Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Дидактические материалы: "Азбука здоровья" на уроках русского языка в 5–7-х классах
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Дидактические материалы: "Азбука здоровья" на уроках русского языка в 5–7-х классах


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2014.02.28
Просмотров: 777

Арлова Алефтина Петровна, учитель русского языка и литературы

Мой педагогический стаж – 26 лет. Последние 4 года я активно использую на уроках русского языка здоровьесберегающие технологии. Предлагаю вашему вниманию сокращённый вариант авторского проекта “Азбука здоровья” на уроках русского языка в 5-7 классах. Она составлена как из придуманных лично мною заданий и текстов, так и взятых из различных научных книг, методических пособий, популярных журналов, художественных произведений. В “Азбуке” несколько страниц - медицинская, психологическая, рационального питания, спортивно-оздоровительная. Последняя страница называется “Волосы – зеркало здоровья”.

При проведении Уроков здоровья использую музыку для релаксации, красочный наглядный материал, который собираю и изготавливаю вместе с ребятами. Формы уроков самые разнообразные, главное – не повторяться! Особенно нравятся детям ролевые игры, инсценировки, презентации, рекламные заставки. Темы для творческих работ ребята выбирают сами из “Ларчика мудрых мыслей”.

Цель Уроков здоровья – обогащение словарного запаса учащихся, закрепление орфографических и пунктуационных навыков на материале, который поможет детям грамотно заботиться о своём здоровье, предупредить вредные привычки, будет способствовать их стремлению к здоровому образу жизни. В процессе апробирования “Азбуки здоровья” я пришла к выводу, что такие уроки повышают интерес к предмету, помогают учителю установить доверительные отношения с детьми, максимально использовать индивидуальные особенности и способности учащихся для повышения результативности их обучения. Отдельные эпизоды Уроков здоровья записаны на видеокассету.

Медицинская страница.

Ларчик мудрых мыслей: “Здоровье не купишь”, “Болен – лечись, а здоров – берегись”,

“Зрение дороже денег, острее сабли”, “ Чистота – залог здоровья”.

1. Составьте смысловые цепочки по образцу: зубы-кариес-стоматолог.

Желудок, терапевт, горло, сердце, гастрит, инфаркт, лор, ангина, кардиолог.

2. Словарный диктант “ Домашняя аптечка”.

Анальгин, корвалол, но-шпа, уголь активированный, валидол, йод, спазган, гематоген, мезим-форте, фестал, цитрамон, стрептоцид, мукалтин, бальзам “Золотая звезда”.

3. Выполните орфографический и пунктуационный разбор предложения.

Повар случайно прикоснулся к горячей плите и сильно ожёг пальцы.

- Расскажите о первой помощи при ожогах.

4.Текст для диктанта.

В летнюю пору часты укусы насекомых: пчёл, ос, шмелей, комаров. В местах укуса появляются краснота, отечность. Ребенок жалуется на боли, жжение, зуд. Необходимо осторожно удалить жало насекомого и наложить холодный компресс или повязку с нашатырным спиртом. Хорошо помогает при укусах насекомых бальзам” Золотая звезда”.

6. Материал для сообщения.

19 февраля 1906 года семью Маяковских постигло большое горе: неожиданно от заражения крови умер отец.

Он готовился сдавать дела багдадского лесничества, так как получил новое назначение…

Владимир Константинович сшивал бумаги, уколол палец иголкой, и у него сделался нарыв. Он не обратил на это внимания и уехал в лесничество, но там ему стало ещё хуже. Вернулся домой он в плохом состоянии. Операцию было уже поздно делать. Ничем нельзя было помочь. ( Из воспоминаний матери В.В.Маяковского.)

- Расскажите о первой помощи при различных повреждениях кожи.

Спортивно-оздоровительная страница.

Ларчик мудрых мыслей:

  • “Пешком ходить - долго жить”,
  • “Будешь двигаться - через хребет перевалишь, будешь сидеть - в яму скатишься”,
  • “Систематически заниматься спортом - значит заботиться о своём здоровье”,
  • “Воздух, солнце и вода – три кита здоровья”.

1. Напишите 5-7 спортивных игр, героем которых является мяч.

2. Запишите предложение, заменив один из причастных оборотов придаточным определительным.

Великий философ Платон, всю жизнь занимавшийся гимнастикой, называл хромыми людей, пренебрегающих ежедневной тренировкой мышц.

3.Творческий словарный диктант “ Если хочешь быть здоров…”.

Вид спортивной гимнастики (аэробика), приспособление для обливания тела водяными струйками (душ), система физических упражнений, способствующих общему развитию организма и укреплению здоровья (гимнастика), поглаживание, растирание тела с лечебной и гигиенической целью (массаж), расслабление и снятие психического напряжения (релаксация).

4. Найдите и исправьте речевые и грамматические ошибки.

Наши лыжники пришли к финишу первыми, высунув язык на плечо.

Хоккеисты боролись за победу до последнего дыхания.

5. Текст для диктанта.

В некоторых странах, например, в Индии, Китае, Вьетнаме, основное транспортное средство – велосипед. У него много поклонников и в России. Лев Николаевич Толстой, как известно, научился велосипедной езде в 67 лет. Велосипед является прекрасным средством для укрепления здоровья. Но при несоблюдении правил дорожного движения он может стать причиной травм и даже смерти.

6. Материал для сообщения.

В Древней Греции огромное значение придавали силе и красоте гармонически развитого тела. Недаром именно здесь зародились олимпийские игры... Это было одно из наиболее почитаемых празднеств Эллады. Победители олимпийских игр пользовались исключительным почётом и уважением. В их честь сочинялись хвалебные оды, им ставились памятники. Спортсмены освобождались от налогов и пожизненно обеспечивались питанием за счёт государства. Олимпийские игры считались праздником мира. Во время их проведения прекращались все военные действия между враждовавшими государствами.

Страница рационального питания.

Ларчик мудрых мыслей:

  • “Здоров на еду, да хил на работу”,
  • “Больному и мёд не вкусен, а здоровый и камень ест”, “После обеда полежи, после ужина походи”,
  • “Кто жаден до еды, тот дойдёт до беды”,
  • “По яблоку в день – и доктор не нужен”,
  • “Ешь просто - доживёшь лет до ста”.

1. Сделайте фонетический разбор слова, обозначающего род жёстких конфет, приготовленных из сахара и патоки. Подсказку можно найти в скороговорке “Вёз корабль…, наскочил корабль на мель”.

2. На Руси каша считалась самой простой, сытной и доступной едой, недаром говорили: “Щи да каша – пища наша”. Чем же объяснить возникновение фразеологизмов: “С ним каши не сваришь”. “Заварить кашу”?

3. Запишите меню, исправив в нём ошибки.

Щи из свежей копусты.

Пильмени.

Кортошка тушёная.

Яишница с калбасой.

Пирожное бисквитное.

Кесель клюквенный.

Кампот яблочный.

4. Запишите буквальный перевод следующих заимствованных слов: помидор, вермишель, батон, винегрет, пельмени, редис.

Слова для справок: корень, червячки, золотое яблоко, палка, кислое вино, медвежьи ушки.

5. Текст диктанта.

Софья Андреевна Толстая всю жизнь собирала рецепты вегетарианской кухни – ведь великий писатель не ел мяса (после 60 лет Л.Н.Толстой стал вегетарианцем). Вы можете приготовить одно из овощных блюд, которые подавались на стол в Ясной Поляне. Для этого смешайте мелко нарезанные редьку, морковь, зелень петрушки, посолите по вкусу, добавьте сахар и приправьте сметаной.

6. Материал для сообщения.

Макароны. Их придумал некто Марко Арони. Он жил в XVIII столетии, владел таверной близ Неаполя. Лапша была уже к тому времени излюбленным блюдом итальянцев. Однажды дочь Арони играла с тестом, сворачивая его в длинные тонкие трубочки и развешивая их на верёвке для белья. Находчивый хозяин сварил трубочки, полил их специальным томатным соусом и подал новое блюдо гостям. Они были в восторге. Таверна стала излюбленным местом неаполитанцев.

Психологическая страница.

Ларчик мудрых мыслей:

  • “Хороший смех оздоравливает душу”,
  • “Здоровый сон – прекрасное самочувствие днём”,
  • “Улыбка – лучшая таблетка”.

1. Текст для орфографического разбора.

Очень полезно и приятно смотреть на аквариум с разноцветными рыбками. Плавно раскачивающиеся водоросли и плавающие рыбки погружают нас в состояние невесомости. Всё наше тело медленно расслабляется, кровеносные сосуды расширяются, сердце начинает биться ровнее, полностью исчезают напряжение в теле и головная боль. Аквариум - прекрасное средство от страха в зубном кабинете.

2. Текст для пунктуационного разбора.

Музыка для релаксации расслабляет, снимает психическое напряжение. Она сочетает в себе успокаивающие звуки живой природы: журчание ручейка, шум моря, голоса птиц. Она возвращает душевное равновесие и хорошее настроение.

3. Текст диктанта.

Если у вас подавленное настроение из-за плохой погоды, неприятностей в личной жизни, в школе или на работе, то это немедленно сказывается на состоянии здоровья.

Общение с жизнерадостными людьми, уютный вечер, проведённый в семейном кругу, просмотр кинокомедии или просто яркий букет цветов в вашей комнате могут удивительным образом поднять ваше настроение.

Учёные утверждают, что зелёный цвет снимает усталость, нервное напряжение, делая нас добродушными и спокойными. Поэтому мы так хорошо себя чувствуем, выезжая на природу.

Волосы – зеркало здоровья.

Ларчик мудрых мыслей:

  • “Не время волос белит, а кручина”,
  • “Старайтесь, чтобы волосы были красивой рамой для лица, его украшением, а не напоминали старый веник ”,
  • “Волосы - прекрасный, но хрупкий дар природы”.

1. Объясните значение фразеологических оборотов: волосы дыбом встали, рвать на себе волосы. Составьте и запишите с ними предложения.

2. Запишите загадку, объясните знаки препинания.

Их не сеют, не сажают – они сами вырастают.

- Вы догадались, о чём идёт речь?

3. Объясните устаревшее французское слово “куафюра” в предложении из романа Ф.М. Достоевского “Игрок”.

Цвет волос чёрный, как тушь, и волос ужасно много, достало бы на две куафюры.

4. Текст диктанта.

Чтобы быстрее и гуще росли волосы, стричь их надо при растущей Луне.

Согласно старому обычаю, нельзя бездумно относиться к остриженным и оставленным на расчёске волосам. Их нужно выбрасывать в воду. Так вы освободитесь от отрицательной энергии, накопленной в них.

5. Материал для сообщения.

Медицина до сих пор ещё не знает точного ответа на вопрос о причинах появления перхоти. По-научному это явление называется себорейной экземой. Если перхоть становится причиной сильного зуда и человек чешется, то это может привести к инфекции. Без помощи врача-дерматолога здесь не обойтись.

Литература.

  1. Виноградова Л.А. Сборник диктантов по русскому языку, 4 класс, Москва. “Просвещение”, 1985.
  2. Гурвич М.М. Диетология для всех. Москва. “ Медицина”, 1992.
  3. Дерюгина М.П. От колыбели до школы и далее. Минск. “ Беларусь”, 1994.
  4. Календари: “ Здоровье без лекарств”, “ Советы прекрасному полу”, “ Секреты долголетия”
  5. Купалова А.Ю. (составитель). Дидактические материалы по русскому языку. 5 класс. Москва. “ Просвещение”, 1997.
  6. Новиков Ю.В. Азбука здоровья. Тула. Приокское книжное издательство, 1991.
  7. Словарь русского языка в 4-х томах. Академия наук СССР. Институт русского языка. Москва. 1985.
  8. Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. Москва. “ Просвещение”, 1995.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21