Преподавание литературы "Я навек любовью ранен..." Штрихи к портрету В.МаяковскогоNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1073 Голик Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы Цели образования:
Цели развития:
Цели воспитания:
Оборудование: магнитофон, интерактивная доска, презентация (Приложение5), запись музыкальных произведений (Приложение1, Приложение2, Приложение3, Приложение4). Ход урокаОргмомент. Мотивация.Учитель: Ребята, я рада видеть вас. Спасибо, что подготовили сердечки-бейджики. Они помогут нам в общении: вы находитесь под защитой цвета, который определили для себя сами. Думаю, это поможет создать комфортные условия для работы. Слушаем песню («Кофта фата»). (Приложение 1) – Что вас удивило? Ваше мнение? (Очень необычно, здорово, неожиданно) – Да, это песня группы «Мата Хари» на стихи В. Маяковского «Кофта фата» (франт, щеголь). И снова Маяковский! – Значит, поэзия Маяковского и сегодня …(продолжите фразу) (имеет своих читателей, поклонников и даже исполнителей) И это замечательно. Надеюсь, что с этого дня ряды поклонников творчества Маяковского пополнятся. Учитель: Открываем тетради, записываем число, тему урока: «Я навек любовью ранен…» Штрихи к портрету Маяковского». Запишем эпиграф к уроку, который перекликается с темой занятия:
Эти строки 22-летнего поэта оказались пророческими: ни одна из возлюбленных Маяковского не разделила по-настоящему его страстных чувств и не связала с ним свою судьбу. Но нерастраченные и часто безответные любовные переживания вылились в произведения необычайного психологического напряжения и обнажили природное лирическое дарование поэта. Цели: Предлагаю обратить внимание на Маяковского – человека, чтобы через события жизни прийти к более глубокому осознанию его творчества. В течение урока создадим небольшие новеллы, в которых главный герой – Маяковский, любимые им женщины, эпоха. Вы – авторы, а я – соавтор. Программа подготовки к уроку стала вашим верным помощником. Обозначьте свои цели. (Школьники называют цели, которые перед собой поставили). Я помогу вам достичь их. – Цели: сегодня будут звучать стихи Маяковского о любви, вместе мы определим своеобразие любовной лирики, откроем для себя другого Маяковского, нежного и ранимого, дополним его портрет новыми штрихами. Чтобы обозначить структуру урока, записываем в тетрадь. Пролог.
– Ребята, кому поёт гимн поэт? (гимн влюбленным) – А скажите, всегда ли он был таким? (Нет) Учитель: знакомство на предыдущих уроках с биографией поэта, его ранней лирикой, сатирой, скорее всего, послужило созданию вами определённого портрета, представления о поэте. – Поделитесь, какой он, этот портрет? (Учащийся: глашатай революции, мастер агиток и плакатов). Да, певец и глашатай Октября, облаченный в знаменитую желтую кофту, он стал удобной мишенью для критики. Перед вами таблица. В ней вы найдете цитаты из статьи самого поэта «О разных Маяковских», которая не только пародирует, но и воспроизводит оценки критиков. – Прочитаем некоторые из них. Достаточно. Учитель: (Читаю окончание) … Таков вот и есть В. Маяковский. – Но таков ли? Это один из главных вопросов урока, ответ вы найдете в ходе занятия и заполните 2-ю (Маяковский – человек) и 3-ю колонки (своеобразие лирики) таблицы (Самостоятельно в течение урока). Таблица «Штрихи к портрету В.В.Маяковского. Особенности лирики».
Учитель: Послушаем ваши выступления о поэте. (Школьники: 1) Но под жёлтой кофтой «нахала и циника» была «укутана от досмотров» незащищенная и нежная душа тончайшего лирика, жаждавшая добра и любви. За «одно ласковое слово» он предлагал не только свою жизнь, но и бессмертие, обращаясь к слушателям, признавался:
Он готов был защитить униженных, разделить их страдания и взвалить на свои могучие плечи все их боли и обиды. Подтверждение этому мы находим в поэмах, стихах… – Одновременно заполняем таблицу!!! 2) Страстный южный темперамент проявляется не только в стихах, но и в отношениях с товарищами поэтами, друзьями и недругами, возлюбленными. Маяковский нравился женщинам не только внешней мужественной красотой, но и необычайной внимательностью, рыцарским отношением – поклонением, щедростью. Влюбляясь, он боготворил избранницу и готов был ей вечно служить. Учитель: Вашему вниманию – портретная галерея возлюбленных. Но в поэзии Маяковский обессмертил только лишь имена Лили Брик и Татьяны Яковлевой. О них и пойдет речь. Новелла первая 1915г. В. Маяковский и Л. Брик.
– Запишем в тетрадь.
Учитель: Так возвестил Маяковский появление в своей жизни музы и муки – Лили Юрьевны Брик. Эти строчки поэмы “Люблю” предельно ёмко и точно характеризуют “героев” любовной истории и их отношения. – Что же такого особенного было в этой женщине? Послушаем вас. Выступление школьника: из воспоминаний Галины Катанян. “Лиля Брик – сложный, противоречивый, обаятельный человек. В чём-то она вровень с Маяковским: я не слыхала ни одного банального слова, и с ней всегда было интересно. Она очень щедрый и широкий человек. У неё безукоризненный вкус в искусстве, всегда своё собственное, самостоятельное, ни у кого не вычитанное мнение обо всём, необычайное чутьё на всё новое и талантливое. Она безошибочно угадала в молодой дебютантке великую балерину Плисецкую и стала одной из верных её поклонниц. Первое впечатление – очень эксцентрична и в то же время «дама», холёная, изысканная. У неё прелестный рот с крупными зубами, сияющие, тёплые ореховые глаза. Изящной формы руки, маленькие ножки. Могла пленить кого угодно». Анализ текста – И пленила на всю жизнь В. Маяковского. Откроем текст стихотворения «Лиличка. Вместо письма». Оно было написано в 1916 году. Послушаем песню в исполнении группы «Сплин». (Приложение 2) Учитель: проанализируем стихотворение, вопросы перед вами.
Учитель: Составить логическую схему исследования «Психологическое состояние лирического героя» я предложила группе учащихся. Послушаем, что у них получилось. Верно. Вспомним литературные параллели.
Заполняем 3-й столбик таблицы. Учитель: Скажите, свойственны ли стихотворению оригинальность и индивидуализированная любовная лексика? Приведите примеры (отчаяньем иссекусь, кроме любви твоей мне нету солнца, я тебя короновал, душу цветущую любовью выжег). Учитель: Добавлю, что, ни на миг не забывая о своей любви к Лиле, Маяковский посвящает ей поэму “Война и мир”. О событиях, связанных с империалистической войной. Поэма проникнута необыкновенным чувством сострадания к людям, где надо всем вселенским кошмаром возвышается любовь автора ко всему живому на земле, любовь, которую он готов воспевать всегда:
– И нам становится понятен гуманизм поэта и гуманность его лирики в целом. Новелла вторая. 1928 год. В. Маяковский и Т. Яковлева. Записываем в тетради
Учитель: Однажды Маяковскому показалось, что любовь «человеческая, простая» наконец-то посетила его. Осень 1928 года. Париж. Встреча с Т. Яковлевой. Почти сразу появляется стихотворение «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». На поэта обрушивается настоящий шквал любовных страстей:
Учитель: Вспыхнувшая любовь была обоюдной. Они прекрасно смотрелись вместе: оба высокие, стройные. «Он был красивый. Когда мы шли по улице, то все оборачивались», – писала Яковлева. Дадим её портрет. Выступление школьника: «Т. Яковлевой было 20 с лишним лет. Высокая, длинноногая, с яркими жёлтыми волосами, довольно накрашенная, «в меха и бусы оправленная»… В ней была молодая удаль, бьющая через край энергия, она плавала, играла в теннис, вела счёт поклонникам. Татьяна была поражена и напугана Маяковским. Встреча с ним опрокидывала всю её жизнь. Трудному Маяковскому в трудной Москве она предпочла лёгкое благополучие с французским мужем из хорошей семьи. Маяковский же был безутешен…» Учитель: Слушаем «Письмо Т. Яковлевой» в исполнении актера театра. (Приложение 3) Вопросы для анализа:
– Какие выводы можно сделать из последних строк стихотворения? Школьник: Тема любви в стихотворении тесно переплетается с темой патриотизма. И мы заканчиваем заполнение таблицы, заносим выводы в тетрадь. Слово учителя: Итак, новеллы завершены. Эпилогом станет песня «Письмо товарищу Кострову… ». А пока озвучим результаты вашей самостоятельной работы:
– Таков ли Маяковский, каким изображает его критика и он сам ? (нет) – Тогда сделайте выводы: Вывод урока. Что можно добавить к сказанному?
Учитель: У Маяковского так и было. Это есть основной штрих к портрету – любовь во всем. Исходя из вышесказанного, предлагаю домашнее задание:
Оценивание: На столах – рефлексивно-оценочный лист. Заполните его, так вы уточните, что вам удалось, а что нет. Звучит «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», исполнитель Мэри. (Приложение 4) Учитель: Надеюсь, Маяковский завоевал ваши сердца, и вы пополните ряды поклонников его таланта. Домашнее задание:
Литература:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |