Преподавание русского языка Разработка урока по русскому языку в 5-м классе (2 часа) по теме "Повторение и обобщение по теме "Лексика"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1264 Ларикова Ирина Адольфовна, учитель литературы Цель.
Ход урока I. Организация класса к работе. II. Сообщение темы и цели урока. Ребята! Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие - исследование; цель его - исследовать страну, имя которой "Лексика", и проверить ваше умение ориентироваться на местности нашей лингвистической страны.(Плакат с изображением города). Компасом будут служить ваши знания по теме "Лексика", смекалка, умение быстро работать. А девиз нашего урока давайте прочитаем хором: "Век живи - век учись". Урок будет проходить в форме соревнования трёх команд: кто первым отвечает, той команде ставится бал. Чтобы попасть в эту страну, вы должны пройти лингвистическую проверку. III. Работа по теме. 1. Этап повторения темы "Лексическое значение слова". Сначала давайте вспомним, что обозначает слово "лексика". (Лексика - слово греческого происхождения, в переводе означает - слово, выражение. Лексика - это словарный состав языка). Итак, лексика - это все слова языка, то есть его словарный состав. Прочитаем слова К.Паустовского: "Для всего, что существует в природе... в русском языке есть великое множество хороших слов и названий". Как вы думаете, все ли слова языка знает и употребляет каждый человек? (нет) У каждого человека свой запас лексики или свой лексикон. Расскажите о словарном запасе людей. (Вильям Шекспир пользовался 12 000 слов в своих произведениях. Современный образованный человек должен знать и уметь употреблять в речи 20 000 - 24 000 слов). Послушаем стихотворение Агнии Барто и подумаем, насколько велик словарный запас ее героя.
Итак, что вы можете сказать о словарном запасе, мальчика? (Он мало знает слов, не умеет выражать свои мысли, у него бедный словарный запас). Что бы вы посоветовали герою этого стихотворения? (больше читать книг). Для обогащения словарного запаса необходимо больше читать, а также отгадывать кроссворды. Давайте найдём спрятанные в кроссворде слова - невидимки и подумаем, что помогло вам их найти. Напоминаю, что каждое последующее слово отличается от предыдущего только одной буквой.
Что помогло вам узнать задуманные слова? (Мы отгадали слова с помощью описания предмета, его признаков и назначения). Как в русском языке называется то, что слово обозначает, признаки, назначение предмета? (Лексическое значение слова). Лексическое значение есть то, что это слово обозначает, признаки, назначение предмета. Где мы можем узнать лексические значения неизвестных нам слов? (Значения слов мы узнаём в Толковом словаре). Расскажите об истории создания Толковых словарей.
Таким образом, в словарях отражается всё богатство языка. Не случайно А.Франс писал: "Словарь - это целый мир, расположенный в алфавитном порядке. Здесь мысли, радость, труды, горести наших предков и наши собственные. Подумайте, что все собранные вместе слова - дело плоти, крови и души родины и человечества". Каким же ещё способом можно обогащать свой лексикон? (Обогащению лексикона способствует чтение словарей). Посмотрим, умеете ли вы пользоваться толковым словарём. Откроем толковый словарик учебника (М.М. Ладыженская. "Русский язык"), найдём слово земля. Ваша задача выбрать и прочитать значение этого слова в указанном учителем предложении. Шёл долговяз, в сыру землю увяз. (Дождь) 3 - почва, верхний слой нашей планеты. Мать с младенцем спасена, землю чувствует она, (А.Пушкин) 2 - суша. Земля вращается вокруг Солнца. 1 - планета Солнечной системы. Береги землю родимую, как мать любимую. 4 - страна, государство, Молодцы! Вы прекрасно справились с лингвистической проверкой, так хорошо и дружно отвечали на вопросы, что даже не заметили, как очутились уже в первом "городе" Однозначные и многозначные слова. 2. Этап повторения и обобщения знаний по теме "Лексика". 1. Однозначные и многозначные слова. Расскажите, что вы знаете об однозначных и многозначных словах. (Однозначные слова имеют одно лексическое значение. Многозначные слова имеют два и более лексических значений). Можно ли сказать, что слово "земля" многозначное? Почему? (Да, оно имеет четыре значения). Послушаем стихотворение и посчитаем, сколько значений у глагола "ставить" использовал поэт.
(7 значений). Послушаем стихотворения и определим значения многозначных слов, на основе которых построены эти шуточные стихи. 1 ряд
2 ряд
З ряд В тетради я бываю
Итак, знание значений многозначных слов позволяет нам правильно понимать высказывания людей. Но и не только это: от лексического значения зависит написание самого слова. Орфографическая работа. 1 ряд - поло/аскать 2 ряд - приме/ирять 3 ряд - гриб/пп Можем ли мы выбрать букву, не зная лексического значения слова? (нет) Задание: с каждой из этих гласных и согласных образуйте слово и составьте словосочетание так, чтобы было ясно лексическое значение слов; обозначьте орфограмму, подберите проверочные слова. 1 ряд
2 ряд
3 ряд
Мы убедились на этой станции, как важно правильно выражать свои мысли и оформлять их на письме. Об этом говорил Л.Толстой: "Обращаться с языком кое-как - значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно". Физминутка Продолжаем наше путешествие. Следующая станция 2. Прямое и переносное значения. Прочитаем выразительно отрывки стихотворений и подумаем над значением слова "золотой".
Что обозначает слово "золотой"?
Почему происходит перенос названия с одного предмета на другой? (Перенос названия с одного предмета на другой происходит, если у них есть какое - либо сходство). Задание А Распределите слова по значениям:
Вспомним, что такое словосочетание? (Словосочетание - это два слова, связанные между собой по смыслу и грамматически). Из каких слов состоит словосочетание? (Словосочетание состоит из главного и зависимого слов). Главное + зависимое Задание Б Образуйте новые словосочетания, заменив в данных главное слово так, чтобы зависимое стало бы употребляться в переносном значении. Запишите любое из двух, обозначив графически. 1 ряд
2 ряд
3 ряд
Нетрудно заметить, что получившиеся словосочетания описывают предмет ярко, выразительно, образно, благодаря переносному значению. Расскажите, как поэты и писатели используют эту выразительность слов в переносном значении? Поэты и писатели создают специальные средства художественной выразительности: Метафору (костёр рябины) Олицетворение (запела капель) Эпитет (холодный взгляд) Задание В Продолжите предложение. 1 ряд. Уподобление неживого предмета живому существу - это ... (олицетворение) 2 ряд. Перенос названия с одного предмета на другой на основе сходства - это... (метафора) 3 ряд. Художественное определение - это,.. (эпитет,) Назовите эпитеты в записанных словосочетаниях: (Сладкая жизнь, каменное сердце, тёплый взгляд) Синтаксическая работа. Котелок - маленький сосуд для варки пиши. (С. Ожегов) - полный синтаксический разбор. (Простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое). Котелок сердится и бормочет на огне. (К.Паустовский) Обозначить грамматическую основу, Объяснить, чем осложнено. Изобразить схему. В каком предложении использовано олицетворение? Многие загадки построены на метафорах. Задание: Прочитать загадку, Назвать метафору, 1 ряд
2 ряд
3 ряд
Итак, побывав на этой станции, нельзя не согласиться со словами К.Паустовского: "Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык". Итак, мы на другой станции. Давайте послушаем стихотворение - загадку, которое поможет нам узнать название этого города.
Догадались? Это город Омонимов. Давайте вспомним, что вы о них знаете. (Слово омонимы пришло к нам из греческого языка: омос - одинаковый Онима - имя. Омонимы - это слова одной части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению). Итак, задание: Назовите омонимы, послушав стихотворения, устно объясните их значения. 3 ряд - 1 ряду
3 ряд - 2 ряду
1 ряд - 3 ряду
Отгадайте загадки, учитывая, что они составлены на основе омонимов. 1 ряду
2 ряду
3 ряду
Задание Г Добавьте поясняющие слова так, чтобы стали ясны значения омонимов. 1 ряд
2 ряд
3 ряд
Итог работы на этой станции можно подвести словами А.И. Герцена: "Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости, с которой всё выражается на нём". Оставим этот весёлый город, продолжим наше путешествие. Название новой станции вы узнаете, выполнив Задание Д. Я читаю стихотворение, вы записываете пропущенные слова в строчку через запятую.
Найдите в стихотворении ещё один синоним этим словам, запишите. (промежуток) Итак, какая сейчас станция? Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |