются словари по построению? Физминутка (Слайд 8). Упражнение 110 с.91. Задание: В толковом словаре в конце учебника найди и прочитай статью о слове гроза. Что означают цифры 1 и 2 в словарной статье? В каком значении может употребляться это существительное? (Слайд 9,10) Прочитайте предложения. В каком значении в них употреблено слово гроза? Как ты это определил? 1) Люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом! (Ф. Тютчев) 2) - Кто идет? 3) Но гроза была сухая, без дождя; только ветер поднялся холодный, порывистый; деревья качались тревожно и скрипели. (С.Голицын) Упражнение 111 (самостоятельно). Задание: Найди в толковом словаре имена существительные, у которых не одно, а несколько значений. Составь и запиши предложения с этими существительными в разных значениях. Какой вывод ты можешь сделать после выполнения упражнений 110 и 111? Вывод: Имена существительные употребляются в речи в прямом и переносном значении. Существительные могут иметь не одно, а несколько значений. Переносное значение является одним из значений многозначного слова. Все значения многозначного слова чем-то похожи, имеют что-то общее. Как появляется у слова переносное значение? Люди наблюдают окружающий мир, внимательно присматриваются к отдельным предметам, сравнивают их и замечают сходство. На основе этого сходства название одного предмета переносится на другой, то есть слово употребляется в переносном значении. Упражнение №113 (по заданию). Задание: Прочитай отрывок из повести Л. Кассиля “Кондуит и Швамбрания”. С помощью каких слов автор передает гнев отца? В чем особенность этих слов? Какие знаки препинания решают ту же задачу? Все началось с того, что пропала королева. Самое ужасное заключалось в том, что это была папина королева. Папа увлекался шахматами, а королева, как известно, весьма полномочная фигура на шахматной доске. На наши стриженые головы надвигалась неотвратимая гроза. И вот приехал папа. Да, это была непогодка! Какая там гроза! Вихрь, ураган, циклон, смерч, тайфун обрушился на нас! Папа бушевал. - Какую роль в речи играют существительные-синонимы, антонимы и многозначные слова? (Слайд 11). Вывод: Синонимы в речи используются: для более точного выражения мысли, для выражения эмоциональной окраски, как средство преодоления неоправданного повтора одного и того же слова. Антонимы в речи используются для контрастных образов, резкого противопоставления признаков, явлений. 7. Игра “Подбери слово”. Я называю слово, 1 ряд подбирает к нему синоним, 2 ряд – тоже синоним, 3 ряд – антоним. Родина, отчизна, отечество – чужбина. 8. Работа над развитием устной и письменной научной речи. Упражнение 115. Задание: поработай над своей письменной научной речью. Представь, что тебе нужно написать небольшой текст для учебника русского языка на тему: “Роль имен существительных в речи”. Напиши этот текст, используя план. Ученики устно составляют по плану рассказ, который предстоит записать дома. (Слайд 12). “Роль имен существительных в речи”.
9. Итог урока.
10. Домашнее задание. Записать текст “Роль имен существительных в речи”, привести примеры, кому трудно привести примеры, можно воспользоваться учебником. (Дифференцированно). Выставление отметок.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |