Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок внеклассного чтения по рассказу Н.С. Лескова "Человек на часах"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок внеклассного чтения по рассказу Н.С. Лескова "Человек на часах"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2014.03.13
Просмотров: 2894

Чеховская Наталья Семёновна, Преподаватель русского языка и литературы

“Чтоб в человеке человеческое торжествовало…”

Н.С.Лесков

Цели урока:

  • привлечение внимания воспитанников к проблеме нравственного выбора “ в борьбе между служебным долгом и состраданием”.

Задачи урока:

  • показать, что мотивы поведения героев обусловлены не только личностными особенностями, но и реалиями жизни, историческим укладом, “духом времени”;
  • продолжить работу по формированию умения анализировать эпический текст;
  • создать условия для развития у учащихся умений определять авторскую позицию, давать оценку героям, формировать свою точку зрения, высказывать и аргументировать её;
  • воспитывать уважение к людям, бескорыстно совершающим добрые поступки и стремление жизнь посвятить добру.

Оформление:

  1. Портрет Н.С. Лескова.
  2. Выставка книг.
  3. Рисунки детей.
  4. Наглядная таблица “Сюжет художественного произведения”

Оборудование:

  1. Текст.
  2. Словарики к рассказу.
  3. Презентация.
  4. Толковый словарь В.И.Даля.
  5. Фрагмент из мультфильма Владимира Данилевича “Левша”.

Ход урока

1. Организация начала урока. Актуализация. Целеполагание. (Слайд с темой урока и эпиграфом).

– Ребята, на предыдущих уроках мы изучали сказ Н.С.Лескова “Левша” и говорили о талантливых русских мастерах. У Лескова есть много других интересных произведений – выставка книг перед вами.

– А сегодня речь пойдет о солдате и офицерах из рассказа “Человек на часах”.

Я знаю, что больше половины из вас –дети военных или мечтаете связать свою жизнь с армией, у вас есть возможность сегодня поближе познакомиться с порядками, царившими в русской армии почти 200 лет тому назад. Кроме того нам всем важно понять, что хотел сказать своим рассказом писатель.

– Прочитайте эпиграф к нашему уроку.

– Для чего нужен эпиграф? (в нём заключена главная мысль )

– Как вы понимаете слова Лескова? (сострадание к ближнему, доброта)

В.И.Даль в своём словаре так определяет понятие “человек”: высшее из земных созданий, озарённое разумом, свободной волей, речью, совестью, сердцем.)

Посмотрим, выдержит ли проверку на человечность герои рассказа “Человек на часах”.

Откройте тетради, запишите число, тему, эпиграф.

– Сегодня 10 декабря весь мир отмечает День прав человека. И мы тоже

будем говорить о человеке.

На столах у вас толковые словарики к рассказу, которые помогут нам в работе, в них же домашнее задание к следующему уроку.

2. Беседа по вопросам.

– Как автор называет историю, о которой собирается рассказать?

(Анекдот)

Каково значение слова “анекдот”?

(Анекдот-происшествие, событие необычного характера). Лесков пишет:

“исторический анекдот, недурно характеризующий нравы, направление эпохи тридцатых годов девятнадцатого столетия”.

Лесков указывает почти точную дату начала событий: начало 1839 года, то есть время правления Николая I. Имя этого российского императора мы уже встречали в сказе “Левша”. Вот как сатирически изображает режиссёр-мультипликатор Владимир Данилевич атмосферу николаевской эпохи.

(Фрагмент мультфильма: 11.08-12.39).

(Слайд с портретом Николая I).

– Об особенностях характера императора красноречиво говорит прозвище: Николай Палкин. При его правлении в стране, а особенно в армии царил произвол, жестокие правила. Этим объясняется столь необычное, абсурдное развитие событий. С нашей, современной, общечеловеческой точки зрения, солдат Постников должен был сразу броситься на помощь утопающему.

Но, оказывается, за оставление поста его могло ждать самое суровое наказание.

– Какое? (“гонка сквозь строй шпицрутенами и каторжная работа, а может быть даже и расстрел”).

– Что такое щпицрутены, мы узнаем подробнее из сообщения (Фамилия, имя ученика)

(Шпицрутен (нем. “копьё, пика и хлыст”)– длинный, гибкий, древесный прут для телесных наказаний в XVII-XIX веках. Появились в шведской армии в XVII веке и были вскоре распространены в большинстве европейских армий. В России телесное наказание шпицрутенами было введено Петром I в 1701году. Предварительно шпицрутены вымачивались в солёной воде.

Осуждённого под барабанную дробь заставляли проходить сквозь строй из ста восьмисот солдат, которые прутьями били по спине осуждённого. В начале XIX века число ударов доходило до шести тысяч, что было равносильно смертной казни.

Удары шпицрутенами назначались за ошибки и нерадивость на строевых учениях, за неопрятность и неаккуратность форменной одежды (от ста ударов), за пьянство (300– 500 ударов), за воровство у товарищей (500 ударов), за побеги (от тысячи пятисот до пяти тысяч ударов). В России шпицрутены отменены 17 апреля 1863 года. (Слайд. Репродукция миниатюры “Сквозь строй шпицрутенов” Худ. Х-Г.Гейслер. 1805 г.”)

4. Об этом жестоком наказании солдат напишет в 1903 году и Лев Николаевич Толстой в рассказе “После бала”. Мы его будем читать в 8-м классе. А сейчас пока рассмотрите иллюстрацию к этому рассказу. (Слайд “Иллюстрация к рассказу Л.Н.Толстого “После бала”.)

– А вот замечательные рисунки к рассказу “Человек на часах”, которые выполнил Игнатенко Богдан. – Что на них изображено? (1-солдат Постников на посту, 2-офицер инвалидной команды подхватил спасённого и повёз его к приставу (участковому)

6. Восстановим сюжет рассказа “Человек на часах”, опираясь на схему

Экспозиция (Зимний дворец охраняла рота Измайловского полка под командованием офицера Миллера)-глава 2

Завязка (часовой Постников услыхал, что в полынье на Неве тонет человек и просит о помощи. Уже полночь, на улице ни души, и человеку никто не может помочь.) Глава 4 (стр.156)

Развитие действия (полчаса мучительных терзаний: спасать – не спасать)

– 4 глава

Кульминация (всё-таки спасает) – 5 глава

Развитие действия (гуманный капитан Миллер-карьерист подполковник Свиньин-хитрый генерал Кокошкин улаживают дело) – главы 6-14.

Развязка (солдат получает 200 розг, а обманщик-офицер – медаль. Все довольны.) – 15-18.

7. Теперь давайте пристальнее посмотрим на главного героя.

Случайно ли Автор даёт ему фамилию “Постников”?

В словаре В.И.Даля “пост” имеет несколько значений: место, должность, караул, а также воздержание от скоромной пищи. Сейчас как раз идёт рождественский пост.

– Какие значения отражает фамилия героя?(И воинскую должность, и воздержание).

Что за человек солдат Постников? Найдите и прочитайте в главе 4 абзацы 1,2(: “…из дворовых господских людей…человек нервный и очень чувствительный…солдат умный, исправный, с рассудком ясным…”).

Но более подробно рассказано в этой главе о том, что испытал солдат

Постников, стоящий в этот момент на посту.

Что он испытал, когда услыхал, что в полынье “заливается человек и отчаянно молит о помощи”? (приходил от криков, стонов “в оцепенение”, “ В ужасе оглядывался”, “…стал соображать, как спасти”.)

– Видим, что Постников мечется, что он начал борьбу с самим собой, которая длится полчаса, что за это время “человек истерзался сердцем”.

Прошу прочитать об этом с доски так, чтобы присутствующие почувствовали, что это мука, страдание. (Слайд с ключевыми словами из текста).

Сердце Постникова так и ноет, так и стучит, так и замирает…

…так беспокойно с сердцем делается от этих стонов и воплей…

…страшно слышать, как другой человек погибает, и не подать помощи…

…помнит и службу, и присягу…

…ни под каким предлогом не смеет покинуть своей будки…

…отлично понимал, что оставить пост есть вина со стороны часового, за которою последует военный суд.

Сформулируйте проблему, вставшую перед Постниковым. (Как поступить: спасти человека и нарушить воинскую присягу или остаться верным воинскому долгу, но тогда погибнет тонущий человек. Необходимо герою сделать нравственный выбор между долгом и состраданием.

– Как вы, ребята, понимаете выражение “ нравственный выбор”? (Когда мы выбираем, как поступить, прислушиваясь к своей совести).

Вспомните, кому из героев других изученных нами произведений приходилось тоже делать нравственный выбор? (Маша Троекурова из романа А.С.Пушкина “Дубровский”, Сильвио из повести “Выстрел”).

– Итак, “Человек не выдержал и покинул свой пост.”

Можно ли сказать, что он совершил подвиг? (Да).

Тогда почему героя наказали, а обманщика -офицера наградили? Почему воинское начальство сделало всё, чтобы скрыть происшествие от Николая I?

(боялись за своё благополучие, за свою карьеру)

Вывод: в государстве, построенном на насилии и страхе, люди перестают понимать, где добро, а где зло. Человек перестаёт быть личностью и становится частью огромного механизма, который заботится лишь о том, как бы чего не вышло.

Фразеологизм “выйти сухим из воды” неоднократно используется автором в этом рассказе. Что он означает? (благополучно выйти из неприятной ситуации).

Кто же не сумел сухим выйти из воды и понёс наказание? (Солдат Постников, получил 200 розг).

Все довольны. И Постников остался доволен.

– Чем? Почему? Найдите в главе 15 ответ на этот вопрос. (стр.170)

Как награждает Свиньин Постникова? (фунтом сахару(410 граммов) и четвертью фунта чаю (103 грамма).-показать.

– Как принимает эту награду солдат? (он был доволен “ за отеческую милость”).

Чем больше всего доволен Постников? (что не получил худшего наказания, что совесть его чиста).

А автор доволен? Каково отношение автора к происходящему? Найдите в главе 18 (стр.173).

Вывод:

“Я думаю, о тех смертных, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него…Эти прямые и надёжные люди тоже, мне кажется, должны быть вполне довольны святым порывом любви и не менее святым терпением смиренного героя моего точного и безыскусственного рассказа.”

9. Подведем итоги. (Слайд с неоконченными предложениями)

– Продолжите предложения.

Автор осуждает… (бесчеловечность, жестокие порядки в армии, несправедливость, карьеризм)

Автор доволен тем, что… (среди замуштрованных солдат живо ещё человеческое)

10. Первоначально Н.С.Лесков назвал свой рассказ “Спасение погибавшего”.

Почему автор изменил название? Почему, например не назвал “Солдат на часах”? (Главное слово в этом названии-“человек”, не солдат, не караульный, а человек. Даже стоя на часах, солдат Постников оставался человеком.) Автору важно, чтоб “в человеке человеческое восторжествовало”.

11. В заключении урока обратимся к мудрым словам писателя (Слайд –вывод: “…Пока мы живём и мир стоит, мы можем и должны всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра в себе и кругом себя” (Н.С.Лесков).

– Скажите, помогает ли рассказ Лескова современному читателю приумножить сумму добра? ( Да, потому что он нам напоминает, чтобы мы оставались прежде всего людьми.) НЕ важно, кем вы станете, чиновниками, политиками или военными. Главное, чтобы оставались людьми.

12. Домашнее задание у вас записано в словариках ( 1.Попробуйте следовать словам Лескова, выбранным в качестве эпиграфа), заберите их собой на память об уроке.)

2. Письменно ответить на вопрос: “В чём смысл заглавия рассказа Н.С.Лескова “Человек на часах”?

13. Оценки за урок:

За словарик –
За пересказ –
За иллюстрации к рассказу –
За сообщение о наказаниях–
За знание текста –
За участие в анализе и обсуждении рассказа –

14. Урок закончен. Спасибо за работу.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21