Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Разработка урока по русскому языку в 5-м классе (2 часа) по теме "Повторение и обобщение по теме "Лексика"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Разработка урока по русскому языку в 5-м классе (2 часа) по теме "Повторение и обобщение по теме "Лексика"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1264

Ларикова Ирина Адольфовна, учитель литературы

Цель.

  • Закрепить и систематизировать знания учащихся об изученных понятиях по теме "Лексика". (Обучающий аспект).
  • Упрочить лексикологические умения и навыки, создать базу для изучения новых лексических понятий, совершенствовать память, логическое мышление, выразительное чтение наизусть, навык связной монологической речи, развивать культуру речи учащихся, обогащать их словарный запас. (Развивающий аспект).
  • Воспитывать интерес к предмету, любовь и уважение к русскому языку, доброжелательность друг к другу, умение осознанно трудиться. (Воспитательный аспект).

Ход урока

I. Организация класса к работе.

II. Сообщение темы и цели урока.

Ребята! Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие - исследование; цель его - исследовать страну, имя которой "Лексика", и проверить ваше умение ориентироваться на местности нашей лингвистической страны.(Плакат с изображением города).

Компасом будут служить ваши знания по теме "Лексика", смекалка, умение быстро работать. А девиз нашего урока давайте прочитаем хором: "Век живи - век учись". Урок будет проходить в форме соревнования трёх команд: кто первым отвечает, той команде ставится бал.

Чтобы попасть в эту страну, вы должны пройти лингвистическую проверку.

III. Работа по теме.

1. Этап повторения темы "Лексическое значение слова".

Сначала давайте вспомним, что обозначает слово "лексика".

(Лексика - слово греческого происхождения, в переводе означает - слово, выражение. Лексика - это словарный состав языка).

Итак, лексика - это все слова языка, то есть его словарный состав.

Прочитаем слова К.Паустовского: "Для всего, что существует в природе... в русском языке есть великое множество хороших слов и названий".

Как вы думаете, все ли слова языка знает и употребляет каждый человек? (нет)

У каждого человека свой запас лексики или свой лексикон.

Расскажите о словарном запасе людей.

(Вильям Шекспир пользовался 12 000 слов в своих произведениях. Современный образованный человек должен знать и уметь употреблять в речи 20 000 - 24 000 слов).

Послушаем стихотворение Агнии Барто и подумаем, насколько велик словарный запас ее героя.

- Заранее, заранее
Всё было решено:
У школьников собрание,
Потом у них кино.
Домой придёт
Мой старший брат,
Он мне расскажет
Всё подряд,
Он объяснит мне,
Что к чему,
А я большая,
Я пойму!
И вот он начал свой рассказ:
- Они ползут,
А он им - раз!
А тут как раз
Она ползла.
А он как даст ему
Со зла!
Они ей - раз! Она им - раз!
Но шут как раз
Её он спас,
Он был с ней заодно...
Ух, сильное кино!
- Нет, видно, я ещё мала:
Я ничего не поняла!

Итак, что вы можете сказать о словарном запасе, мальчика?

(Он мало знает слов, не умеет выражать свои мысли, у него бедный словарный запас).

Что бы вы посоветовали герою этого стихотворения? (больше читать книг).

Для обогащения словарного запаса необходимо больше читать, а также отгадывать кроссворды.

Давайте найдём спрятанные в кроссворде слова - невидимки и подумаем, что помогло вам их найти. Напоминаю, что каждое последующее слово отличается от предыдущего только одной буквой.

Я - самый лучший ткач на свете, паук
Во мне, смеясь, играют дети. парк
Я - два ботинка, две перчатки, пара
А от меня рассохлись кадки. жара

Что помогло вам узнать задуманные слова?

(Мы отгадали слова с помощью описания предмета, его признаков и назначения).

Как в русском языке называется то, что слово обозначает, признаки, назначение предмета?

(Лексическое значение слова).

Лексическое значение есть то, что это слово обозначает, признаки, назначение предмета. Где мы можем узнать лексические значения неизвестных нам слов?

(Значения слов мы узнаём в Толковом словаре).

Расскажите об истории создания Толковых словарей.

  1. Первые печатные словари в России появились в конце XVIвека, они в основном служили своеобразным пособием при чтении книг, в которых встречалось много непонятных "нерусских" слов.
  2. Первым большим толковым словарём русского языка был Словарь Академии Российской. Словарь издавался дважды. В первое издание было включено 43 257 слов, оно появилось в 1789году; во второе издание вошло уже 51 388 слов, оно вышло в 1806 году.
  3. Настоящей революцией в словарном деле стал Толковый словарь живого великорусского языка, созданный в середине XIX века Владимиром Ивановичем Далем. Именно в него впервые были включены самые широкие слои лексики той эпохи, и содержалось около 200 000 слов. Даль составлял свой труд, опираясь на "устную речь простого русского человека". Именно включение в словарь разговорных, диалектных и просторечных слов делает его интересным для читателя.
  4. Самым известным словарём современного русского языка стал Толковый словарь русского языка под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова. Он вышел в свет в 1935 году, состоит из четырех томов и включает 85 289 слов.
  5. Но в обычной жизни пользуются однотомным Толковым словарём русского языка Сергея Ивановича Ожегова или небольшими Школьными толковыми словарями русского языка.

Таким образом, в словарях отражается всё богатство языка. Не случайно А.Франс писал: "Словарь - это целый мир, расположенный в алфавитном порядке. Здесь мысли, радость, труды, горести наших предков и наши собственные. Подумайте, что все собранные вместе слова - дело плоти, крови и души родины и человечества".

Каким же ещё способом можно обогащать свой лексикон?

(Обогащению лексикона способствует чтение словарей).

Посмотрим, умеете ли вы пользоваться толковым словарём.

Откроем толковый словарик учебника (М.М. Ладыженская. "Русский язык"), найдём слово земля.

Ваша задача выбрать и прочитать значение этого слова в указанном учителем предложении.

Шёл долговяз, в сыру землю увяз. (Дождь)

3 - почва, верхний слой нашей планеты.

Мать с младенцем спасена, землю чувствует она, (А.Пушкин)

2 - суша.

Земля вращается вокруг Солнца.

1 - планета Солнечной системы.

Береги землю родимую, как мать любимую.

4 - страна, государство,

Молодцы! Вы прекрасно справились с лингвистической проверкой, так хорошо и дружно отвечали на вопросы, что даже не заметили, как очутились уже в первом "городе" Однозначные и многозначные слова.

2. Этап повторения и обобщения знаний по теме "Лексика".

1. Однозначные и многозначные слова.

Расскажите, что вы знаете об однозначных и многозначных словах. (Однозначные слова имеют одно лексическое значение. Многозначные слова имеют два и более лексических значений).

Можно ли сказать, что слово "земля" многозначное? Почему?

(Да, оно имеет четыре значения).

Послушаем стихотворение и посчитаем, сколько значений у глагола "ставить" использовал поэт.

Пять рабочих ставят дом,
Ставит опыт агроном
Он растит такую рожь -
С головой в неё уйдёшь.
Ставит счётчики монтёр,
Ставит фильмы режиссёр.
Снял он сказку "Колобок", Чтобы ты увидеть мог.
Мама ставит пироги,
Подойди и помоги.
А диагноз ставит врач:
"Просто насморк, спи, не плачь!"
Если кончился рассказ,
Ставить точку в самый раз.
строить
проводить,

устанавливать
создавать

учинять

называть


изображать

(7 значений).

Послушаем стихотворения и определим значения многозначных слов, на основе которых построены эти шуточные стихи.

1 ряд

Перемена! перемена!
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог -
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Если он, то, непременно,
С ним большая перемена!
(Б. Заходер)

  1. изменение
  2. перерыв между уроками

2 ряд

Они обычно для шитья,
И у ежа их видел я.
Бывают на сосне, на елке,
А называются... (иголки).

  1. заострённый металлический стержень с ушком для вдевания нитки, инструмент для шитья,
  2. предмет в форме иглы.

З ряд

В тетради я бываю
Косая и прямая.
В другом своём значении
Я планка для черчения.
И наконец, порою,
В шеренгу вас построю. (линейка)

  1. полоска в тетради
  2. планка для черчения
  3. построение людей.

Итак, знание значений многозначных слов позволяет нам правильно понимать высказывания людей. Но и не только это: от лексического значения зависит написание самого слова.

Орфографическая работа.

1 ряд - поло/аскать

2 ряд - приме/ирять

3 ряд - гриб/пп

Можем ли мы выбрать букву, не зная лексического значения слова? (нет)

Задание: с каждой из этих гласных и согласных образуйте слово и составьте словосочетание так, чтобы было ясно лексическое значение слов; обозначьте орфограмму, подберите проверочные слова.

1 ряд

Полоскать бельё - полощет
Поласкать кота - ласка

2 ряд

Примерять платье - мерка
Примирять друзей - мир

3 ряд

Съедобный гриб - грибы
Вирусный грипп - гриппом

Мы убедились на этой станции, как важно правильно выражать свои мысли и оформлять их на письме. Об этом говорил Л.Толстой: "Обращаться с языком кое-как - значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно".

Физминутка

Продолжаем наше путешествие. Следующая станция

2. Прямое и переносное значения.

Прочитаем выразительно отрывки стихотворений и подумаем над значением слова "золотой".

Белка песенки поёт
Дa орешки всё грызёт.
А орешки не простые:
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд.
(А. Пушкин)
Золотые нивы,
Гладь и блеск озёр.
Светлые заливы,
Без конца простор.
(И. Никитин)

Что обозначает слово "золотой"?

  • прямое: сделаны из золота,
  • переносное: похожие на цвет золота.

Почему происходит перенос названия с одного предмета на другой?

(Перенос названия с одного предмета на другой происходит, если у них есть какое - либо сходство).

Задание А

Распределите слова по значениям:

прямое

->

переносное
нож стальной воля
чемодан тяжёлый характер
горка ледяной взгляд

Вспомним, что такое словосочетание?

(Словосочетание - это два слова, связанные между собой по смыслу и грамматически).

Из каких слов состоит словосочетание?

(Словосочетание состоит из главного и зависимого слов).

Главное + зависимое

Задание Б

Образуйте новые словосочетания, заменив в данных главное слово так, чтобы зависимое стало

бы употребляться в переносном значении. Запишите любое из двух, обозначив графически.

1 ряд

Железный гвоздь - (железное здоровье
Румяная девочка - румяное яблоко

2 ряд

Кудрявый малыш - кудрявая берёза
Сладкий пирог - сладкая жизнь

3 ряд

Каменный дом - каменное сердце
Тёплый чай - тёплый взгляд)

Нетрудно заметить, что получившиеся словосочетания описывают предмет ярко, выразительно, образно, благодаря переносному значению.

Расскажите, как поэты и писатели используют эту выразительность слов в переносном значении?

Поэты и писатели создают специальные средства художественной выразительности: Метафору (костёр рябины)

Олицетворение (запела капель)

Эпитет (холодный взгляд)

Задание В

Продолжите предложение.

1 ряд. Уподобление неживого предмета живому существу - это ... (олицетворение)

2 ряд. Перенос названия с одного предмета на другой на основе сходства - это... (метафора)

3 ряд. Художественное определение - это,.. (эпитет,)

Назовите эпитеты в записанных словосочетаниях:

(Сладкая жизнь, каменное сердце, тёплый взгляд)

Синтаксическая работа.

Котелок - маленький сосуд для варки пиши. (С. Ожегов) - полный синтаксический разбор. (Простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое).

Котелок сердится и бормочет на огне. (К.Паустовский)

Обозначить грамматическую основу,

Объяснить, чем осложнено.

Изобразить схему.

В каком предложении использовано олицетворение?

Многие загадки построены на метафорах.

Задание:

Прочитать загадку,

Назвать метафору,

1 ряд

Одеяло белое,
Не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось. ( одеяло - снег)

2 ряд

Хоть сама и снег, и лёд,
А уходит, слёзы льёт, (снег и лёд - зима)

3 ряд

Под осоку на песок
Уронили поясок. (поясок - речка)

Итак, побывав на этой станции, нельзя не согласиться со словами К.Паустовского:

"Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык".

Итак, мы на другой станции.

Давайте послушаем стихотворение - загадку, которое поможет нам узнать название этого города.

Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В норку норкину вошла,
Норку в норке не нашла.
Если в норке нету норки,
Может, норка возле норки?
Нет нигде. Пропал и след.
Норка - здесь,
А норки нет.

Догадались? Это город Омонимов.

Давайте вспомним, что вы о них знаете.

(Слово омонимы пришло к нам из греческого языка: омос - одинаковый

Онима - имя.

Омонимы - это слова одной части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению).

Итак, задание: Назовите омонимы, послушав стихотворения, устно объясните их значения.

3 ряд - 1 ряду

Там, где нужен ключ обычный,
Не поможет ключ скрипичный.
И лесным ключом, поверь,
Не откроешь эту дверь.
Каковы их значения?

  • родник
  • музыкальный знак
  • предмет для открывания замка

3 ряд - 2 ряду

-Кто вы?
- Мы лисички, дружные сестрички.

- Ну а вы-то, кто же?

- Мы лисички тоже.

-Как с одной - то лапкой?

- Нет, ещё со шляпкой!

1 - грибы

2 - животное

1 ряд - 3 ряду

Молоко покрыла пеночка,
Варится в котле овсянка.

За окном щебечет пеночка,
Подпевает ей овсянка.

- птица 1 - птица
- плёнка на молоке 2 - крупа

Отгадайте загадки, учитывая, что они составлены на основе омонимов.

1 ряду

Нас много в играх набирают,
А иногда и на нос надевают. (очки)

2 ряду

Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей. (нос)

3 ряду

Со мной ходи стрелять учиться,
На грядке ты меня ищи.
Могу попасть я метко в птицу,
А чаще попадаю в щи. (лук).

Задание Г

Добавьте поясняющие слова так, чтобы стали ясны значения омонимов.

1 ряд

Кран (строительный, водопроводный)
Тушить (огонь, мясо)

2 ряд

Топить (дровами, в воде)
Клуб (дыма, сельский)

3 ряд

Поля (земли, тетради)
Гладить (по голове, брюки)

Итог работы на этой станции можно подвести словами А.И. Герцена:

"Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости, с которой всё выражается на нём".

Оставим этот весёлый город, продолжим наше путешествие. Название новой станции вы узнаете, выполнив

Задание Д.

Я читаю стихотворение, вы записываете пропущенные слова в строчку через запятую.

Простое слово промежуток.
В театре несколько минуток,
Пока начнётся новый акт,
Мы называем всё... (антракт)

На время что-то прекратив,
Мы объявляем... (перерыв)

В борьбе, в труде устали слишком,
Дают уставшим... (передышку)

После урока непременно
Нужна ребятам... (перемена)

Какие слова вы записали?
Как они называются? (синонимы)

Найдите в стихотворении ещё один синоним этим словам, запишите. (промежуток) Итак, какая сейчас станция?

Продолжение статьи.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21