Огромная популярность таланта Льва Толстого давно перешагнула границы нашей страны. Его знает весь мир «Война и мир»-одна из тех книг,которые каждый раз читаешь заново ,и каждый раз она рождает новые мысли. Огромный дар и художественная неповторимость позволили Толстому показать жизнь целого народа, целой нации, целой страны, имя которой - Россия. На страницах оживает история, встают люди во плоти и крови, с их помыслами, радостями и горестями, исканиями и заблуждениями, любовью и ненавистью, заблуждениями, любовью и ненавистью, с победами и поражениями, творческие искания Толстого всегда были связаны с жизнью. Герои "Войны и мира", как положительные, так и отрицательные, относятся прежде всего к среде высшего, правящего дворянства. Толстой нарисовал широкую картину жизни дворянского общества, изобразил его со всеми присущими ему чертами: паразитизмом, безнравственностью, невежеством, полной отчужденностью от народа. Заслуга писателя в том, что он, беспощадно рисуя дворянское общество, показал и немногочисленные семьи лучших дворян, в том числе и просвещенную их часть . Все передовое в среде дворянства было явлением исключительным. Как правило, у Толстого образы положительные обладают именно чертами исключительности, и судьбы их в романе развиваются в столкновении с "большим миром", который Толстой рисует отрицательно. Говоря о людях,изображая людей разных типов и разных характеров,автор «Войны и мира» не скрываетне только своих симпатий,но и в равной мере своих антипатий.Нравственная чуткость Толстого заставляет изображать героев – и положительных,и отрицательных-в свете своего идеала. Толстой подчеркивает, что каждый его герой - порождение среды, плоть от плоти ее, и каждый чувствует себя в этой среде как рыба в воде. Анна Павловна Шерер, Анна Михайловна Друбецкая, Жюли Карагина, Элен Безухова несут в себе прежде всего черты своего класса. Писатель ценит в женщинах такие черты характера: - хранительницу очага, основу семьи;
- нравственные высокие начала: доброту, простоту, бескорыстие, искренность, связь с народом, понимание проблем общества (патриотизм);
- естественность;
- движение души
На самых первых страницах мы знакомимся с салоном Анны Павловны Шерер и самой героиней .Её характерная примета-постоянство дел,слов,внутренних и внешних жестов,даже мыслей.Сдержанная улыбка постоянно играет на ее лице ,хотя не идет уже к отжившим чертам .Она напоминает,как говорит Толстой ,избалованных детей,которые не совсем хотят исправиться .Когда заговорили об императоре,лицо Анны Павловны « представляло глубокое и искренное выражение преданности и уважения ,соединенное с грустью «.Вот это «представляло» сразу ассоциируется с игрой,с поведением искусственным,а не естественным .Несмотря на свои 40 лет ,она «преисполнена оживления и порывов». Представляя героиню ,Толстой сразу же выделяет свою нелюбовь к ней. Среди нелюбимых персонажейособенно много представителей так называемого большого света.Существенно,что они относятся как раз к тем людям,которые претендуют на заглавную ролю в истории.Толстой отрицает какое-либоположительное историческое значение в такой же мере,как отрицательно относится к ним в смысле человеческой нравственности. Эта не любовь автора распостраняется и на Элен Курагину,которая всегда одинаково красива.Даже улыбка на ее лице всегда одинаковая ,неизменяющая и сияющая.Для Автора это не нейтральные приметы,а знаки человеческой духовной недостаточности. Он сравнивает Элен с ее братом Ипполитом: «Черты его лица были теже,как и у сестры,но у той все освещалось жизнерадостностью,…самодоволью,неизменной улыбкой и необычайной античной красотой…у брата то же лицо было отуманено идиотизмом». Таким образом,сестра,при всей своей красе ее лица и античной фигуры ,в том,что касается собственно человеческих,нравственных ценностей,мало чем отличатся от брата.Она стольже самоуверенна и самодовальна,то есть неподвижна И внутренне застойна. Элен жила только для накопления богатства. Все, включая ее поведение и бракосочетание с Пьером Безуховым, представляло грандиозный план князя Василия – быть богатым, влиятельным, уважаемым человеком в светском обществе того времени. Элен, потом носившая фамилию Безуховой и ставшая одной из самых влиятельных женщин того времени, не страдала от деятельности своего отца. Напротив, она точно выполняла его поручения, доверяла ему в денежных вопросах. К своему мужу относилась с презрением и полным неуважением. На предложение Пьера о разводе она однажды ответила: «Расстаться, извольте, только ежели вы дадите мне состояние». Представителям так называемого большого света Толстой противопоставляет семью Ростовых. Вспомните ситуацию,когда графиня,котрая не знает ,как начать разговорс мужем ,чтобы попросить денег для Анны Михайловны Друбецкой.Мы видим,как графиня оттягивает обьяснение ,понимая,что ее муж стеснен в деньгах,но не может ей отказать. Перед нами проходит сложная гамма чувств героини,показывающая ее с самой привлекательной стороны. Сказать, что Толстой создал целую галерею женских образов, - значит ничего не сказать. У Толстого мужские образы все-таки затмевают женские, потому что его герои, как и герои Достоевского, - это герои-идеологи. Но в ряду героинь Толстого есть одна, так сказать, не просто героиня, а героиня идеологическая. По мнению Толстого, Наташа - это идеал женщины. Это богатая, щедро одаренная натура. Откуда взялась эта чуткая, трогательная, чудная девушка? Семья Ростовых, как и семья Блконских резко выделяются среди обычных дворянских семей. Семья Ростовых подобна тем семьям, из которы выходили жены декабристов и многие другие передовые люди XIX века. Уклад жизни Ростовых, обычаи, симпатии и антипатии - все это русское, национальное. Они впитали в себя дух народа с его жизнерадостностью, умением стойко страдать, легко идти на жертвы не напоказ, а со всей душевной широтой. Самая яркая черта в Наташе - это поэтическое мироощущение, душевная доброта, открытость для каждого, кто .ее окружает. Появляясь впервые на балу, Наташа так мало похожа на светских барышень, так отчетлив контраст между ней и "светом". Едва перешагнув за порог семьи, Наташа оказывается обманутой. К Ростовым, и прежде всего к общей любимице Наташе, тянутся лучшие люди - Андрей Болконский,Пьер Безухов, Василий Денисов. Увлечение Наташи Анатолием Курагиным, этим пустым светским человеком, говорит о ее неопытности. Наташа - натура щедро одаренная, поступки ее оригинальны, над нею не тяготеют никакие предрассудки, руководит ею сердце. Наташа - это пленительный образ русской женщины, одинокой, чужеродной чувствует себя Наташа среди столичных аристократов. Лестью, игрой на доверчивости и неопытности Курагин увлекает ее, и в этом помогает ему его развратная сестра Элен Курагина. После тяжелой болезни, явившейся результатом душевных потрясений, Наташа вернулась к жизни обновленной. Беда не сломила ее, свет не одержал над нею победы. Например, в Наташе есть дар сочувствия и сострадания. Так «она чувствовала не понимала». Воспитанница Соня, полная самоотверженной и благодарной любви ко всей семье «всем готова была пожертвовать для своих благодетелей». «Мысль о самопожертвовании была любимой ее мыслью… Она не могла не любить графиню и всю семью Ростовых, но и не могла не любить Николая и не знать, что его счастие зависело от этой любви»., что то, что говорила Соня, была правда, что была такая любовь, про которую говорила Соня; но Наташа ничего подобного еще не испытывала. Она верила, что это могла быть, но Воспитание в семье закладывает основу человека, оно создает его совесть, способность к самокритике и самооценке. Благодаря этому Соня и Наташа выросли добрыми и отзывчивыми людьми,В нх много простоты и наивности, все равно они лучше, чем Курагины, в которых только расчет и ложь. Широта, независимость, смелость, страстное отношение ко всем явлениям жизни - таковы черты, наполняющие этот образ. Он пленял современников и пленяет нас. Особняком стоит в семье Вера - старшая сестра Наташи. Холодная, недобрая, чужая в кругу братьев и сестры, она в доме Ростовых - тело инородное. В то время, как Наташа Ростова, княжна Марья - представительница плеяды лучших женщин дворянской России начала XIX века. Образ этот необыкновенно сложен. По художественной яркости он занимает одно из первых мест среди героев Толстого. Нравственная высота, сила характера, женственность выделяют княгиню Марью среди многих женских персонажей мировой литературы. Толстой делает этот образ, несмотря на сложность и противоречивость, необыкновенно поэтическим, цельным, законченным, обаятельным. Княжна боится отца, не смеет шага сделать без его ведома, не подчиниться ему, даже когда тот неправ. Марья, горячо любящая своего отца, не может, боясь вызвать взрыв отцовского<
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|