ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Сказка "Царевна Прилагательное"

Добавлено: 2014.04.14
Просмотров: 1185

Негодина Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы

План занятия:

  1. Составление кластера “Имя прилагательное”.(7минут).
  2. Выступление групп. (5минут).
  3. Формирование умений и навыков:
    А) Объяснительный диктант. (10 минут). Б) Выборочный диктант. (10 минут). В) Морфологический разбор прилагательного (5 минут). Г) Работа со стихотворением (7 минут). Д) Графический диктант (7 минут). Е) Контроль знаний (15 минут).
  4. Домашнее задание.

Аннотация: урок – театрализованное представление. Действующие лица: автор (учитель), царь, царевна, гонцы, Иван – царевич, помощники Ивана (учащиеся класса). Царь, царевна, царевич выбраны заранее с целью экономии времени. Помощники царевича также заранее разделены на 6 групп.

Цель: систематизация знаний о прилагательном, формирование умения находить и правильно писать орфограммы в прилагательном.

Оборудование, наглядность: карточка со словом прилагательное для составления кластера, напечатанный отрывок из стихотворения для стилистического анализа, ключ для проверки графического диктанта и тексты для контроля знаний.

Ход урока

Автор:

– Как-то во времена стародавние в некотором царстве, далёком государстве Частей речи жила-была царевна по имени Прилагательное. Всем она была хороша: и пригожа, и умна. И вот однажды пришло время ей о замужестве подумать. Царь – отец послал гонцов во все концы своего государства.

Царь:

– Повелеваю вам, гонцы, разнести весть о том, что отдам свою дочь за того, кто пройдет ряд испытаний и покажет лучшие знания о моей дочери – царевне Прилагательное.

Автор:

– Съехались в царство царевичи из разных государств. Увидела царевна, что женихов видимо-невидимо и решила испытать их.

Царевна:

– Кто отгадает загадку, тот и будет сражаться дальше:

Слова – художники, которые делают нашу речь яркой и красочной? (прилагательные).

Автор:

– Долго думали, гадали царевичи, разные предлагали ответы, но верный ответ был лишь у Ивана-царевича.

Царевич:

– Мой ответ тебе, царевна, это прилагательные.

Царевна:

– Молодец, Иван-царевич, но это лишь начало твоих испытаний. Вот тебе следующее испытание (подает ему свиток с заданиями).

Автор:

– Посмотрел Иван на задания и понял, что без помощников ему не обойтись. Поклонился он людям русским и сказал.

Царевич:

– Помогите, люди добрые, мне без вас не справиться (класс заранее был разделен на 6 групп, каждая группа получает ключевое слово, связанное с прилагательным для составления кластера с целью повторить теоретические сведения о прилагательном. Свои ответы группа записывает на листе бумаги формата А4).

1группа: Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает? Перечислите морфологические признаки прилагательного, укажите синтаксическую роль прилагательного.

2 группа: Назовите известные вам разряды имен прилагательных по значению.

3 группы: Словообразование имен прилагательных.

4 группа: Расскажите о правописание сложных прилагательных.

5 группа: Расскажите о написании –Н– и –НН– в суффиксах отыменных прилагательных.

6 группа: Расскажите о слитном и раздельном написании НЕ с прилагательными.

Царевич:

– Выполнили мы, царевна, твое задание, послушай наш ответ (выступление групп, один из представителей группы дает полный ответ на вопрос, а Иван-царевич фиксирует записанные ответы на доске).

Царевич:

– Довольна ли ты, царевна?

Царевна:

– Все правильно сделал, Иван-царевич, вижу, что ты и твои помощники все знаете, но это ещё не всё. Покажи-ка ты мне со своими помощниками и свои умения в написании разных орфограмм. Начнём мы с объяснительного диктанта. Пусть твои помощники покажут мне свои знания в написании –Н– и –НН– в отыменных прилагательных. Царевна читает словосочетания, а один из помощников поочередно выходит к доске, записывает и объясняет написание указанной орфограммы: оловянный солдатик, орлиный взгляд

Хочу я проверить верность твоих помощников. Кто из них ответит мне вот на какой вопрос: как вы понимаете значение словосочетания орлиный взгляд? С какой целью можно использовать данное словосочетание в речи? Туманное утро, мужественный поступок, лошадиный топот, клюквенный морс, серебряное блюдце.

Царевна:

– Хорошо потрудились. Итак, Иван-царевич, назови мне суффиксы отыменных прилагательных, в которых пишется одна буква Н и суффиксы, в которых пишется две буквы НН?( Иван– царевич отвечает правило написания).

Царь:

– Молодец, Иван-царевич, вижу, что и с этим ты справился. А вот тебе мое задание: произведи морфемный и словообразовательный разбор прилагательного деревянный.( царевич у доски выполняет данное задание).

Царь:

– Добрый из тебя молодец получиться, да что-то твои помощники приуныли, заскучали, пусть и они потешат царя-батюшку. Вот и им задание, напишем мы с ними выборочный диктант (написание сложных прилагательных: учащиеся делят тетрадь на два столбца: 1 столбик – слитное написание, 2 столбик – дефисное написание; двое из учащихся выполняют данное задание у доски).

Машинно-тракторный завод, юго-восточный ветер, кисломолочный продукт, бледно-розовый цветок, судостроительная техника, скороспелый картофель, русско-английский словарь, древнерусский город, добрый-предобрый старик, близлежащий лес.

Затем царь проверяет написанное, объясняет написание в словах, которые вызвали затруднения и просит кого – нибудь из помощников Ивана-царевича ещё раз обобщить теоретические сведения о написании сложных прилагательных.

Царевич:

– Много мы твоих заданий выполнили, царевна, есть у нас и для тебя испытание. Хочет народ честной и твои знания и умения посмотреть. Не прогневайся, выполни нашу просьбу: произведи морфологический разбор прилагательного древнерусский (город).

Царь:

– Где мои гонцы верные, пора и им свои умения народу показать. А ну-ка прочитайте мне и люду честному, да не просто, а выразительно прочитайте отрывок из стихотворения (лист с напечатанным стихотворением висит на доске, гонцы читают отрывок из стихотворения):

Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла,
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.

Царь:

– Ну а ты, честной народ, назови мне автора и название произведения, из которого взят этот отрывок (учащийся из класса отвечает на поставленный вопрос).

– А теперь, гонец, и ты сослужи службу царю-батюшке, укажи грамматическую основу данного предложения и скажи, какой частью речи выражено в нем сказуемое. А ты, народ, будь внимательным и помоги, если что не так.

– Что же ты, второй гонец мой верный, приуныл? Есть у меня и для тебя небольшое задание. Напиши-ка мне вместе с народом моим графический диктант. (Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательным. Гонец выполняет это задание на доске. После выполнения данного вида работы ответы учащихся проверяются при помощи ключа, заготовленного заранее).

Невесёлый взгляд; вовсе не смешной; не маленький, а большой; неряшливый вид; отнюдь не близкий путь; невзрачный; неизвестный; небрежный; неинтересный.

Слитно

Раздельно

Царь:

– Справились вы и с этим заданием. Дочь моя милая, дочь моя любимая, подведи итоги работы, скажи нам ещё раз, когда НЕ с прилагательным пишется раздельно, а когда слитно?

Автор:

– Вот и подошли к концу испытания наших героев, подходит к концу и сказка, но чтобы удостовериться в том, что все её участники запомнили о далёком государстве Частей речи и о его царевне Прилагательное позвольте и мне на правах Автора дать вам последнее задание. (Всем учащимся класса даны тексты разного уровня. Более сильные дети работают с текстом по устранению в нем допущенных ошибок. Слабые учащиеся работают с текстом, в котором вставляют недостающие буквы и раскрывают скобки).

1. Исправьте допущенные ошибки:

  1. Сильные восточные и юговосточные ветры хорошо знакомы жителям южных областей.
  2. Лиственые деревья образуют не пролазную многоярусную чащу.
  3. Около аппарата плавали очень славные больше-глазые рыбки.
  4. На столе стояла очень дорогая серебрянная посуда.
  5. Солотча – не глубокая извилистая река.
  6. В нашем озере водится некрупная, а мелкая рыба.
  7. Яркофиолетовые цветы бросались в глаза.
  8. На прилавке стояли свежие кисло-молочные продукты.
  9. Мне купили нового оловяного солдатика.
  10. На улице безветреная погода.

2. Вставьте недостающие буквы, раскройте скобки:

  1. Далёкие и (не)понятные звёзды тихо застыли в (не)объятной выси.
  2. Мальчик никогда (не)видел настоящих бело(крылых) парусников.
  3. Долго ещё был слышен журавли…ый крик.
  4. Бледно(жёлтая) луна еле видна.
  5. Путь до его дома оказался отнюдь (не)близким.
  6. Сегодня ветре…ый день.
  7. На уроке вам понадобится русско(немецкий) словарь.
  8. Маши…ый завод находится недалеко от моего дома.
  9. Дни и ночи рыскал (не)сильный, но (не)отвязный ветер.
  10. В нашем саду расцвели бледно(розовые) незабудки.

Автор:

– Спасибо всем за активное участие. Домашнее задание для вас повторить ранее изученный материал о глаголе.