Преподавание литературы Урок внеклассного чтения: "Все мы родом из детства"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1671 Карпова Людмила Евгеньевна, учитель русского языка и литератры, заведующая кафедрой гуманитарных наук школы. Тип урока: урок изучения художественного произведения. Общая дидактическая цель: воспроизведение и осмысление художественного текста. Образовательные цели:
Развивающие цели:
Воспитательные цели:
Ход урока.I. Слово учителя.(Звучит песня “Куда уходит детство”). Сегодня нас ждет удивительная встреча. Мы познакомимся со сказкой, которая переведена на 118 языков и по праву считается одной из самых читаемых книг на свете после Библии. Это “Маленький принц” Антуана де Сент-Экзюпери – сказка для взрослых, которые не забыли своего детства, и для детей, которым неминуемо предстоит войти в мир взрослых. - Если бы вас спросили, откуда вы родом, что бы вы ответили? Экзюпери ответил так: “Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-нибудь страны”. -Можно ли слова писателя отнести к каждому из нас? Почему мы все родом из детства? Детство – светлая пора жизни, родина для всех людей. Там корни всего доброго. Именно в детстве мы узнаем, что такое добро и зло, дружба и предательство, получаем уроки любви, нежности и преданности. И только в детстве мир наполнен яркими красками и чудесами. Мы с вами понаблюдаем, какими предстают в сказке мир взрослых и мир детей, ответим на вопросы: -Почему люди одиноки? -Что значит дружить и любить? -Что нужно человеку для счастья? Задание: в итоге занятия учащиеся должны подобрать эпиграф к уроку - слова сказки, в которых заключена основная идея произведения. -Вы внимательно прочли сказку. Какие эпизоды, мысли, строчки вам запомнились? -Каким человеком вы представляете себе автора сказки? II. Слово о писателе.Антуан де Сент-Экзюпери родился в 1900 году в Лионе. Детство его прошло в старинном родовом замке Сен-Морис. Род Экзюпери происходил от рыцарей Грааля. Согласно легенде, эти рыцари жили 1000 лет назад. Их обязанностью было защищать вдов и сирот, обиженных и бедняков. Рыцари по очереди надевали темный плащ и отправлялись из замка совершать подвиги добра. За это им была дарована вечная юность. Романтичность и чувство единения с природой с детства отличали будущего писателя. По вечерам дети забирались на чердак и, тесно прижавшись друг к другу, усаживались на старый сундук, слушали сказки матери, любуясь звездным небом. Экзюпери вырос удивительно одаренным человеком: он рисовал, играл на скрипке, сочинял, увлекался техникой и архитектурой. У него было много друзей, так как он умел дружить. В школе прозвище “Достань-ка луну”, которое указывало не только на вздернутый нос, но и на веселый характер. Все замечательные свойства души писателя проявлялись по отношению к детям. Однажды Экзюпери увидел плачущую девочку, которая мечтала о детском зонтике. Писатель обошел все магазины и подарил малышке разноцветный зонтик. Помог он и трехлетнему мальчику, расстроившемуся из-за того, что мыльные пузыри, долетев до стены, лопались. Экзюпери добавил каплю глицерина, и пузыри стали отскакивать от стены, как переливающиеся мячики. Малыш смеялся, а писатель был счастлив. Экзюпери стал летчиком, которого отличали бесстрашие, готовность всегда прийти на помощь товарищу и удивительное жизнелюбие. Его самолет 15 раз терпел крушение, врачи не допускали его к полетам, но он не мог жить без неба, не мог не помогать людям. В тяжелые годы войны писатель создает светлую сказку “Маленький принц”, которая стала рождественским подарком всем людям, подарив надежду на счастье. Антуан де Сент-Экзюпери жил очень недолго и написал очень немного. Но и своей жизнью, и своей смертью, и своими книгами сумел многое сказать людям. III. Анализ произведения.-Как вы думаете, почему сказку “Маленький принц” называют детской книгой для взрослых? (Дети увидят в ней сказку, а взрослые вспомнят свое детство и научаться лучше понимать детей). 1. Сказка построена на сопоставлении двух миров – мира взрослых и мира детей. Экзюпери скажет о себе: “Кажется, я никогда уже не был счастлив, после детства”. -Как отразилась эта мысль в сказке? Каким предстает в ней мир взрослых? -Справедливы ли слова змеи: “Среди людей так же одиноко, как в пустыне”? -Что имел в виду Маленький принц, сказав: “Люди?! Их носит ветром. У них нет корней – это очень неудобно”? (Взрослые живут не сердцем, а разумом. Они вечно спешат, не видят прекрасного вокруг себя, а замечают лишь цифры. Люди разучились дружить и любить, гонятся за счастьем, но его не находят). 2. В противоположность взрослым изображается Маленький принц. -Почему во время первой встречи с ним летчик сказал: “Передо мной стоял необычный мальчик”. В чем его необычность? -Что мы узнаем о Маленьком принце и его планете? -Чему научился он на Земле? (Дружить и любить). -Какой эпизод сказки стал самым значимым для вас? (Встреча с Лисом). -Какой урок подарил Лис Маленькому принцу? (“Самого главного глазами не увидишь…кого приручили”). -Как вы понимаете эти слова? Почему любовь – это ответственность за любящего тебя? -Какие, по-вашему, самые дорогие слова на свете? (Экзюпери: “Ты мне нужен!”). -Как изменилось отношение Маленького принца к миру после встречи с Лисом? (История с розой). -Как вы понимаете его слова: “Надо было судить не по словам, а по делам. Но я был слишком молод, я еще не умел любить”? Вывод. Лис научил Принца вырастить в своем сердце цветок дружбы, любви. Любовь – это большая ответственность, т.к. люди тебе доверяют, надеются на тебя, их нельзя подвести. “Я не умею жить вне любви”,- говорил Экзюпери. Но любовь – это, прежде всего, умение прощать, быть терпимым и чутким. Именно любовь и дружба наполняют мир красками, радостью и светом. IV. Психологический анализ иллюстраций.К уроку было предложено раскрасить черно-белые иллюстрации самого писателя, выполненные к сказке “Маленький принц”. Эту работу выполняли дети разного возраста и взрослые, представители разных профессий: врач, следователь, бухгалтер, бизнесмен, учитель. (См. в “Приложении”). Обратимся к иллюстрациям взрослых и детей. -Каким видят мир взрослые и дети? В чем разница? (Иллюстрации взрослых холодные, сдержанные, однотипные. На них отсутствует фон.
Детские иллюстрации яркие, веселые, жизнеутверждающие, даже воздух полон красок. Близки к детским учительские иллюстрации. Это возможно потому, что профессия учителя тесно связана с миром детства.) -Почему взрослые видят мир более тусклым, грустным в отличие от детей? (Разучились удивляться миру, радоваться жизни). V. Итоги урока.В начале урока мы говорили о противопоставлении двух миров, принадлежность к которым определяется не возрастом, а душевным состоянием. -Какой же рецепт счастья дает Экзюпери людям, чтобы избежать одиночества? (Нужно остановиться, прислушаться к своему сердцу, открыть вновь истинные жизненные ценности: дружбу, любовь, красоту мира). -Какие же слова сказки можно взять в качестве эпиграфа к нашему уроку? ( “Зорко одно лишь сердце…Мы в ответе за всех, кого приручили”). -Над чем заставил задуматься вас Экзюпери? VI. Фотография “Мы родом из детства”.По мнению писателя, в каждом ребенке живет Моцарт, т.е. гений, и если о нем заботиться так, как садовник ухаживает за редким цветком, то из ребенка вырастет талантливый и любящий взрослый, который будет смотреть на мир детскими глазами. Звучит песня “Куда уходит детство?”. Учащиеся и учитель наклеивают свои детские фотографии на заранее оформленный лист, создавая общий портрет “Мы родом из детства”. VII. Домашнее задание.Письменный ответ на вопрос: “Какие страницы сказки вы бы прочитали своему другу и почему?” Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |