ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок русского языка во 2-м классе. Тема: "Шипящие согласные звуки. Упражнение в написании слов с сочетаниями жи - ши, ча - ща, чу - щу, чк, чн, щн"

Добавлено: 2014.05.04
Просмотров: 1033

Шиленко Алла Георгиевна, учитель начальных классов

Цель урока: углубление и обобщение знаний учащихся о шипящих согласных звуках, совершенствовать умение учащихся писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн.

Задачи урока:

Предметные: обобщить знания учащихся о шипящих согласных звуках, проверить знания учащихся по данной теме, выбирать и объяснять выбор действия, развитие умения работать с толковыми словарями, обогатить словарный запас учащихся, развивать память, внимание, ассоциативное мышление, образную речь, словарный запас учащихся.
Метапредметные: развивать универсальные учебные действия: интерес к новому учебному материалу, воспитание интереса к предмету через познание родного края, умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, умение формулировать собственное мнение, работать в парах, воспитание патриотизма , уважения к истории своей страны.

Оборудование: интерактивная доска, СD диск, мультимедийная презентация, толковые словари.

ХОД УРОКА

I. Организация внимания учащихся

Приложение 1. Слайд 1 (звучит музыка)

Учитель: Дети, возьмите, пожалуйста, в руки пультики и определите с каким настроением вы пришли на урок: желтый – радостное настроение, фиолетовый – грустное.

(На интерактивной доске высвечивается диаграмма).

Слайд 2 – внимание (по щелчку текст и звук колокольчика)

II. Чистописание. (Слайды 3-4) Название этапа урока и плакат «Правильно сижу».

Учитель: Дети! Сегодня мы отправляемся в путешествие на веселом поезде до станции Чащино, где будем повторять правописание гласных после шипящих. Вот мы на вокзале. Нам нужны билеты, но вагоновожатый говорит, что билеты получат только те, которые красиво напишут букву Р.

Р р

– Дайте характеристику звуку, обозначенному данной буквой. (Слайд 5)

Интерактивная доска: родина род родился Кубань

– Что общего в этих словах. (Корень – общая часть родственных слов)
– Какое слово «лишнее»?
– Что скажете об остальных словах?

III. Словарная работа (слайд с названием этапа урока)

а) Отец, отечество, Родина, Россия.

Учитель: Что скажете?
– Как вы понимаете значение этих слов?
– Обратимся к толковому словарю Ожегова. (У учащихся индивидуальные «Толковые словари школьника»)
С.И. Ожегов:
Родина –
1. Отечество, родная страна.
2. Место рождения, происхождения.
– Что объединяет все эти слова?
– По каким признакам их можно разделить на группы?
– Поставьте ударение, разделите на слоги.

б) Учитель: Прочитайте текст. (Слайд 6) Назовите пропущенные слова.

Учитель: Какое еще задание можете предложить?

Дети:

– Подчеркнуть имена собственные.
– Поставить ударение. разделить на слоги.
– Подчеркнуть слова, которые не переносятся.

в) (Р.р)оссия, (Р,р)оссийские,(Р,р)оссияне. (Слайд 8)

Учитель: Прочитайте слова, обведите нужную букву, подчеркните орфограмму. Какое из этих слов всегда пишется с большой буквы?

г) Знакомство с новым словарным словом

Все дороги в Россию ведут в… (Дети хором: Москву)
Москва что гранит, никто Москву не победит.

Учитель: Что это? (Пословицы)
– О каком городе говорится в пословицах?
Что вы знаете о Москве?
– Кто бывал в Москве?
– Что интересного увидели?

Учитель: На летних каникулах ученица нашего класса Сердюк София участвовала во Всероссийском конкурсе «Я помню, я горжусь!», посвященном юбилею освобождения Москвы и стала призером муниципального этапа. (Запись слова в тетрадь).

Учитель: Сколько орфограмм в слове Москва? Подчеркните их.

IV. Повторение об имени существительном

Учитель: Мы продолжаем поездку в Чащино. (Слайд 9)
Все – в вагоны! В каждом вагоне маленькие удобные для поездки комнаты – купе. Давайте познакомимся с пассажирами. Здесь едут девочка Оля с друзьями Юрой и Васей, а с ними кошка и собака. Запишите их имена и вспомните правило написания имён существительных собственных и нарицательных. (1 группа – слабые учащиеся)

Задание для второй группы (сильные учащиеся): восстанови текст: исправь ошибки, расставь знаки препинания. (Слайд 10)

Проверка с обратной связью. (Слайд с правильными ответами)

Дети: Имена собственные пишутся с заглавной буквы. (Слайд 11)

В сочетаниях жи-ши
Только букву и пиши!
В сочетаниях ча-ща
Пишем только букву а.
В сочетаниях чу-щу
Пишут только букву у.

(Детям выдается памятка с правилом в стихотворной форме)

V. Физкультминутка

В окошко мы увидели
И речку, и цветы.
Узнали много нового
И я, и мы, и ты.
(Повороты головой)
А в Чащино нам встретятся
И мыши, и ерши,
И ландыши, и белочки,
Чижи, ежи, ужи.
(Приседания.)
Зарядкино! Зарядкино!
Довольно, детвора,
Скорее все в вагоны,
Нам дальше в путь пора.
(Упражнения для рук)

Учитель: Тихо садимся на места.

VI. Закрепление

а) Учитель: Станция Чащино. Ребята, мы приехали. В лесу есть волшебное озеро. Здесь живут звери, птицы и рыбы, растут цветы, в названиях которых мы встретим знакомое правило на правописание гласных после шипящих. Какое же это правило?

Учитель: Запишем названия предметов, изображённых на рисунках (слайды 12-22 с изображением предметов, в названиях которых есть буквосочетания жи-ши, ЧК, чу-щу.)

Дети записывают самостоятельно. Подчёркивают знакомые орфограммы.

Учитель: Проверь написание слов. Взаимопроверка.

(Слайд 23)

б) Работа над предложением Слайд-задание.

Дети, что скажете?
– Что можно сделать? (Составить предложение)
– Скажите все, что знаете о предложении?
– Составьте предложение. (Слайд 24)

Учитель: Запишите предложения. Подчеркните главные члены. Укажите части речи

XII. Самостоятельная работа

(Слайд 25) Интерактивный диктант. (Диск-справочник 2 класс)

Выпал пуш…стый снег. У дома играли малыш…. Витя лепил снежную бабу. У Яш… лыж…. У Миш… собака Рыж…к. Она сторож…т дом. Яша и Миша играли в снежки.

XIII. Рефлексия

Учитель: Ребята, что нового вы узнали на уроке? Что вас удивило?
Дети, возьмите, пожалуйста, в руки пультики и оцените, как вы усвоили новую тему цветом:

  • Красный – хорошо усвоил материал
  • Зеленый – не хватает практических навыков по отработке правописания безударных гласных в корне слова.
  • Синий – еще нужно работать. (На доске появляются диаграммы)

IX. Домашнее задание по вариантам (Слайды 26-27)

1. Расставь знаки препинания. Спиши текст, вставь пропущенные орфограммы.

1 вариант.

Ёжик и мыши

Митя поехал на дач… к деду Ивану дач… была у леса Митя принёс из леса ёж…ка в ч…лане ж…ли мыш… Митя отнес ёж..ка в ч..лан ёж..к ловил там мышей.

2. В 1 и 2 предложениях подчеркни главные члены.

2 вариант.

У Саш… ж…вёт ёж…к. Саша полож…л ёж…ку каш… в ковш…к. Ёж…к беж…т. Он спеш…т на уж…н.
У деда Миш… ш…ло. Он ш…л ж…леты. У Маш… и Саш… ж…леты. Малыш… рады!

Список использованной литературы и ресурсов.

1. Занимательная грамматика. – М., Омега, 1995. – 256 с.: ил.
2. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба и игра: Русский язык. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 208 с., – ил. (Серия: «Мои первые уроки»)
3. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведов Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений/Российская Академия наук. – М.: Азбуковник, 1997. – 997 с.
4. Полуянова О.Д. Запоминаем словарные слова: 1-2 классы. – М.: Эксмо, 2011. – 48 с. (В помощь младшему школьнику)
5. А.В.Полякова «Русский язык 2 класс». Москва, «Просвещение», 2010 г.
6. www.ru.wikipedia.org