Преподавание литературы А.А.Ахматова: личностьи судьба. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.А.АхматовойNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1994 Герасимова Наталия Ивановна, учитель русского языка и литературы Место урока: введение в тему, анализ поэтического текста. Цели урока: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Тип урока: комбинированный (изучение историко-литературного материала и художественного произведения). Форма урока: эвристический семинар. Оборудование: портрет А.А.Ахматовой, выставка книг, музыкальное оформление.
Словарь урока: акмеизм, психологизм, новелла, баллада, лирический герой (ге- роиня). Таблица 1.
Таблица 2.
Проблемный вопрос. В чём проявилось художественное своеобразие и поэтическое мастерство “женской поэзии” А.А.Ахматовой? Этапы урокаI. Слово учителя Начало ХХ века ознаменовалось появлением в русской литературе двух женских имён, рядом с которыми кажется неуместным слово “поэтесса”, ибо Анна Ахматова и Марина Цветаева - Поэты в высшем смысле этого слова. Именно они доказали, что “женская поэзия”- это не только “стишки в альбом”, но и пророческое, великое слово, способное вместить в себя весь мир. Именно в поэзии Ахматовой женщина стала выше, чище, мудрее. Её стихи научили женщин быть достойными любви, равными в любви, быть щедрыми и жертвенными. Они учат мужчин выслушивать не “влюблённый лепет”, а слова столь же жаркие, сколь и гордые.
Сегодняшнее занятие мы посвятим исследованию "женской поэзии" А.А.Ахматовой. “Вдумайтесь” в тему урока, “вчитайтесь” в эпиграф к уроку и сформулируйте цели урока. II. Этап целеполагания
Обобщение учителя: учитывая ваши индивидуальные цели, хочу обратить вас ещё к такой, как развитие навыка владения нормами и традициями русской речи. III. Индивидуальное сообщение о личности и судьбе А.А.Ахматовой Класс слушает сообщение и заполняет таблицу 1 или записывает ответ на вопрос: Что необычного и привлекательного, на ваш взгляд, в жизни А.А.Ахматовой? Проводится выборочная проверка (по желанию учащихся). IV. Исследовательская работа в микрогруппах Задача: учитывая индивидуальную подготовку перспективного домашнего задания, в микрогруппе подготовить ответ на проблемный вопрос. Рекомендации:
V. Этап афиширования
Работа в микрогруппах I группа (4-5 человек) - сборник “Вечер” /1912/: “Любовь”, “В Царском Селе”, “Музе”, “Сердце к сердцу не приковано…” и другие. Лирическая героиня Ахматовой - героиня несбывшейся, безнадежной любви. Любовь в её поэзии предстаёт как “поединок роковой”, “любовная пытка” (“Музе”). Ахматова почти никогда не изображает любовь безмятежной, идиллической, а, наоборот, в момент разрыва, разлуки, утраты чувств: “Сердце к сердцу не приковано…”. Даже небольшой цикл стихотворений “В Царском Селе” - это побег из мира жестокой реальности (“…душа тосковала,// Задыхалась в предсмертном бреду”) в розовый мир игры (“А теперь я игрушечной стала, Как мой розовый друг какаду”. Поэт стремится преодолеть дисгармонию мира, обратясь к миру культуры, природы. Любовь, по Ахматовой, уводит “от радости и от покоя”, “покоряет обманно”. Лирическая героиня охвачена болью недоумения. Стихотворения Ахматовой похожи на финалы повестей о любви, они сюжетны. В них наблюдается сходство с балладой, новеллой (“Сероглазый король”). На фоне символистов язык Ахматовой кажется прозаическим, в нём много деталей, передающих быт, создающих “вещный мир”Для стихотворений этого периода характерны следующие признаки акмеизма:
Лирике Ахматовой присуща интимность, она воспринимается как личные дневники, так как в образе лирической героини прослеживаются автобиографические черты поэта. II группа - сборник “Вечер” /1914/: “Настоящую нежность не спутаешь…”, “Проводила друга до передней…”, “Сколько просьб у любимой всегда…” и другие. В сборнике “Вечер” лирическая героиня сдержанная, нежная, гордая женщина. Любовь для неё - плотные сети, не дающие покоя. Душевное состояние героини передано через экспрессивно окрашенные художественные детали: “золотая пыль”, “бесцветный ледок”. В стихах данного периода звучит протест героини:
В её характере проявляется величие, властность. Лирическая героиня заявляет о своей избранности. В стихах Ахматовой появляется новый мотив - властность. Однако в этом сборнике звучит лермонтовкая “оскорблённость”: “Я не любви твоей прошу…” - “Я не унижусь пред тобой…” (Лермонтов). Лирическая героиня Ахматовой взрослеет - теперь в трагедии любви она винит и себя, ищет в себе причину разрыва. Теперь Ахматова думает, что “от счастья и славы безнадежно дряхлеют сердца”. В стихах нет жалобы, но есть изумление: как такое может происходить со мной? Любовь, по Ахматовой, - чистилище, потому она показывает тончайшие оттенки чувств. Стихи этого периода близки народно-песенному творчеству, афористичны: “Сколько просьб у любимой всегда, // У разлюбленной просьб не бывает...” III группа - “Белая стая” /1017/: “Муза ушла по дороге…”, “Я улыбаться перестала”, “То пятое время года…”, “Целый год ты со мной неразлучен…”. Как по ступеням, лирическая героиня восходит вверх. Она становится мудрее, ценит обретённую свободу чувства и творчества. Теперь из мира камерной, замкнутой любви лирическая героиня вырывается к любви подлинной, великой. Внутренний мир любящей женщины расширяется до глобальных, общечеловеческих масштабов, и потому в мир стихов Ахматовой входит любовь к людям, к родной земле, к Родине. Всё чётче звучат патриотические мотивы:
Стихам этого периода характерен психологизм. Чувства поэтесса передаёт через конкретную психологическую деталь: "Нестерпимо больно душе любовное молчанье…" Боль утраты не ослабела, но она теперь как песня. Для Ахматовой любовь - "пятое время года". Отчётливей слышится мотив смерти, смерти ("Муза ушла по дороге…"):
IV группа - "Подорожник"/1921/: "Это просто, это ясно…", "О нет, я не тебя любила…", "Не с теми я, кто бросил землю…", "Долгим взглядом твоим истомлённая…" Теперь любовь становится уже "испытанием железом и огнём". Резче отчуждение в любви, но сильнее в Ахматовой сознание Родины: "вижу холм, изрытый // Над окровавленным Днестром…". Лирические стихотворения этого сборника проникнуты патриотизмом. Образ возлюбленного будет в памяти, как образ героя: "Но образ твой, твой подвиг правый // До часа смерти сохраню". Такие переживания вызваны войной, революцией:
Ахматова уже не проклинает пытку чувств, а благословляет верность любви: "Ты мне не обещан ни жизнью, ни Богом…". В стихах о любви устанавливается некое равновесие, что становится возможным сюжет, нет прежних драматических финалов, появляется диалог. Удел лирической героини - странничество. У неё появилась воля преодолеть ужас бытия, смуты сердца и времени. Героиня находит упоение в искусстве, античности, в молитве. V группа - "Тростник"/ /: "Одни глядятся в ласковые взоры…", "От тебя я сердце скрыла…", "Творчество", "А вы, мои друзья последнего призыва!.." В стихотворениях этого периода развивается мотив бескрылости: "Прирученной и бескрылой // Я в доме твоём живу". Если в ранней лирике утрата "крылатости" вызвана трагедией любви, то в поздней лирике - это груз бытия: "Твоё несу я бремя…" Стихи становятся более реалистичными в отличие от импрессионистического характера ранней лирики. Продолжает развиваться тема патриотизма, появляются новые мотивы - памяти: "Живые с мёртвыми: для славы мёртвых нет…", совести: "А я всю ночь веду переговоры // С неукротимой совестью своей…" Лирическая героиня теперь уже переживает не личную драму любви, она страдающий участник и строгий судья истории: "Все на колени, все!" VI. Этап генерализации (обобщение и систематизация результатов исследования)
В результате наблюдений и обобщений звучит ответ на проблемный вопрос. VII. Рефлексия Заполнить листок самоконтроля. VIII. Итоги
IX. Установка на домашнее задание Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |