Преподавание литературы Тема урока: "Бородинское сражение" (урок-экскурсия по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино"). 5-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2014.02.28 Просмотров: 1203 Кузнецова Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы Цели урока: помочь учащимся проникнуться высоким чувством патриотизма, прочувствовать точность и емкость каждого слова стихотворения, представить картины и людей, в нем изображенных; учить выразительному чтению стихотворения; развивать чувство гордости за героическое прошлое своей Родины; развивать воображение учащихся, их фантазию. Оборудование урока: портрет М.Ю.Лермонтова; репродукции картин: “Бородинская битва” Ф.А.Рубо; “Главнокомандующий М.И.Кутузов” Р.М.Волкова; “Генерал П.И.Багратион” неизвестного художника; “Ветеран 1812 года” П.Е.Заболотского; грамзапись стихотворения М.Ю.Лермонтова “Бородино”. Ход урока 1. Вступительное слово учителя - На прошлом уроке мы с Вами познакомились со стихотворением Лермонтова “Бородино”. Кто сможет сказать, какому историческому событию посвящено это произведение? (Бородинскому сражению - важнейшему эпизоду Отечественной войны 1812 г.) - Да, ребята, это история нашей страны, нашего народа, мы должны знать ее. А лучше узнать об этом, и не просто узнать, а почувствовать, проникнуться этими событиями поможет нам экскурсия. Сегодня на уроке мы с Вами совершим воображаемое путешествие на знаменитое Бородинское поле, которое стало местом незабываемых исторических событий, а главным экскурсоводом станет для нас, конечно же, М.Ю.Лермонтов и его замечательное произведение. (Обращаю внимание учащихся на портрет Лермонтова) - Итак, закройте глаза и представьте, что фантастическая машина времени переносит нас в далёкое прошлое, в1812 год. 2. Инсценирование диалога старого и молодого солдата (Выходят два ученика, одетых в кивера; читают диалог “Скажи-ка, дядя ...” до слов: “Не отдали б Москвы”) 3. Беседа с классом - Что же интересует молодого солдата, что его волнует? (Молодому человеку горько сознавать, что Москва, хотя и сожженная, все же была отдана врагу. Он убежден, что это был вынужденный шаг, и оставление Москвы не свидетельствовало о поражении русской армии. Поэтому ему хочется снова и снова слышать рассказы своих старших товарищей, свидетелей великой битвы, о подвигах русских солдат.) - От чьего имени ведется рассказ? (От лица старого солдата, который был участником героического сражения)
- Старый солдат не отделяет себя от своих товарищей, таких же простых солдат. Он не называет их даже по именам, потому что их было много, сотни, тысячи. - С кем сравнивает солдат - рассказчик участников сражения? (C богатырями) - Перечитайте эти строки Покажите голосом, что солдаты - богатыри, чтобы мы интонационно почувствуем их силу, могущество. (Читают 2-3 уч.) - А сейчас представьте, что мы находимся среди отступающих солдат русской армии. Вы - солдаты, армия отступает! Что вас возмущает? Скажите словами текста. (Досадно было, боя ждали .... / О русские штыки!) - Как Вы понимаете последние строки? (Солдаты рвутся в бой, они самоотверженные, рассказчик подчеркивает их боевой дух; они жаждут расправы с врагом) - И вот мы на поле боя в с. Бородино! Как вы думаете, какое мощное орудие используется русскими солдатами в бою? (Пушка, в стихотворении много раз о ней говорится)
(“Забил снаряд я в пушку туго…/ За Родину свою!”) - Солдаты рвутся в бой, они полны отваги, героизма. Покажите их крепкий моральный дух. Кто еще раз перечитает эти строки, чтобы мы почувствовали: Солдаты настолько любили Родину, им жизни не жаль было отдать? (Перечитывают 2 уч.) - А как вы думаете, почему поэт употребляет местоимение мы в этих строках? (Поэт показывает, что все участники сражения без исключения объединены этим чувством - защищать свою Родину до последней капли крови) - А теперь представьте: солнце садится, вечереет. Зачитайте строки, где описано, чем занимаются русские солдаты в ожидании боя. (“Прилег вздремнуть я у лафета ...”) - Лагерь был, тих, сосредоточен. Солдаты к предстоящему бою относятся по - деловому, - без суеты. Каждый занят, своим делом, каждый думает о своем. - А почему ликовал француз? (Французы были уверены в победе и заранее праздновали ее) - И вот наступает утро. Солдаты уже в строю. Перед нами полковник, который обходит строй. Это один из тех полководцев, которые шли плечом к плечу с рядовыми солдатами. Вот люди, которые вели в бой русскую армию. (Показываю портреты) Главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов, под чьим руководством произошло это сражение, сломавшее мощь французской армии. Генерал Петр Иванович Багратион. Словно с них списан портрет командира - полковника. - Что мы о нём знаем? (“Полковник наш рожден был хватом”) - Что означают эти слова “рожден был хватом”? (Cильным, смелым, отважным, ловким)
- И вот оно Бородинское сражение! Посмотрите на картину. Мы бредем по боевому полю. Что мы здесь видим? (Полчища русских и французов. Трудно понять, кто где. Все слились в общей массе, в жестокой кровавой битве, не на жизнь, а на смерть. Вдали тела убитых, дым от взрывных снарядов) - Послушаем еще раз описание боя Лермонтовым. (Включаю грамзапись) - Почувствовали ли вы себя на поле боя? - Кто прочитает наизусть этот отрывок так, чтобы мы прочувствовали жестокость, стремительность боя? (1-2 уч. Наизусть) - Какие строки наиболее ярко показывают жестокость боя? (На доске записаны строки из стихотворения: 1. Французы двинулись, как тучи ... - С помощью какого литературного приема автору удалось показать поле боя? (Сравнение) 2. Огонь блестел.... - Какая часть речи доминирует в этом эпизоде? (Глагол) - С какой целью использует глаголы автор? (Обилие глаголов помогает показать стремительность боя, жестокость кровавой сечи, храбрость солдат). - Итак, перед нашими глазами прошла картина грандиозного сражения, равного которому раньше не знала история. Недаром старый солдат, обращаясь к своему молодому товарищу, говорит: “Вам не видать таких сражений!” Несмотря на страшный, кровопролитный бой, русские солдаты “были все готовы
Но французы отступают. - Прочитайте шепотом последние строки стихотворения (стр. 156). А теперь - вслух. - О чем печалится солдат - рассказчик? (В его словах звучит скорбное чувство невозвратимой утраты близких ему людей, товарищей, погибших в бою). - А чем гордится солдат? (Мужеством своих однополчан, готовностью не раздумывая отдать свою жизнь за Родину, беспримерной отвагой и героизмом) - Прочитайте строки стихотворения так, чтобы мы почувствовали печаль, боль рассказчика, а затем - восхищение, гордость. (Читают 2-3 уч-ся) 4. Итог урока - Ну что ж, ребята, наше путешествие подходит к концу. Оглянитесь вокруг. Мы снова в 21 веке, в нашем классе. - Какие чувства помог вам испытывать на поле боя М.Ю. Лермонтов? (Вместе с солдатом - рассказчиком мы были отважны, смелы, любили товарищей, свою Родину; понимали, что отступать нельзя, лучше умереть. Скорбили об убитых товарищах, восхищались их мужеством и отвагой). - В своем произведении М.Ю.Лермонтов отразил беспредельную любовь простых русских людей к своей родной земле. И самое главное, Лермонтов впервые взглянул на события Отечественной войны 1812 года глазами человека из народа и показал, что русский народ в самый критический момент нашей истории, когда решалась судьба России, сумел не только остановить врага, но и прогнать его прочь со своей земли. Это стихотворение можно считать гимном родной стране и ее великому народу! 5. Д/з мы с вами не брали в наше путешествие фотоаппараты, не фотографировали происходившие перед нашими глазами события. Попробуйте себя дома в роли художников. Нарисуйте эпизод, который вам особенно запомнился после нашего путешествия. И выберете к нему отрывок из стихотворения, запишите его на обратной стороне листа. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |