Преподавание русского языка Правописание безударных гласных Е/И в личных окончаниях глаголов. 4-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2014.04.06 Просмотров: 2425 Ситникова Наталья Ивановна, учитель начальных классов Цель:
Оборудование:
Тип урока: открытие новых знаний (технология проблемно-поисковая). Ход урокаI. ОргмоментII. Чистописание– Наш урок мы начинаем с минутки чистописания. (на доске запись: ояауыиюеёэ) – Посмотрите на данную запись. Из каких букв состоит цепочка? – Запишите цепочку букв до конца строки. – На сколько групп можно разделить эти буквы? (на 2) – На какие? (гласные 1 ряда и гласные 2 ряда) – Что вы знаете о гласных 1 ряда? (они не обозначают мягкость согласного звука, а обозначают твердость впередистоящего звука). – Что вы можете сказать о гласных 2 ряда? (они обозначают мягкость согласного звука). – Какие гласные могут обозначать 2 звука? (я, е, ё, ю) III. Введение в тему урока1. – Много хлопот нам доставляют безударные гласные на письме. Часто мы слышим один звук, а обозначаем его на письме другой буквой. – В каком случае пишется та же гласная, что и слышится? (когда эта гласная ударная или в сильной позиции) – Когда возникают сомнения? (когда гласная безударная или в слабой позиции). – Какие гласные могут быть в слабой позиции? (а, я, о, е, и) – Подчеркните их в цепочке букв – ояауыиюеёэ. – В какой части слова гласные могут быть в слабой позиции? (на доске по ходу ответа детей составляется схема для обозначения состава слова. дети дают ответы о частях слова, в которых могут наблюдаться слабые позиции – (приставка, корень, суффикс, окончание). – Какие гласные вызывали у вас затруднения в написании падежных окончаний имен существительных? (е, и) – А в окончаниях имен прилагательных? – Какой звук мы слышим в окончаниях имен существительных в слабой позиции? 2. Игра-эстафета (по рядам раздаются листы со словами-глаголами, надо дописать окончание и передать соседу)
– Правописание каких личных окончаний глаголов вызвало затруднение? – Почему? (окончания во всех глаголах ударные) Вывод: если окончание ударное - пишем то, что слышим. IV. Постановка проблемы1. Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете? (на доске запись: Тише ед-шь – дальше буд-шь.) – Какие гласные буквы надо написать в личных окончаниях глаголов? Появляется запись: – Какие у вас есть предложения? (ребята высказывают свои гипотезы) 2. – А сейчас мы запишем несколько слов.
– Сравните, как написали слова ребята на доске. – У вас есть решение данной проблемы? V. Решение проблемы. Составление алгоритма.1. Работа со словами, записанными на доске и в тетради. – Какие окончания в словах: ударное или безударное? (безударное) – Что нужно знать, чтобы правильно написать гласную в безударном личном окончании глаголов? (спряжение) – Как определить спряжение? (по неопределенной форме глаголов)
(исправляем ошибки на доске, а остальные учащиеся исправляют ошибки у себя в тетрадях) 2. Составление алгоритма. (на доске строится алгоритм по ходу ответов детей на вопросы) – Что мы должны сделать в первую очередь? (ставлю ударение и определяю, какое окончание: ударное или безударное?) – Если окончание безударное, то ставим глагол в неопределенную форму. – Если неопределенная форма глагола оканчивается на ИТЬ, то это второе спряжение и пишем –И. – Если неопределенная форма оканчивается не на ИТЬ, то это первое спряжение и пишем –Е. – А если окончание ударное? (что слышим, то и пишем) 3. Работа над пословицей.
– В каком слове гласная обозначает два звука? (едешь: [й] [э]) 4. Сравнение алгоритма, составленного учащимися с алгоритмом, данным в учебнике на стр. 174 5. Выполнение упражнения 234, стр. 138 (5 словосочетаний с комментированием) 6. Выполнение задания на отдельных листочках по 3 уровням сложности: 1 уровень. Запишите глаголы в неопределенной форме и определите спряжение.
2 уровень. Запишите имена существительные в неопределенной форме глаголов и определите спряжение.
3 уровень. Запишите фразеологизмы глаголами неопределенной формы и определите спряжение.
VI. Итог урока– Для чего нужно уметь определять спряжение глаголов с безударными личными окончаниями? – Что для вас на уроке было выполнить легко? – А что вызвало трудность? Домашнее задание: №234 с. 138 дописать, выучить правило с. 137 Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |