Преподавание русского языка Урок русского языка в 7-м классе по теме "Грамматическое значение наречия и его морфологические признаки"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1387 Тополевская Елена Михайловна, учитель русского языка и литературы ЦЕЛИ УРОКА:
ХОД УРОКА 1. Мотивационное начало урока. Звучит музыка. В руках учителя нить. - Что это такое? - Да, это нить. Незатейливая вещь, не так ли? - А это что такое? - Узелок. Давайте немного пофантазируем и представим себе, что это не простая нить, а путеводная, которая поможет нам развязать узелок, т.е. познакомиться с новой для нас частью речи. Что это за часть речи, вы узнаете несколько позже. А пока давайте задумаемся над словами великого американского драматурга Бернарда Шоу: “Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность”. - Как вы понимаете эти слова? Как могли бы их использовать сегодня на уроке? 2. Интерактивная игра “Бегунок”. - Что ж, давайте начнём нашу деятельность. Перед вами на доске в беспорядке расположились слова. Попробуйте как-то их систематизировать, распределить в группы. По какому признаку вы бы распределили их в группы? (Группы однокоренных слов, по частям речи). Давайте распределим их в группы по частям речи. Веселье, веселиться, весело, весёлый, веселящийся. Снизиться, низенький, низина, низко, снижающийся. Послушно, слушать, слух, слушающий, послушный. - Какие слова не вошли ни в одну из групп? К какой части речи они относятся, вы узнаете, если разгадаете филворд. 3. Филворд. Вычеркните повторяющиеся буквы, из оставшихся сложите слово – название изучаемой нами части речи. 4. Постановка учебных задач. - Какие задачи мы должны с вами поставить перед собой, чтобы развязать сложный узелок, именуемый наречием? - По каким признакам мы распределяем слова в группы “части речи”? (грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль) 5. Групповая работа – исследовательская лаборатория. 1 группа: Найдите в словаре С.И.Ожегова определение слова “наречие”. Подберите к нему однокоренные слова. От какого слова оно произошло? Подготовьте рассказ на основе своих выводов от лица наречия. 2 группа: Проанализируйте словосочетания, сделайте вывод о том, к какой части речи примыкает (относится) наречие и на какие вопросы оно отвечает. Ослепительно красивый, спускаться вниз, расположиться справа, связаться накануне, слышится сверху, рассердиться поневоле, притворяться назло. -Какие виды орфограмм встретились в словосочетаниях? 3 группа: Проанализировав предложения, сделайте вывод о том, какими членами предложения являются наречия. Направо от огорода тихо пошлёпывала и изредка вздрагивала от невзначай налетевшего ветра тёмная ольховая роща, налево тянулось необозримое поле. -Определите вид предложения. 6. Физпауза
- Узнали ли вы в этом стихотворении наречия? 7. Проверка заданий. В ходе проверки заполните опорный конспект: 8. Работа с учебником. - Что осталось в конспекте незаполненным? Прочитайте определение наречия по учебнику, стр. 96, дополните конспект. 9. Проверим интуицию. Записывают под диктовку наречия, употреблённые в заданиях 2 и 3 групп: вниз, справа, накануне, сверху, поневоле, назло, направо, изредка, невзначай, налево. Самопроверка по доске. 10. Творческая работа (с выбором заданий). 1) Спишите предложения, вставьте пропущенные наречия, подчеркните их как члены предложения: Три девицы под окном пряли____________ вечерком. Только вымолвить успела, дверь ____________ заскрипела. _______________ князь у моря ходит, с синя моря глаз не сводит. Слова для справок: тихонько, снова, поздно. 2) Подберите к данным наречиям синонимы и антонимы: Быстро (стремительно, медленно). Внезапно (неожиданно, предугаданно) . Тихо (неслышно, громко). Всюду (везде, нигде). 3) Напишите сочинение – миниатюру на тему “Поздняя осень”, используя наречия. Слова для справок: пасмурно, тихо, везде, стремительно, невзначай, по-зимнему, скоро и т.д. 4) Индивидуальное задание: сочинить стихотворение о наречии. 11. Проверка заданий. - Какую роль в речи играют наречия? 12. Домашнее задание. - выучить определение наречия, стр. 96. -Упр. 150 или сочинить грамматическую сказку о наречии. 13. Рефлексия.
Обратимся вновь к словам Б.Шоу. - Чем занимались сегодня на уроке? Что нового узнали? Чему научились? С каким настроением покидаете урок? 14. Постановка проблемной задачи на следующий урок. - Как вы думаете, все ли узелки в теме “Наречие” нам удалось сегодня развязать? Входит “Наречие”, плачет, тянет за собой мешок с карточками со смысловыми вопросами наречий. Уч.: Ты о чём, Наречие, плачешь? Н.: Плачу я о том, что мне приходится тяжелее, чем другим частям речи. Вот, например, существительное имеет всего два вопроса: кто? и что?, глагол – что делать? что сделать? А у меня вон сколько смысловых вопросов, можно запутаться. Уч.: Ничего, Наречие, мы с ребятами попробуем на следующем уроке запомнить все твои вопросы и значения. 15. Объявление оценок. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |