Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок внеклассного чтения: "Все мы родом из детства"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок внеклассного чтения: "Все мы родом из детства"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1639

Карпова Людмила Евгеньевна, учитель русского языка и литератры, заведующая кафедрой гуманитарных наук школы.

Тип урока: урок изучения художественного произведения.

Общая дидактическая цель: воспроизведение и осмысление художественного текста.

Образовательные цели:

  • осознать и осмыслить идейное содержание сказки;
  • учить анализировать художественное произведение;
  • познакомить с личностью писателя.

Развивающие цели:

  • развивать все виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо);
  • развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление.

Воспитательные цели:

  • воспитывать культуру речи учащихся;
  • воспитывать чуткость, восприимчивость к окружающему миру;
  • воспитывать доброту, умение дружить, чувство ответственности за тех, кто рядом.

Ход урока.

I. Слово учителя.

(Звучит песня “Куда уходит детство”).

Сегодня нас ждет удивительная встреча. Мы познакомимся со сказкой, которая переведена на 118 языков и по праву считается одной из самых читаемых книг на свете после Библии. Это “Маленький принц” Антуана де Сент-Экзюпери – сказка для взрослых, которые не забыли своего детства, и для детей, которым неминуемо предстоит войти в мир взрослых.

- Если бы вас спросили, откуда вы родом, что бы вы ответили?

Экзюпери ответил так: “Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-нибудь страны”.

-Можно ли слова писателя отнести к каждому из нас? Почему мы все родом из детства?

Детство – светлая пора жизни, родина для всех людей. Там корни всего доброго. Именно в детстве мы узнаем, что такое добро и зло, дружба и предательство, получаем уроки любви, нежности и преданности. И только в детстве мир наполнен яркими красками и чудесами.

Мы с вами понаблюдаем, какими предстают в сказке мир взрослых и мир детей, ответим на вопросы:

-Почему люди одиноки?

-Что значит дружить и любить?

-Что нужно человеку для счастья?

Задание: в итоге занятия учащиеся должны подобрать эпиграф к уроку - слова сказки, в которых заключена основная идея произведения.

-Вы внимательно прочли сказку. Какие эпизоды, мысли, строчки вам запомнились?

-Каким человеком вы представляете себе автора сказки?

II. Слово о писателе.

Антуан де Сент-Экзюпери родился в 1900 году в Лионе. Детство его прошло в старинном родовом замке Сен-Морис. Род Экзюпери происходил от рыцарей Грааля. Согласно легенде, эти рыцари жили 1000 лет назад. Их обязанностью было защищать вдов и сирот, обиженных и бедняков. Рыцари по очереди надевали темный плащ и отправлялись из замка совершать подвиги добра. За это им была дарована вечная юность.

Романтичность и чувство единения с природой с детства отличали будущего писателя. По вечерам дети забирались на чердак и, тесно прижавшись друг к другу, усаживались на старый сундук, слушали сказки матери, любуясь звездным небом.

Экзюпери вырос удивительно одаренным человеком: он рисовал, играл на скрипке, сочинял, увлекался техникой и архитектурой. У него было много друзей, так как он умел дружить. В школе прозвище “Достань-ка луну”, которое указывало не только на вздернутый нос, но и на веселый характер.

Все замечательные свойства души писателя проявлялись по отношению к детям. Однажды Экзюпери увидел плачущую девочку, которая мечтала о детском зонтике. Писатель обошел все магазины и подарил малышке разноцветный зонтик. Помог он и трехлетнему мальчику, расстроившемуся из-за того, что мыльные пузыри, долетев до стены, лопались. Экзюпери добавил каплю глицерина, и пузыри стали отскакивать от стены, как переливающиеся мячики. Малыш смеялся, а писатель был счастлив.

Экзюпери стал летчиком, которого отличали бесстрашие, готовность всегда прийти на помощь товарищу и удивительное жизнелюбие. Его самолет 15 раз терпел крушение, врачи не допускали его к полетам, но он не мог жить без неба, не мог не помогать людям. В тяжелые годы войны писатель создает светлую сказку “Маленький принц”, которая стала рождественским подарком всем людям, подарив надежду на счастье.

Антуан де Сент-Экзюпери жил очень недолго и написал очень немного. Но и своей жизнью, и своей смертью, и своими книгами сумел многое сказать людям.

III. Анализ произведения.

-Как вы думаете, почему сказку “Маленький принц” называют детской книгой для взрослых?

(Дети увидят в ней сказку, а взрослые вспомнят свое детство и научаться лучше понимать детей).

1. Сказка построена на сопоставлении двух миров – мира взрослых и мира детей. Экзюпери скажет о себе: “Кажется, я никогда уже не был счастлив, после детства”.

-Как отразилась эта мысль в сказке? Каким предстает в ней мир взрослых?

-Справедливы ли слова змеи: “Среди людей так же одиноко, как в пустыне”?

-Что имел в виду Маленький принц, сказав: “Люди?! Их носит ветром. У них нет корней – это очень неудобно”?

(Взрослые живут не сердцем, а разумом. Они вечно спешат, не видят прекрасного вокруг себя, а замечают лишь цифры. Люди разучились дружить и любить, гонятся за счастьем, но его не находят).

2. В противоположность взрослым изображается Маленький принц.

-Почему во время первой встречи с ним летчик сказал: “Передо мной стоял необычный мальчик”. В чем его необычность?

-Что мы узнаем о Маленьком принце и его планете?

-Чему научился он на Земле? (Дружить и любить).

-Какой эпизод сказки стал самым значимым для вас? (Встреча с Лисом).

-Какой урок подарил Лис Маленькому принцу?

(“Самого главного глазами не увидишь…кого приручили”).

-Как вы понимаете эти слова? Почему любовь – это ответственность за любящего тебя?

-Какие, по-вашему, самые дорогие слова на свете? (Экзюпери: “Ты мне нужен!”).

-Как изменилось отношение Маленького принца к миру после встречи с Лисом? (История с розой).

-Как вы понимаете его слова: “Надо было судить не по словам, а по делам. Но я был слишком молод, я еще не умел любить”?

Вывод.

Лис научил Принца вырастить в своем сердце цветок дружбы, любви.

Любовь – это большая ответственность, т.к. люди тебе доверяют, надеются на тебя, их нельзя подвести. “Я не умею жить вне любви”,- говорил Экзюпери. Но любовь – это, прежде всего, умение прощать, быть терпимым и чутким. Именно любовь и дружба наполняют мир красками, радостью и светом.

IV. Психологический анализ иллюстраций.

К уроку было предложено раскрасить черно-белые иллюстрации самого писателя, выполненные к сказке “Маленький принц”. Эту работу выполняли дети разного возраста и взрослые, представители разных профессий: врач, следователь, бухгалтер, бизнесмен, учитель. (См. в “Приложении”).

Обратимся к иллюстрациям взрослых и детей.

-Каким видят мир взрослые и дети? В чем разница?

(Иллюстрации взрослых холодные, сдержанные, однотипные. На них отсутствует фон.

Детские иллюстрации яркие, веселые, жизнеутверждающие, даже воздух полон красок.

Близки к детским учительские иллюстрации. Это возможно потому, что профессия учителя тесно связана с миром детства.)

-Почему взрослые видят мир более тусклым, грустным в отличие от детей? (Разучились удивляться миру, радоваться жизни).

V. Итоги урока.

В начале урока мы говорили о противопоставлении двух миров, принадлежность к которым определяется не возрастом, а душевным состоянием.

-Какой же рецепт счастья дает Экзюпери людям, чтобы избежать одиночества?

(Нужно остановиться, прислушаться к своему сердцу, открыть вновь истинные жизненные ценности: дружбу, любовь, красоту мира).

-Какие же слова сказки можно взять в качестве эпиграфа к нашему уроку? ( “Зорко одно лишь сердце…Мы в ответе за всех, кого приручили”).

-Над чем заставил задуматься вас Экзюпери?

VI. Фотография “Мы родом из детства”.

По мнению писателя, в каждом ребенке живет Моцарт, т.е. гений, и если о нем заботиться так, как садовник ухаживает за редким цветком, то из ребенка вырастет талантливый и любящий взрослый, который будет смотреть на мир детскими глазами.

Звучит песня “Куда уходит детство?”. Учащиеся и учитель наклеивают свои детские фотографии на заранее оформленный лист, создавая общий портрет “Мы родом из детства”.

VII. Домашнее задание.

Письменный ответ на вопрос: “Какие страницы сказки вы бы прочитали своему другу и почему?”


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21