Преподавание русского языка Урок "Я вам пишу…"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1018 Шемякина Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы Цели:
Задачи:
Предварительная работа: повторение правописания о, ё после шипящих и ц; -н-, -нн- в прилагательных и причастиях, отглагольных прилагательных (либо как домашнее задание, либо на предыдущем уроке). Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал. Ход урока 1. Оргмомент. Приветствие учителя. 2. Введение в тему урока.
3. Повторение и закрепление. Закрепление правописания о, ё после шипящих и ц.
1. Относящийся к частной переписке, письмам. 2.Эпистолярное наследие писателя. 2. Имеющий форму переписки. Э. роман (роман в письмах).
а) Демонстрируется надпись: Привет, девч_нки. Какую букву нужно написать? А почему, как вы думаете, в этом слове очень часто делают ошибку? Какая орфограмма в этом слове? ( О, ё после шипящих в разных частях речи и слова.) б) Твоему другу срочно нужно сдать зачёт по данному правилу. А он не успел повторить. И попросил тебя сделать шпаргалку. Помоги ему, но время у тебя только минута. Поменяйтесь листочками. Попробуйте разобраться, что написал друг и рассказать правило. в) А это моя шпаргалка. Обобщение в игре “Верите ли вы?”.Это упражнение требует огромной концентрации внимания, определенных логических умозаключений, сообразительности. Приложение №2 г) Задание: рассмотри данную карточку и скажи, что общего в этих словах? Внимание! В каждом столбике одна ошибка. Карточка 1 на столах у каждого. Это задание вырабатывает орфографическую зоркость. Приложение № 3.
е) сделай вывод и дополни предложение: правописание -о-,-ё- после шипящих зависит от …., но нужно помнить … Закрепление правописания -н-, -нн- в прилагательных и причастиях. Задание: определи орфограмму и заполни “молчащую” таблицу. Это задание актуализирует знания учащихся. После заполнения или во время его идет объяснение. (Таблица на партах. Работа в парах) Тест-тренинг. Работа с цифровыми образовательными ресурсами. CD-диск “Фраза”, наверное имеется в каждой школе, поскольку поставлялся централизованно с мультимедийной библиотекой. Тест-тренинг памяти и орфографического чутья, где почти на уровне интуиции нужно принять решение (в контексте данного урока, а вообще эти тесты формируют навыки грамотного письма). Итак, мы повторили с вами орфограммы, на которые делают ошибки очень часто в любых текстах, в том числе и в письме. А что характерно для писем? Что обязательно в них присутствует? Зачин, концовка, в которых звучат слова “здравствуйте”, “до свидания”, за которыми идут обращения, требующие знаков препинания. Закрепление знаний некоторых правил пунктуации и стилистики.
- Найди и выпиши обращения из переписки Тургенева или какого-либо другого писателя (милая, любезная моя спутница, любезнейший и глубокоуважаемый, милостивый государь, мой дорогой и уважаемый друг, почтеннейший, милый наш друг; - придумай обращения, которые были бы приятны твоему другу; - запиши обращения, которые вызывали бы неприятные ощущения. Что же такое обращение?(обращение - ……) Какая интонация характерна для обращений? (звательная) Каково её происхождение?(--------) Как обращается в письме один человек к другому, можно судить об отношении пишущего к адресату, о чувстве, которому он испытывает к нему. (проверка задания по работе с письмами Тургенева), (проверка задания по придумыванию обращений, которые приятны) Часто употребляем обращения - имена с уменьшительно-ласкательными, а бывает уничижительными суффиксами и именами в усеченном виде Вань, Петь, Зин. (проверка задания по придумыванию обращений, которые неприятны) Приветливое обращение, свидетельствуя об уважении к адресату речи, придает всему разговору дружелюбный характер, тогда как грубое, развязное; способно надолго испортить настроение собеседнику. Помните! Отсутствие обращения - это знак неуважения к собеседнику Говорят, что для любого человека нет звуков более приятных, чем произношение его собственного имени. Кроме знаний правил и пунктуации, конечно же, нужно знать правила построения предложений и текста. А что такое текст? Признаки текста?
Л.Петрушевская “Пуськи бятые” Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: - Калушата, калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И Калуша волит: - Оее,оее! Бутявка-то некузявая! Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась,сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит: - Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А бутявка за напушкой: - Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые! (Выдуманные Петрушевской слова по своему строению очень похожи на русские глаголы, прилагательные и наречия. Эти слова связаны нормальными для русского синтаксиса отношениями. В нем соблюдена логичность и последовательность. Предложения связаны с помощью повтора слов.) Письмо, как и любое другое сочинение, представляет собою текст. Процесс создания письма сложен. Он требует большого жизненного опыта и опыта пишущего. А если этого нет, то письмо может иметь вид следующего послания: “Привет! Пишу тебе из дома. Вот решил написать тебе. У нас всё как всегда. Скоро будет смотр художественной самодеятельности. В зимние каникулы мы ездили на елку в столицу. Там мне очень понравилось. Ну, ладно, кончаю писать. Ну, пока.” Захочется ли сохранить такое письмо. А почему? Сформулируем главные правила письма. Помни: письмо – это труд души, обращенный к другому человеку. Адресат ждет от вас писем, полных дружеского расположения и участия. 1. Обращаясь к адресату, называй по имени и выражай своё отношение к человеку. 2. Старайся быть интересен собеседнику. 3. Проявляй внимание к тому, кому пишешь. 4. Будь эмоционален. 5. Старайся доставлять своим письмом радость. 4. Обобщение урока. Итак мы вспомнили с вами…(продолжи) 5. Этап рефлексии. Я хотела бы, чтобы вы некоторое время подумали о том, что здесь происходило и высказали своё мнение.
6. Творческое задание (вариант - домашнее задание) А теперь напиши письмо мне. Темы две: Ну и урок был сегодня…(прочесть с интонацией восхищения и интонацией разочарования). Можно использовать слова: девчонка, весенний, солнечный, поражен, причем, смешон, хорошо, ещё, торжественный, сочувствие, несказанный и, конечно, многие другие. Используй памятку при написании. Памятка. Прежде чем писать, восстановите мысленно путь, пройденный за день. Пусть перед вашим внутренним взором встанет “множество любопытных и заманчивых вещей”: чьих-то лиц, мимолетных фраз, чьих-то добрых и недобрых взглядов и спорных суждений. Призовите себе на помощь двух верных помощников: Внимание и Воображение, восстановите их с помощью самые памятные участки пройденного пути. Не забывайте об индивидуальном ритмостиле. Кому-то по душе быстрая, легкая ходьба, где дыхание прерывисто и неравномерно, а оставленная на бумаге фраза пульсирует, рвется… Кто-то выбирает нескорый шаг, с ровным дыханием, с выверенной и стройной фразой. Экспериментируйте, ищите свой творческий почерк Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |