Преподавание литературы Негасимое созвездие: Пушкин, Лермонтов, ТукайNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2014.04.03 Просмотров: 1031 Гайнуллина Альфия Валиевна, учитель татарского языка и литературы Цель урока. Оборудование урока: портреты А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Г.Тукая. Альбомы. Книги. Эпиграф к уроку:
Ход урока Учитель. Ребята, посмотрите на доску, чьи портреты вы видите на доске? Ученик. Портреты русских поэтов А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и татарского народного поэта Г.Тукая. Учитель. Давайте вспомним годы жизни этих поэтов. Ученик. М.Ю.Лермонтов родился в 1814 году и погиб на дуэли в 1841 году, А.С.Пушкин родился в 1799 году в Москве и умер в 1837 году, а Г.Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлавыч, бывшей Казанской губернии, а умер в 1913 году. Учитель. Ребята, таким образом, эти три великих поэта не только принадлежат к литературе разных народов, не только творили на разных языках, но и жили в разные эпохи.
Ученик. Пушкин и Тукай! Две ярко сверкающие звезды! Великие личности. Каждый из них заставил волноваться общественность своего времени, умы последующих поколений, заставил волноваться и каждого из нас. Эти имена в жизнь каждого входят очень рано. Первые книжки для нас в домашней библиотеке -это сказки Пушкина и Тукая- сопровождают на всю жизнь. А изучая их поэзию и прозу, мы неизменно чувствуем, какой огромный художественный мир создали они. И каждый из нас находит в них что-то свое, особенно близкое и дорогое… Ученик. Пушкин не может повториться вновь. Для этого надо родиться Пушкиным. И Тукай не может повториться вновь. Смерть великих людей кладет начало их бессмертию. Стихотворение “Национальные чувства”
Учитель. Тукай считал себя учеником Пушкина. Он первым из поэтов Востока продолжил его реалистическую традицию. Пушкин был для него не просто наставником, но и в его отношении к русскому поэту мы чувствуем какую-то особенную внутреннюю теплоту и нежность, свойственную только натурам поэтическим. Пушкинские темы и образы в творчестве Тукая, как мы видим, занимают весьма большое место. Пушкин входил во всю творческую деятельность татарского поэта органически, глубоко и целостно, как его друг и учитель. Ученик. (читает стихотворение “Пушкину”). Перевод С.Ботвинника
Учитель. В дальнейшем Тукай не расставался с Пушкиным во все годы своей жизни. Интерес к Пушкину не только не ослабевал, но с течением времени углублялся и расширялся, причём в весьма определённом направлении . Если раннее стихотворение Тукая "Пушкину" (1906 г.) свидетельствует о восхищении татарского поэта поэзией Пушкина, то одно из последних -"Ответ" (1911 г.) является доказательством того, что Тукай уже активно защищает авторитет творчества великого русского поэта. В стихотворении "Пушкину" Тукай писал:
Стихотворение ясно выражает мысль Тукая о Пушкине: русский поэт велик, огромен, светел, могуч, это - горная вершина, до которой подняться очень трудно. Учитель. Тукай первым из татарских поэтов назвал имя Лермонтова в своем стихотворении. “Пушкин, Лермонтов - два солнца высоко вознесены. Я же свет их отражаю наподобие луны”. Тукай писал, что татарская нация нуждается в таких сынах, которые как А.Пушкин, М.Лермонтов “отстаивали бы интересы беззащитного, обездоленного, бедного рабочего народа, сами бы понимали и смогли бы объяснить, что прошли те времена, когда можно было пять бедняков обменять на одну собаку…”. Духовная близость Лермонтова и Тукая неоспорима. Татарский поэт переводил стихотворения Лермонтова и ряд своих произведений он опубликовал с пометой “по Лермонтову” или “подражание Лермонтову”. Особенно близко к стихотворению Лермонтова “Дума” стихотворение Тукая “Молодёжь”. Мы сейчас послушаем это стихотворение на татарском языке (одна ученица читает на татарском языке), затем выслушаем выразительное чтение этого стихотворения на русском языке: Ученик.
Ученик. Стихотворение Лермонтова “Дума”.
Учитель. В лирике Лермонтова и Тукая есть ещё одна тема, сближающая их, - тема одиночества. Поставим рядом два стихотворения: “Опасение” Лермонтова и “Наставление” Тукая, написанное по мотивам лирики русского поэта. Ученик. Обращаясь к юноше, Лермонтов пишет:
Не трудно заметить, что оба стихотворения овеяны настроением грусти и одиночества, но эти мотивы не были выражением пессимизма и духовного упадка, а являлись своеобразной формой протеста против существующей действительности. Ученик. “Беру пример с Пушкина и Лермонтова, постепенно поднимаюсь на поэтические высоты”, – писал он в стихотворении “Размышления одного татарского поэта” (1907). За неделю до смерти он еще раз осознает преемственность собственного творчества с традициями пушкинской и лермонтовской музы:
Будучи поэтом чутким ко всему национальному, Тукай ясно представлял свое место в истории татарской литературы. Отвечая недругам, обвиняющим его в увлечении подражаниями и вольными переложениями из творчества Пушкина и Лермонтова, он писал:
Учитель. Итак, делаем вывод. Тукай высоко ценил долг поэта, который состоит в том, чтобы идти по избранной дороге, не прельщаясь никакими соблазнами, не сворачивая с нее. И для него до конца творчества самыми яркими путеводными звездами остаются имена русских поэтов.. Таким мы видим гениального татарского поэта. Удивительная судьба! Еще на заре своей творческой жизни горячо и любовно он переводил Пушкина, Лермонтова, Кольцова, а теперь самого Тукая так же любовно и бережно переводят русские поэты. Он переведен на многие языки мира. Русский поэт Евгений Винокуров говорил, что все мы идем от Пушкина. Куда ни пойдешь - пройдешь по этому мосту. Даже если ты не согласен с ним, отрицаешь его - обойти не сможешь. Это непрерывная беседа всей литературы с Пушкиным. Нечто подобное происходит с Тукаем. Говоря о современной татарской литературе, нельзя не вспомнить о Тукае. Он органически вошел в сегодняшний день, он идет на завоевание грядущих высот. ЛИТЕРАТУРА 1. И. Пехтелев. Пушкин Лермонтов Тукай. Татгосиздат сектор художественной литературы. Казань, 1949 г. 2. И. Пехтелев. Эстетические идеи в поэзии Габдуллы Тукая. Татгосиздат сектор художественной литературы. Казань, 1946 г. 3. Мухтар Ауэзов. Казань, Таткнигоиздат . 1966 г. 4. М. Луконин. Созвездие Пушкина. Казань. 1979 г. 5. Сибгат Хаким "Тукай". Казань. Таткнигоиздат. 1975 г. 6. В.А. Гордлевский. Г. Тукай и русская литература. М. изд. Восточная литература. 1961 г. 7. Слово о Тукае. Сборник статей. Писатели и ученые о татарском народном поэте. Казань, 1986 г. Таткнигоиздат. 8. Интернет-материал. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |