Преподавание русского языка Урок развития речи в форме творческой мастерской по теме "Весна идет – весне дорогу!" 5-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1409 Ильбулова Гульшат Вакилевна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Задачи урока:
Оборудование:
Методы и приёмы:
Ход урока - Сегодняшний урок развития речи мы проведем в нетрадиционной форме, в форме творческой мастерской. Я буду давать инструкции, при выполнении которых у вас будет полная свобода выбора пути. Если какая-то инструкция будет не очень ясная, вы можете толковать ее так, как поняли. Фаза индукции. - Ребята, сейчас прозвучит отрывок из музыкального произведения А. Вивальди "Времена года". Но о каком времени года автор сочинил мелодию, я не скажу: это должны сделать вы. Можно закрыть глаза и представить в своем воображении ту картину, которую, на ваш взгляд, попытался изобразить композитор. Звучит отрывок из пьесы "Весна". - Какое время года изображает пьеса? Почему вы так решили? - Вы верно определили время года, изображенное в музыкальном произведении. А теперь прослушайте словесное произведение и определите, о каком времени года идет речь в нем?
(Речь идет о весне:) - Какая картина более интересна и понятна вам, музыкальная или словесная? (Интересны и музыкальная, и словесная картины, но понятны описания словами, так как каждый из нас думает и рисует, прежде всего, при помощи слов.) - Сегодня на уроке мы будем говорить и писать о весне. Потому тему урока мы обозначим так: "Весна идет - весне дорогу!" Запись числа, темы урока в тетради. Работа с материалом. - На уроках чтения, литературы вы изучали стихотворения о весне. В качестве домашнего задания должны были вспомнить эти произведения и подготовить их выразительное чтение наизусть. Итак, прослушаем вас. Остальные ребята, слушая выступления своих товарищей, должны записать в тетради слова, словосочетания, которые кажутся важными. Групповая работа. - Исходя из прослушанных стихотворений, в течение 1 минуты запишите, посовещавшись, 3 самые важные идеи. Группы по 5 человек. Каждая группа рассказывает, почему выбрала именно эти идеи. Все слушают, записывают мысли партнеров. Индивидуальная работа. - Прослушайте слова, запишите их слева и рядом справа укажите слова, которые при этом приходят в голову, не контролируя их качество, значение. Вот они: Свет, снег, тепло, весна, лес, радость, жизнь, юг, день, природа. - Выберите любые 3 слова из тех, что вы написали, запишите их в левый столбик, а в правый - составьте слова, исходя из слогов и букв данного слова, убирая или добавляя слог или буквы. На это задание отводится 5 минут. - Поменяйтесь с товарищем тетрадями, дополните список слов второй колонки. - А теперь посмотрите на свои рисунки, на которых вы изобразили весеннее время года при помощи красок, карандашей. Глядя на рисунки, мы видим конкретные предметы: деревья, облака и т.д. Каждый понимает рисунок своего одноклассника по-своему, но всегда интересно знать, а что автор хотел передать через свою картину, свой рисунок? Какие чувства, мысли? Итак, объявляется презентация рисунков. План презентации (на доске): - Назвать тему рисунка. - Указать причину выбора темы. - Дать словесное описание изображаемому, обращая внимание на особые детали в изображении предметов, явлений. - Особое внимание уделять необычным качествам предметов, явлений. Примерная презентация одного из учеников. Я изобразил на своем рисунке раннюю весну, потому что в этом году она пришла к нам рано. В своем рисунке я использовал яркие, сочные цвета: желтый, зеленый, голубой. Они помогают передать весеннее настроение. Вот бежит звонкий, прохладный первый весенний ручей, и ребята уже успели запустить кораблики. Вдалеке виднеются деревья, ни них еще нет листьев. На одном из деревьев висит скворечник. И вот скоро уже прилетят наши любимые птицы, и мы услышим их звонкое пение. Все-таки как хорошо весной! - Молодцы! Вы оказывается умеете рисовать не только красками, но и словами, вам удалось оживить свой рисунок при помощи удачно найденных выражений. - Итак, ребята, вы получили опыт устного словесного рисования, описывая словами свой рисунок, слушали музыку, работали письменно со словами, а теперь предстоит самое интересное - опираясь на записанные слова, словосочетания, на рисунки, написать сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем. На это задание даётся 10 минут. Темы сочинений (на доске): - Сейчас в лесу. - "Идет весна по городу". - "Все весною пахнет!" Во время работы тихо звучит музыка А. Вивальди. Социализация. После того, как работы написаны, желающие читают их. Подготовленный ученик читает стихотворение Н. Рыленкова "Всё в тающей дымке:".
- Ребята, вы сумели с помощью слов оживлять картины природы весной. Все сегодня постарались "всмотреться" и "вслушаться", как могли "отразили: прелесть русской природы" весной. Цель урока достигнута. Рефлексия. Учащиеся рассказывают о своих чувствах, которые возникли во время работы мастерской, сообщают о том, чему они сегодня научились. - Спасибо всем за урок, желаю успехов в творчестве! Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |