Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания. Открытый урок русского языка в 3-м классе
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания. Открытый урок русского языка в 3-м классе


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2014.03.19
Просмотров: 953

Часовских Марина Васильевна, учитель начальных классов

Цель: формирование представлений о предложении.

Задачи:

  • обобщение знаний о предложении, развитие умения распознавать предложения по цели высказывания, употреблять их в речи;
  • развитие умения выделять в предложении смысловую и грамматическую основу;
  • воспитание любви к родной природе, к русскому языку.

Оборудование: аудиокассета с записью музыки П. И. Чайковского "Времена года"; репродукции картин русских художников, схемы предложений.

Организационный момент (Звучит музыка П. И. Чайковского “Времена года”)

У. Идут последние дни октября, второго месяца осени. В народе октябрь называют грязником, листопадом. Как часто мы браним осень, называем ее скучной, тоскливой порой. . . Может быть мы правы? Осенью короче становятся наши прогулки, тускнеет игра света и тени. Фасады домов делаются какими-то скучно гладкими, все на одно лицо. А иногда кажется, что неба вовсе нет: одна серая пелена.

Осенний скучный день. От долгого дождя
И камни мостовой, и стены зданий серы;
В туман окутаны безжизненные скверы,
Сливаются в одно и небо, и земля.

(Валерий Брюсов)

То ли дело “волшебница зима”: все блестит, весело как-то, свободно. Или лето: тепло, вольно; весной хоть и грязно бывает, зато солнце такое веселое. Ну а осень? Что в ней хорошего? - думают обычно. А ведь и она совсем не скучна. Из всех времен года она - самая застенчивая, и трудно бывает проследить ее шаги. Но ведь есть живопись, стихи, музыка - они помогут нам. А. С. Пушкин писал: “Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель, дорогой. . . ”, “Унылая пора! Очей очарованье. Приятна мне твоя прощальная краса. . . ”, “Как это объяснить? Мне нравится она. Она жива еще сегодня, завтра нет”.

II. Сообщение темы и цели урока.

У. Сегодня на уроке русского языка вы будете учиться различать предложения по цели высказывания, выделять в предложениях грамматическую основу. Надеюсь, что вашими спутниками будут не только знания, но и внимание, любознательность.

III. Минутка чистописания.

У. В каждом времени года своя музыка, свои звуки. Осень - это шепот дождя, шорох листьев под ногами, прощальные крики птиц,

а) Письмо букв, запись предложений.

Шш // Щщ //

Щедра русская осень! Шуршат под ногами золотые монетки из опавших листьев.

У. Какие это предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске? Подчеркните грамматическую основу предложения.

У. Соотнесите количество букв и звуков в словах: щедра (5 букв – 5 звуков), русская (7 букв – 7 звуков), осень (5 букв – 4 звука), шуршат (6 букв – 6 звуков), золотые (7 букв – 8 звуков), монетки (7 букв – 7 звуков).

IV. Словарная работа.

У. Многие поэты, художники, композиторы посвятили этому прекрасному времени года свои произведения.

Запишите слова с непроверяемой безударной гласной в корне, которые у вас ассоциируются со словом “осень” (Дети рассматривают репродукции картин И. Левитана “Золотая осень”, В. Поленова “Золотая осень”. Звучит “Осенняя песня” П. И. Чайковского).

Д. Дорога, аллея, береза, осина, облако, желтый, багряный, природа и т. д.

У.

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу. . .
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.

(А. Майков)

У. Определите по листочку название дерева и запишите. (Учитель показывает листья каштана, тополя, рябины, сирени).

V. Письмо по памяти.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют

(И. Бунин)

Орфографическая подготовка, характеристика предложения: по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по наличию второстепенных членов предложения, письмо по памяти. (Лазурь - природная, светло-синяя краска).

VI. Физкультминутка “Листопад” под музыку (Дети с листиками под музыку выполняют различные танцевальные движения).

VII. Упражнения детей в словообразовании.

У. Подберите слова с корнем “лист”

Д. Листва, лиственный, листок, безлистный, перелистывать, листать и т. д.

У. Осень заворожила многих художников и поэтов. Рассмотрите репродукцию картины И. Остроухова “Золотая осень”.

Как-то тревожно от этой последней красоты леса: черные стволы - и яркая, золотая, розовая листва, бурая трава. Осенью земля уже не в силах удержать весь жар золотого лета, земля отдает тепло листьям, на них будто задержалось солнце. Но праздник листьев недолог: медленно слетают они с деревьев, становятся ласковым шуршащим покровом осени.

Разберите по составу слово “покровом”.

Лексическое значение слова “покров”:

1) верхний, наружный слой, покрывающий что-нибудь;

2) то же, что покрывало.

У. Покров Пресвятой Богородицы - в православии: великий церковный праздник в память о видении Богородицы, стоящей на воздухе и простирающей покров над молящимися в храме (14 октября).

VIII. Наблюдение за связью эмоциональной окраски предложения с постановкой знаков препинания в конце предложения (устная работа).

Кто в темноте ковер цветной соткал
Из рыжиков, из белых и маслят

В. Берестов

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной

И. Бунин

Скорей приходите,
Скорей поглядите
На елку из тонких
серебряных нитей

И. Токмакова

IХ. Составление предложений по схемам:

Дети составляют предложения, например: Жёлтые листья лежат на земле. Осенью улетают птицы на юг.

X. Восстановление деформированного предложения:

У. Составьте из слов предложение. Охарактеризуйте его.

Треплют, пышное, ветры, траву, убранство, и, лесов, срывают (Ветры срывают пышное убранство лесов и треплют траву).

Назовите словосочетания: срывают листья, пышное убранство, убранство лесов, треплют траву)

Ветер гонит дым,
Вращает воздух, листья валит ворохом
И верх земли взрывает порохом.

Н. Заболоцкий “Осень”

XI. Работа с учебником.

У. Установите границы предложений, ставя в конце предложения точку, вопросительный или восклицательный знак.

Между стволов сосен промелькнула белка куда она скрылась где ее домик кругом стоит тишина хорошо в лесу а сколько грибов но что это паучок уцепился за хрустальную паутинку и летит куда он летит где остановится счастливого тебе путешествия, паучок

XII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

У. Какие новые знания вы для себя открыли на уроке? Что вас заинтересовало? О чем бы вам захотелось рассказать своим родителям?

Вы увидели, как разнообразна осень! Осень красок, осень ветров, осень дождей. Художники и композиторы помогли нам в этом.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21