Преподавание литературы Урок литературы в 7-м классе по теме: "Повесть о Петре и Февронии Муромских"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2014.04.24 Просмотров: 2134 Синягина Светлана Альбертовна, учитель русского языка и литературы Тема. В чем истинный стержень жизни человека? (Мир глазами древнерусского человека). Цели:
Методические приемы: аналитическая беседа, работа над словом, выразительное чтение. Оформление урока: фотография храма Вознесения Господня, где находится икона благоверных князей Петра и Февронии с частицей их святых мощей, аудиокассета с записью музыки Литвака И.А. (Студия звукозаписи Московского Свято-Данилова монастыря). Ход урока1. Обращение к теме и эпиграфу Как вы понимаете древнюю евангельскую истину: “Главное - люби других, как себя, вот что главное, и это все, больше ровно ничего и не надо”. 2. Что главное в жизни, на ваш взгляд? Как вы понимаете значение слова “стержень”? На доске толкование слова: Стержень - перен. Основная часть чего-либо, содержательный центр. Человек без стержня - бесхарактерный, слабый, нецелеустремленный. Как вы думаете, может ли меняться отношение к главным истинам в жизни человека на протяжении веков или оно остается неизменным? (Разные варианты ответов учащихся). Может, в древности мы найдем ответ на этот вопрос, ведь древнерусская литература составляет период в 700 лет из 1000 (с X в. по XVII в.) 3.Работа с текстом Почему текст “Повести…” трудно читать современному человеку? Определите жанр произведения. Работа в группах: 1.Сказочное в повести :примеры вымысла, особенности сюжета, волшебство. 2. Житие: реальные факты жизни героев, своеобразная композиция, финал Докажите свои точки зрения. Вопросы группам. - Огненный змей, прилетевший к жене князя Павла,-это сказочный персонаж? (Нет, вспомним “Сергия Радонежского”, где встречались с бесами, искушавшими человека). - Можем ли мы утверждать, что перед нами мудрая сказочная дева, загадывающая своим женихам загадки? (Нет, главная героиня-реальный человек, а не идеальный образ, ее мудрость изображается как земная). - О чем говорит ее иносказательная речь? (Об опыте общения с носителями фольклорной традиции, употребление метафор в речи говорит об особенностях данной местности). - Приведите примеры использования тропов в речи Февронии (Чтение отрывков текста). - Какой вывод мы можем сделать:сказочная или реальная героиня перед нами? (Речь загадками - знак мудрости земной, а не сказочной). 4.Словарная работа - Продолжите строку: Целомудрие - это… Исцеление человека - это… - Что общего вы найдете в этих словах? Приведите примеры других однокоренных слов (целый, целостный). 5.Аналитическая беседа Целомудрие, т.е. строгая нравственность, чистота, дают Февронии дар исцеления. Что означают слова: “Аще бы кто требовал князя твоего себе, мог бы уврачевати и…” (Варианты ответов учащихся. Исцелить человека может лишь тот, кто разделит с ним жизнь и все тяготы, в том числе и тяготы болезни). Сопоставьте точки зрения древнерусского читателя и современного: что излечивает князя Петра? (Не целебный настой, а бескорыстная любовь к нему). - От чего нужно исцелить Петра? (Болезнь посылает Бог человеку, чтобы смирить гордыню, для очищения от согрешений. Феврония исцеляет его от непослушания воле Божией). - Легко ли идет исцеление героя? Когда он окончательно исцеляется? (Работа над эпизодом “Петр и бояре”, чтение в лицах). - Что изменилось в жизни героя после полного выздоровления? (Главное - исцеление души Петра). - Почему Феврония способна совершать чудеса, а Петр - нет? (Она благочестива, послушна Богу, следует в жизни заповедям Христа). Обращение к определению жития: Житие - жизнеописание человека, достигшего христианского идеала - святости. 6.Смысл названия произведения - Почему называется “Повесть о Петре и Февронии Муромских”? (Петр достиг идеала святости в своей жизни). - В чем святость героев? (Чтение эпизода “И правили они в городе том…”) 7.Анализ финала “Повести” - Какое значение имеет концовка? “Жили они долго и счастливо и умерли в один день” - не сказочный ли это финал? (Петр и Феврония ожидают друг друга на пороге смерти, чтобы быть вместе в дальнейшем пути к вечности. Нет трагизма в конце повести, смерть-этап в дальнейшем пути к вечности, а не уничтожение того, что было накоплено жизнью). - Почему для древнерусского человека важно то, что перед смертью герои предпринимают важный шаг-принимают монашество (иночество)? (Жизнь ради Христа, а не ради своего счастья, только соотнесение с его жизнью, с Первоначалом придает смысл личным формам существования). 8.Выводы.В чем основная ценность книги? (Ответы учащихся). Миниатюра “Как меня изменила “Повесть о Петре и Февронии Муромских”? (2-3 предложения). Письменная работа учащихся. Слово учителя. Герой рассказа Ф.М.Достоевского"Сон смешного человека” Странствует во сне. Перемещается в пространстве, во времени. Во сне попадает на нашу землю, в те времена, когда люди не знали греха, жили в Раю. Проходит, переживает с ними весь путь человеческого греха, видит, как страшен грех. И просыпается уже совсем другим человеком, который понял вдруг древнюю евангельскую истину. (См. эпиграф к уроку). Прошел герой путь, не сходя с места, проснулся в том же кресле, где заснул, но истину понял, а значит, и путь прошел, путь нравственного преображения. Читая древнерусскую литературу, мы познаем себя, свою душу, очищая ее, делая жизнь свою более наполненной, познаем свой смысл в ней, а значит, и находим свой истинный стержень в жизни. 9.Чтение отрывков из своих сочинений-миниатюр. (Музыкальное оформление) “Я вдруг поняла, что есть Бог, и теперь знаю-хранит он нас” (Иванкина Лилиана) “А еще мне кажется, что в моем сердце стало больше сострадания…” (Архиповская Настя) “Ведь мы-гости на Земле, а жизнь, прожитая здесь, это всего лишь маленький период нашего существования. Ведь там, как учит нас духовная литература, мы будем жить вечно. Теперь для меня интерес к жизни стал другим. Оставить след на земле, не прожить ее впустую. (Смирнов Егор) “Я не могу это объяснить, но мне кажется, что жизнь моя должна измениться к лучшему. (Кирпенко Катя). “Я поняла, что не одними материальными благами жив человек, что надо еще думать и о своей душе…” (Попова Даша) “Захотелось покаяться… ”(Алесенко Саша) “Истинный смысл моей жизни в том, чтобы не делать людям зла” (Тихомиров Саша) Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |