ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Слова с безударными гласными в корне слова

Добавлено: 2014.04.08
Просмотров: 2143

Саюшкина Людмила Владимировна, учитель начальных классов

Продолжительность занятия - 45 минут

Класс - третий

Авторский медиапродукт - презентация 7 слайдов (среда PowerPoint, Paint, Word)

МЕДИАПРОДУКТ

1. Среда: программа для создания презентации Microsoft PowerPoint, графический редактор Paint, текстовой редактор Microsoft Word.

2. Структура презентации:

№ пп Структурные элементы Временная реализация № кадра
1 Организационные момент 1 мин.
2 Вступительная беседа, устная работа с обучающимися 5 мин.
3 Сообщение нового материала 15 мин. №1, №2, №3
4 Закрепление изложенного материала 20 мин №4, №5, №6,

№7,

5 Подведение итогов 4 мин.

3. Схема взаимосвязи кадров презентации:

4. Содержание кадров:

  1. Тема урока.
  2. Вступительная беседа по теме урока.
  3. Упражнение в правописании слов с безударной гласной. Разбор слов по составу. Устная работа по подбору слов близких по значению.
  4. Словарная работа с проверяемыми и не проверяемыми безударными гласными в корне слова.
  5. Загадка о животном.
  6. Разгадывание кроссворда и составление предложения. Расстановка знаков препинания. Выразительное чтение текста.
  7. Работа по развитию речи.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  • недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебниках нет определенных иллюстраций, схем, текстов и т.д.)
  • повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителя необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.

Задачи занятия:

  • Учебная: Развивать умения проверять написание безударных гласных в корне; усвоить особенности проверочных и проверяемых слов; воспитывать любовь к природе; расширять словарный запас.
  • Воспитательная: воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к лесу, учить видеть прекрасное в окружающей природе.
  • Развивающая: Усвоить особенности проверочных и проверяемых слов.

Оборудование: картина художника А.А. Пластова "Первый снег", силуэты зверей и птиц, кроссворд.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Добрый день, дети! Пусть этот день несет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.

2. Вступительная беседа, устная работа с обучающимися.

Словарная работа.

Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке;
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем новый год. (декабрь)

- Какая орфограмма встретилась в этом слове? (слово с непроверяемой безударной гласной)

Сообщение нового материала (слайд №1, №2, №3)

Запишите число и месяц, обозначьте орфограммы в этом слове. (28 ноября)

- Какие здесь вы увидели орфограммы? (слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной)

Ребята, с каждым днём всё ближе любимый всеми праздник Новый год. В эти зимние дни ко всем в гости придёт лесная красавица - ель. А к ребятам - долгожданный гость - Дед Мороз.

А пока метель, да вьюга несут снежинки.

Определение темы урока. Проблема. (слайд №1)

Презентация.

- Ребята! Почему к нам в гости прилетели эти снежинки?

(Потому, что в написании этих гласных букв мы чаще всего допускаем ошибки.)

- А кто догадался, над какой темой мы сегодня с вами будем работать? (Мы с вами будем упражняться в правописании слов с безударной гласной)

Минута чистописания.

- С какой буквы начинается слово декабря? (Д)

Сегодня на чистописании мы работаем над формой заглавной и строчной букв Д.д.

- Вспомните, какие числа начинаются на букву Д. (Два, девять, двадцать и т.д.) Запись этих слов.

- Сколько букв и звуков в слове девять? (6 букв, 5 зв.)

- Почему звуков меньше, чем букв?

Работа по теме урока. (слайд №2, №3)

Нам Декабрь принёс конверт с вопросами, на которые мы должны ответить. Итак, какие гласные буквы надо проверять? (безударные)

- Почему? (они слышатся нечётко)

- Какие слова являются проверочными? (слова, в которых звук стоит под ударением)

- Как найти проверочное слово?

- Прочитайте стихотворение о проверке слов с безударными гласными.

а) - Прочитайте слова, записанные на доске: девятый, девяносто, девять, девяностый.

-Найдите среди этих слов проверочное. (девять)

б) - Декабрь написал на доске о себе загадку. На какое правило пропущены буквы?

Последний лист в к.лендаре, последний мес.ц на дв.ре. (безуд .гл.)

- На какие две группы можно разделить слова с пропущенными буквами? (слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной ) - Запишите загадку по памяти в тетрадь.

в) - Назовите слова с безударной гласной. Назовите проверочное слово.

Гость гостил,
Мост мостил,
Без топора,
Без клиньев. (мороз)

г) - Образуйте однокоренные слова с корнем мороз.

(Морозец, морозище, заморозки, изморозь, морозный, заморозить)

д) - Разберите слова по составу: заморозки, морозный.

е) - Послушайте предложение, назовите слова близкие по значению слова мороз.

Подула зима холодом, шлёт мороз за морозом

4. Закрепление изложенного материала (слайд №4 - 7)

Самостоятельная работа.

- Спишите примету, записанную на доске, вставляя пропущенные буквы.

Пуш.стая изм.розь з.мой- к ясной м.розной п.годе.

Физминутка.

Марш на месте-не спеша,
Как погода хороша,
Не боимся мы мороза,
Ловим снег, хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам,
Снега хватит вам и нам.

Я буду загадывать загадки. А вы должны записать ответы в два столбика:

  • 1 - с непроверяемыми безударными гласными;
  • 2 - с проверяемыми безударными гласными.

Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Кто она? (рисунок вороны)

Пусть я птичка невеличка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда.
Каждый год я к вам лечу -
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко - красный галстук мой. (снегирь)

Маленькая птичка с коричневато-серым оперением, живущая обычно близ жилых строений. (воробей)

А эту птицу определите по рисунку. (синица)

- Как назвать, одним словом этих птиц? (Зимующие)

- Назовите безударную гласную с данном слове.

- Допишите предложение, записанное на доске.

Всю зиму в наших лесах живут :.., :.., :., :..

- Не только птицам приходится трудно зимой, но и зверям. Что это за зверь?

В дупле живёт
Да орешки грызёт. (белка)

- Составьте из слов, записанных на доске, предложение. Но учтите: два слова зашифрованы, их нужно разгадать в самом начале.

Долгую, белочка, в, Сю, лесу, зиму, ЁжиТ. (всю, живёт)

(Белочка живёт в лесу всю долгую зиму.)

- Найдите слова с безударной гласной.

- Какие вы знаете предложения по цели высказывания?( повествовательное, восклицательное, вопросительное)

- На доске записан текст. Ваша задача - выразительно прочитать его. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания в конце предложения.

- Белка, где твой склад гр.бов
- По карманам у дубков
- Где д.мишко твой
- В с.сне
- А постель
- Постель на мне

Прочитайте выразительно.

Прочитайте по ролям.

5. Работа по развитию речи.

Наши гласные снежинки хотят, чтобы мы увидели снег. Сейчас мы его увидим с помощью картины художника Аркадия Александровича Пластова "Первый снег"

(Закройте глазки)

Откройте глазки. Посмотрите внимательно на картину. Какое впечатление она произвела на вас? Какое настроение вызвала? (Приятное настроение. Радостное чувство.)

А что вызывает эту радость? (Яркий белый снег, падающий хлопьями на землю.)

А что делают девочка и мальчик? (Наспех одетые девочка и мальчик выбежали на крыльцо деревенской избы. Они любуются первым ослепительно белым, пушистым снегом.)

А хочется ли вам оказаться рядом с ними и протянуть руки к падающим хлопьям снега?

Работа над деформированным текстом

Снежинки - слова разлетелись.

Эти снежинки слова нужно объединить в предложения, чтобы получился текст.

зима наступила землю первый на снежок черную падает

(Наступила зима. На черную землю падает первый снежок.)

- Разбор по членам предложения.

Физминутка.

Представьте, что в нашем кабинете пошел снег.

Встаньте, улыбнитесь друг другу, протяните руки снегу, ощутите на ладонях пушинки - снежинки, покружитесь. Садитесь.

Комментированное письмо.

Хорошо пройтись на лыжах по лесным тропинкам. Чистый воздух укрепляет здоровье.

Задание: Назовите орфограммы, объясните.

6. Подведение итогов

Рефлексия

Какое настроение вызвал у вас урок?

Что больше всего понравилось, почему?

- Придя, домой, что вы скажите родителям, начиная свое предложение так:

"Я твердо знаю, что :"

Домашнее задание.

Дифференцированное:

  • Составить предложения по картинкам
  • Вставить знаки препинания в конце предложения.
  • Выполнить упражнение.

Список литературы.

  1. Сборник загадок.
  2. Сборник пословиц и поговорок.
  3. Ребусы и кроссворды.
  4. Репродукция с картины А.А. Пластова "Первый снег"