Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Подготовка к сочинению-описанию "Петух"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Подготовка к сочинению-описанию "Петух"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2014.03.02
Просмотров: 1566

Румянцева Екатерина Афанасьевна, учитель русского языка и литературы

Понимание текста, как аналитико-интеллектуальный процесс, характеризуется некоторыми особенностями. Во-первых, в качестве объекта восприятия здесь выступают символы, которые являются непосредственными раздражителями, воздействующими на органы чувств. На втором этапе осуществляется переход от образа языкового знака как материального объекта к образу его содержания. Оба этапа сопровождаются осмыслением, пониманием воспринимаемого материала, базирующимися на его активной интеллектуальной переработке (членение текста на смысловые отрезки, выделение «смысловых вех», «опорных пунктов» и объединение их в общий смысл).

Фреймовые схемы – это абстрактные жёсткие конструкции, содержащие пустые окна, многократно перезаряжающиеся информацией, так как фреймовая схема отражает стереотипную ситуацию.

Использование фреймовых схем приводит к существенной интенсификации процесса работы над текстом. Эффективность фреймовых схем обусловлена тем, что использование знаковых форм расширяет возможности мозга, так как приводит к одновременному функционированию и образный и логический компонент мышления. Фреймовые схемы используются при моделировании интерпретации текста.

Цели:

  • Помочь учащимся приобрести опыт построения художественных описаний предмета на материале описания домашней птицы.
  • Привлечь внимание учащихся к тому, что отбор рисуемых деталей, их признаков зависит от основной мысли автора.
  • Активизировать лексические средства, необходимые для описания предмета.
  • Воспитывать у учащихся культуру речи.

Оборудование: Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова, текст, цветные карандаши, фреймовые рисунки, контуры рисунка «Петух».

Фреймовая технология

ХОД УРОКА

I. Организационная часть

II. Вступление

Мы сегодня будем работать по тексту Евгения Носова «Петух». Задача состоит в том, чтобы не только прочитать текст, но и объяснить, как он написан, почему писатель выбрал эти слова, а не другие. Нужно понять, по возможности, все приемы писательской работы, чтобы затем, при написании сочинения воспользоваться ими сознательно.

III. Работа по тексту

– С чем ассоциируется у вас слово «петух»?

Фрейм-рисунок №1

– Как вы думаете, от какого слова произошло слово «петух»? (От слова «петь». Петух – «певец»). Объясните значения слов «петушиться», словосочетаний «встать до петухов», «ходить петухом».

Выразительное чтение текста.

ПЕТУХ

Петух был такой красивый и смелый.
На шее огненное ожерелье. Спина серая, в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные, серпообразные сине-черные перья. Держался он гордо. Выступал вперед широкой, отливающей бронзой грудью, высоко, будто на параде, поднимал лапы с загнутыми острыми шпорами.
Был он храбр, как истинный гвардеец. На улице делал к противнику два – три неторопливых шага, будто предоставлял ему возможность еще раз подумать. Если тот не убирался, петух стремительно обрушивался на него. При этом он зонтиком растопыривал на шее медно-красные перья, низко перегибал голову. Его длинный хвост волочился по земле, как плащ.

(Е. Носов)

1) Определите тему текста. (Петух).
2) В каком предложении заключена основная мысль текста? (Петух был такой красивый и смелый).
3) Какую цель ставит перед собой автор? (Дать описание петуха).
4) На сколько частей можно разделить текст? Почему? (В первой части дается описание внешнего вида, а во второй – описание повадки, поведения петуха).
5) Прочитайте первый абзац. В какой последовательности автор описывает внешний вид петуха? Обратите внимание на рисунок-символ.

Фрейм-рисунок №2

– Создайте «поле» описанных автором деталей.

Фрейм-рисунок №3

Работа в тетрадях. Опорный конспект (Ответ)

– Какие признаки петуха показывает автор? (Ученики красят совпадающие признаки петуха одним цветом).

Цвет: огненное, серая, белые, сине-черные, отливающая бронзой, пестринки.
Размер: мелкие, длинные, широкая.
Форма: жерелье, серпообразные, загнутые.
Качество: пышный, гордо, острые.

Размышление о слове

Фрейм-сценарий
– Слово
– Значение слова
– Образ
– Изобразительно-выразительное средство

а) При описании петуха автор употребляет существительное «ожерелье». Слово «ожерелье» многозначное. 1) Шейное украшение. 2) перен. Шейное оперение птицы. Прилагательное «огненное» означает «оранжево-красный цвет». «Огненное ожерелье» – метафора. В тексте употребляется в переносном значении. Петух очень красивый. Во дворе он хозяин.

б) Меня заинтересовало слово «пестринки». Спина петуха с окраской разных цветов. В «поле» автор не употребляет слово «перья». «Пестринки» – пушинки. Перья петуха разноцветные. Петух красив.

в) Серп – орудие труда. В тексте автор использует метафору «серпообразные перья». В хвосте перья длинные. В тексте есть эпитет «в пышном хвосте». Перья легкие, пушистые.

г) Словосочетание «держался гордо» используется в значении «манера держать себя». Петух самоуверенный, гордый, важный.

д) Словосочетание «отливающей бронзой грудью» означает цвет. Метафора. Петух – гордый красавец.

е) Шпоры – роговой шип на ногах птицы. В тексте слово используется в прямом смысле,
в сочетании со словами «загнутые и острые» более точно создает боевой дух петуха.

– Покрасьте контуры рисунка «Петух».

– Прочитайте вторую часть текста. Как удается автору описать действия петуха? Какой образ петуха создается автором во второй части текста? ( Петух – боец).

Фрейм-рисунок №4

Ответ:

– Перепишите словосочетания, построенные по данной схеме: НАРЕЧИЕ + ГЛАГОЛ. Определите тип словосочетания. (Стремительно обрушивался, зонтиком растопыривал, низко перегибал).
– С какой целью автор использует в тексте глагол «обрушивался» в сочетании с наречием «стремительно»? (Описание рисует стремительную силу петуха). Подберите синонимы к глаголу «обрушивался». (Нападал, налетал).
– Сравните предложения. Определите вид глаголов. Почему в первом предложении используется глагол несовершенного вида? (Для показа характера петуха, его повадок важен и выбор глагольных форм – именно глаголов несовершенного вида со значением повторяющихся действий. При употреблении глагола совершенного вида сообщение о повадках превращается в сообщение о конкретном событии).

а) При этом он зонтиком растопыривал на шее медно-красные перья, низко пригибал голову.
б) При этом он зонтиком растопырил на шее медно-красные перья, низко пригнул голову.

– Выражено ли авторское отношение? (Авторское отношение скрыто, но проявляется в словах красивый, смелый, выступал, как на параде. Автор любуется им).

IV. Выводы

– Проведена ли основная мысль автора через весь текст?

V. Домашнее задание: Написать сочинение на тему «Петух».

VI. Заключение

Приложение 1

Приложение 2


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21