Преподавание литературы Урок литературы "Поиск ключей к произведению как один из путей «открытия» русской классики"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 826 Васильева Елена Евгеньевна, учитель Цели урока:
1. Вступительное слово. Сегодня мы с вами, ребята, обратимся к удивительному произведению М.Ю.Лермонтова, полное название которого звучит так “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Согласитесь, довольно длинное название. Но в каждом его слове есть маленькая отгадка, ключик к пониманию смысла произведения. 2. Слово о Лермонтове. Русские писатели часто обращались к историческому прошлому своей Родины. Лермонтов не был исключением. Эпоха Ивана Грозного и личность само царя всегда интересовали поэта. (Доклад ученика – приложение 1). 3. Эвристический поиск. Давайте еще раз обратим внимание на название поэмы. - Какое слово, на ваш взгляд, указывает на фольклорную основу поэмы? Конечно же, это слово “песня”. - Как выдумаете, почему Лермонтов выбирает форму песни? Действительно, песня всегда была близка народу. В ней выражено народное отношение к героям. - Попробуйте определить, судя по контексту названия, к какому из видов народной песни ближе всего лермонтовское произведение. (Слайд 2) Итак, большинство считает, что поэма ближе всего к народно-исторической песне. - Что может послужить прямым или косвенным доказательством правильности этого мнения? Давайте попробуем прежде всего установить, к какой исторической эпохе относится действие поэмы. Для этого выполним ряд заданий. Задание 1: Подчеркните в названии поэмы слова, указывающие на общественный статус (положение) перечисленных персонажей. (Слайд 3) - Какое из этих слов первое в данном ряду? (царь) - В каком фольклорном жанре не употребляется это слово? Почему? ( В былине). Историческая справка (доклад ученика – приложение 2). - Сопоставив значения “царь”, “император”, “монарх”, назовите слово или понятие, общее для всех. (правитель, властитель). - О каком русском властителе идет речь в поэме Лермонтова? 4. Личность Ивана Грозного. Личность самого грозного царя издавна привлекала внимание историков, писателей, художников, скульпторов, музыкантов. Очень у многих людей, обращавшихся к личности этого царя, было совершенно противоположное мнение по поводу его взглядов, деятельности, окружения. Историческая справка ( ученик читает высказывания об Иване Грозном историков и писателей – приложении 3). А вот так представлял Ивана Грозного известный советский режиссер Сергей Эйзенштейн (видеофрагмент “Коронация” из фильма “Иван Грозный”). - Каким вы увидели царя в этом фрагменте? К личности Ивана Грозного, как было уже сказано, обращались многие творческие люди. Посмотрите, как изобразил царя скульптор П. Антокольский. (Слайд 4) - Обратите внимание на позу. О чем говорит такое положение тела? (суровость, напряженность) - Рука царя лежит легко или она напряжена? Почему? ( думы, внутренняя борьба). - Почему скульптор скрыл глаза под нависшими бровями? (подозрительность). - Есть ли в скульптуре детали, которые говорят, что перед нами не только деспот, но и очень умный, дальновидный царь, думающий о будущем России? А теперь давайте посмотрим на картину известного художника И.Репина “Иван Грозный и сын”. (доклад ученика). (Слайд 5) - Какой вывод о личности царя можно сделать после всего услышанного и увиденного? Действительно, перед нами очень противоречивая личность, в которой сочетались безмерная жестокость, подозрительность и блестящий ум, милосердие. Иван Грозный умел любить, прощать, но и страшно наказывать, казнить. Потому-то, наверное, только такая противоречивая личность и смогла создать опричнину. 5. Эвристический поиск - Что означает слово "опричник"? Каково его происхождение?
Историческая справка (доклад ученика – приложение 4). - Кто в названии “Песни…” оказался на третьем месте?
Задание второе. Волнистой чертой подчеркните в названии имена собственные. (Слайд 6) - Что у нас получилось? Есть ли какой-то скрытый смысл в том, что царь назван по имени-отчеству, купец - по фамилии, а опричник оказался "безымянным"? Определите, о чём свидетельствуют имя, отчество и фамилия человека? - Что важнее для характеристики властителя - степень его могущества или родословная? Чем является народ для властителя и кем он сам является для народа? Какое приложение часто сопровождает фольклорное обращение к царю? Кого на Руси называли батюшкой? - Есть ли в тексте поэмы упоминание о родословной опричника? На что указывает наименование "Кирибеевич" - на имя или отчество? Как оно образовано? Это "своё" (русское) или "чужое" имя? Можно ли его перевести на русский? Примечание. В переводе с татарского "кирибей" означает "непокорный князь". - О чём свидетельствует перевод? Как попадали на службу к русским князьям отпрыски татарских князей? - Как относились на Руси к людям "без роду и племени"? - Что означает принадлежность купца к определённому роду? Чем, судя по фамилии, торговали его предки? Что наследует человек от своих кровных родственников, кроме имущества? Задание третье. Пунктирной линией подчеркните все имеющиеся эпитеты. (Слайд 7) - Являются ли синонимами определения "молодой" и "удалой"? Каким возрастным категориям соответствует каждое из них? - Что главенствует, в отличие от зрелого возраста, в молодости - ум или чувство, осмотрительность или безрассудство? - Как проявляется удаль в зрелом возрасте? - Случайно ли, что в названии нет никакого указания на возраст царя? Важен ли возраст правителя для подданных? Задание четвёртое. Давайте обобщим наши выводы в опорной таблице и на основе этих обобщений попытаемся предположить, какова сюжетная роль каждого из трёх персонажей.
6. Итоги урока. Итак, сегодня на уроке мы с вами попытались только лишь на основе названия произведения поискать ключи к пониманию его идейного смысла. И я думаю, у нас это получилось. - Попробуйте, опираясь на таблицу, превратить отражённые в ней умозаключения в связное монологическое высказывание. 7. Домашнее задание: - Прочитать поэму. - Правы ли мы были, придя к подобным выводам? Найти доказательства в тексте. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |