Преподавание русского языка Подготовка к сочинению-описанию "Петух"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2014.03.02 Просмотров: 1566 Румянцева Екатерина Афанасьевна, учитель русского языка и литературы Понимание текста, как аналитико-интеллектуальный процесс, характеризуется некоторыми особенностями. Во-первых, в качестве объекта восприятия здесь выступают символы, которые являются непосредственными раздражителями, воздействующими на органы чувств. На втором этапе осуществляется переход от образа языкового знака как материального объекта к образу его содержания. Оба этапа сопровождаются осмыслением, пониманием воспринимаемого материала, базирующимися на его активной интеллектуальной переработке (членение текста на смысловые отрезки, выделение «смысловых вех», «опорных пунктов» и объединение их в общий смысл). Фреймовые схемы – это абстрактные жёсткие конструкции, содержащие пустые окна, многократно перезаряжающиеся информацией, так как фреймовая схема отражает стереотипную ситуацию. Использование фреймовых схем приводит к существенной интенсификации процесса работы над текстом. Эффективность фреймовых схем обусловлена тем, что использование знаковых форм расширяет возможности мозга, так как приводит к одновременному функционированию и образный и логический компонент мышления. Фреймовые схемы используются при моделировании интерпретации текста. Цели:
Оборудование: Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова, текст, цветные карандаши, фреймовые рисунки, контуры рисунка «Петух». Фреймовая технология ХОД УРОКА I. Организационная часть II. Вступление – Мы сегодня будем работать по тексту Евгения Носова «Петух». Задача состоит в том, чтобы не только прочитать текст, но и объяснить, как он написан, почему писатель выбрал эти слова, а не другие. Нужно понять, по возможности, все приемы писательской работы, чтобы затем, при написании сочинения воспользоваться ими сознательно. III. Работа по тексту – С чем ассоциируется у вас слово «петух»? Фрейм-рисунок №1 – Как вы думаете, от какого слова произошло слово «петух»? (От слова «петь». Петух – «певец»). Объясните значения слов «петушиться», словосочетаний «встать до петухов», «ходить петухом». Выразительное чтение текста. ПЕТУХ Петух был такой красивый и смелый. (Е. Носов) 1) Определите тему текста. (Петух). Фрейм-рисунок №2 – Создайте «поле» описанных автором деталей. Фрейм-рисунок №3 Работа в тетрадях. Опорный конспект (Ответ) – Какие признаки петуха показывает автор? (Ученики красят совпадающие признаки петуха одним цветом). Цвет: огненное, серая, белые, сине-черные, отливающая бронзой, пестринки. Размышление о слове
а) При описании петуха автор употребляет существительное «ожерелье». Слово «ожерелье» многозначное. 1) Шейное украшение. 2) перен. Шейное оперение птицы. Прилагательное «огненное» означает «оранжево-красный цвет». «Огненное ожерелье» – метафора. В тексте употребляется в переносном значении. Петух очень красивый. Во дворе он хозяин. б) Меня заинтересовало слово «пестринки». Спина петуха с окраской разных цветов. В «поле» автор не употребляет слово «перья». «Пестринки» – пушинки. Перья петуха разноцветные. Петух красив. в) Серп – орудие труда. В тексте автор использует метафору «серпообразные перья». В хвосте перья длинные. В тексте есть эпитет «в пышном хвосте». Перья легкие, пушистые. г) Словосочетание «держался гордо» используется в значении «манера держать себя». Петух самоуверенный, гордый, важный. д) Словосочетание «отливающей бронзой грудью» означает цвет. Метафора. Петух – гордый красавец. е) Шпоры – роговой шип на ногах птицы. В тексте слово используется в прямом смысле, – Покрасьте контуры рисунка «Петух». – Прочитайте вторую часть текста. Как удается автору описать действия петуха? Какой образ петуха создается автором во второй части текста? ( Петух – боец). Фрейм-рисунок №4 Ответ: – Перепишите словосочетания, построенные по данной схеме: НАРЕЧИЕ + ГЛАГОЛ. Определите тип словосочетания. (Стремительно обрушивался, зонтиком растопыривал, низко перегибал). а) При этом он зонтиком растопыривал на шее медно-красные перья, низко пригибал голову. – Выражено ли авторское отношение? (Авторское отношение скрыто, но проявляется в словах красивый, смелый, выступал, как на параде. Автор любуется им). IV. Выводы – Проведена ли основная мысль автора через весь текст? V. Домашнее задание: Написать сочинение на тему «Петух». VI. Заключение Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |