Преподавание русского языка Сочинение-рассказ по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2014.05.06 Просмотров: 2094 Дрягина Галина Васильевна, учитель русского языка и литературы Цель урока:
Оборудование: репродукция картины Ф.П. Решетникова «Опять двойка». Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Вступительное слово учителя. а) Рассказ о художнике. Ребята, у вас у всех в школе есть любимый предмет. Но у каждого он свой. А вот в отношении любимых отметок всё однозначно, нескольких мнений не существует «5» любят все, двойкам не радуется никто. Особенно тяжело, когда «2» «сыпятся» одна за другой. Сегодня мы с вами как раз поговорим о мальчике, который «опять» получил двойку. Такого мальчика изобразил на своей картине художник Фёдор Павлович Решетников (1906 г.). Известный художник Ф.П. Решетников с юных лет увлекался рисованием. Ещё студентом Московского художественного института он плавал на легендарном корабле «Челюскин» и сделал там множество зарисовок. В годы ВОВ Ф.П. Решетников был на фронте, защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым. По окончании войны художник вернулся к своей профессии. Любимыми героями его полотен стали дети. Мысль написать картину, с которой мы с вами сегодня познакомимся, родилась у Ф.П. Решетникова в школе, когда он сидел в классе, наблюдая за учеником, не выучившим урок. Художник живо представил себе, как встретят мальчишку с «2» дома и решил написать об этом картину. Да, невесело приходить домой с двойкой! Сам художник так описывает своего героя: «Светлая голова, пухлые губы, живые, немного грустные глаза…» (Демонстрация картины). 3. Беседа по картине. - Узнали героя? Действительно ли художник изображает его таким же, как и описывает? - С помощью каких средств художник показал, что ученик- главный герой картины? - Как вы думаете, сколько лет мальчику? (9-10 лет) - Какие бы слова вы подобрали для описания внешнего облика, одежды мальчика? - Что вы можете сказать о выражении его лица и позе? - О чём говорит «бывалый» портфель мальчика? - Как относятся к появлению школьника с «2» сестра и мать? - Как художник показал огорчение матери? - Опишите одежду матери? - Как вы думаете, ребята, что хотел показать этим ярким тёплым цветом художник? - Что выражает взгляд и поза сестры? - Где изображена сестра? Хорошо ли её видно? - Встречает ли кто-нибудь ученика с радостью, не обращая внимания на принесенную двойку? - Как вы думаете, есть ли у мальчика возможность учиться? - Подумайте, какова основная мысль картины? - Какими же художественными средствами автор выразил основную мысль? Естественно, расположение фигур на картине имеет огромное значение и называется «композиция». Ф.П. Решетников расположил героев так, что каждый, находясь на своём месте, хорошо виден, связаны одним и в то же время общим переживанием. Об этом говорят их позы, выражения лиц. Раскрытию замысла художника помогают и краски. Колорит картины- соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета. Здесь, на картине, он неяркий, скромный. - Как выдумаете, почему? - По-другому, вместо «неяркие, серые» мы можем сказать «приглушенные». - Найдите на картине и назовите предметы, изображенные несколько приглушенными красками. - Какими прилагательными можно заменить слово «зеленоватое» (пальто)? - Только фартук матери выделяется ярким красным пятном? - Понравилась ли вам эта картина? - Чем она вам понравилась? 4. Словарно-стилистическая работа. - Составьте с/c и предложения со словами «композиция», «колорит». Строгая, четкая композиция; удачная композиция; композиция картины; особенности композиции; Композиция картины «Опять двойка» хорошо продумана Ф.П Решетниковым. Каждый герой хорошо виден. Колорит в картине имеет большое значение для раскрытия замысла художника. - Подобрать синоним к слову «огорчить» (опечалить, расстроить), составить предложение с этим словом (по отношению к матери). Мама огорчена двойкой сына. 5. Ролевая игра. 1) Распределить роли. 2) Задача рассказчика – рассказать о том, что изображено на картине, что произошло с мальчиком. 6. Слово учителя. Ребята, все вы бывали в театрах и видели, как играют актёры на сцене. Давайте и мы с вами на несколько минут станем актёрами. Для этого попробуем оживить картину, стать участниками событий, которую изобразил художник. Это в свою очередь поможет нам составить рассказ по картине. - Но сначала давайте дадим имена нашим героям. Как мы их назовем? - Нужны ли нам еще какие-нибудь герои? - Последнее, что мы с вами должны сделать - это придумать нашему рассказу название «История одной двойки». 7. Сценка. 8. Беседа об особенностях построения рассказа. - Молодцы, ребята. Все вы, как настоящие актеры, великолепно справились со своими ролями. Именно поэтому у вас получился замечательный рассказ. - Что же лежит в основе любого рассказа? (Основная мысль). - Таким образом, на картине изображен определенный эпизод - получения 2, в основе картины история о том, как мальчик Сережа снова получил 2. Именно этот случай мы из жизни мальчика взяли за основу в своем рассказе. - Вы помните, что самым первым повествование начал первый рассказчик. - О чем он говорил? - Мы с вами говорили, что в основе рассказа лежит эпизод получения 2. Именно с того момента, как мальчик получил 2, завязалось действие, и мы стали следить за его развитием. Это завязка. Всё, о чем рассказчик повествовал нам до этого - экспозиция, т.е. действия, предшествующее завязке. Часто в экспозиции рассказывается о месте, в котором происходит действие, о времени, в котором всё совершается. - Что мы узнаем дальше? - Как же развивается действие дальше? - Самый напряженный момент в развитии действия - это кульминация. (Приход мальчика домой) - Чего больше всего боится мальчик? Именно мама сначала не говорит сыну, она только осуждающе смотрит. Но вот именно она меняет ситуацию, заговорив с Сережей. Этот момент в развитии событий называется развязка. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка- это обязательные элементы любого рассказа. У нас даже есть экспозиция. 9. Подведение итогов урока. 10. Подготовка к написанию сочинения. Представьте, что вы писатель. Не забывая, по каким законам строится рассказ, придумайте свой рассказ по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка». Озаглавьте его. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |