Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Сочинение по картине А.П. Рябушкина "Московская девушка XVII века"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Сочинение по картине А.П. Рябушкина "Московская девушка XVII века"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2014.02.26
Просмотров: 1219

Малева Ольга Борисовна, учитель русского языка

Художники пишут глазами любви,
и только глазами любви
следует судить их.
Лессинг

1. Объявление темы, постановка целей и задач урока

2. Сообщение учащегося о А. П. Рябушкине. (Слайд № 1, 2. Приложение)

Рябушкин А.П. (1861-1904) - русский живописец, создатель исторических картин, главным образом воссоздающих московский быт XVII века. Он родился в селе Станичная слобода Тамбовской губернии. Отец и старший брат занимались иконописью, а будущий художник помогал им в работе. В 14 лет мальчик осиротел, но остался при старшем брате, который унаследовал профессию отца. Случай помог Рябушкину стать настоящим художником: его талант заметил студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества А.Х. Преображенский и увез его в Москву, определил в училище. Рябушкин учился у И.М. Пряничникова и В.Г. Перова. В 1882 году художник переехал в Петербург и поступил в Академию художеств. Большую роль в его профессиональной подготовке сыграл преподаватель П.П. Чистяков.

Рябушкин - автор разнообразнейших произведений: иллюстраций, журнальных рисунков, икон, церковных росписей, декоративных панно и живописных работ. Он много путешествовал по России, старинным русским городам - Новгороду, Угличу, Ярославлю, где изучал в музеях местные древности, копировал фрески, писал этюды средневековой архитектуры. Серьезное увлечение русской историей, народным эпосом породили интерес к историческому жанру в живописи. Одна из самых важных задач, которые ставил перед собой художник, – через общий красочный строй полотна раскрыть дух истории.

В последние годы жизни Андрей Рябушкин тяжело болел (туберкулез легких). Врачи советовали поехать в Швейцарию. В 1903 году, возвратившись из непродолжительной и безрезультатной европейской поездки, художник, словно выражая нежность к Родине, пишет одно из своих лучших произведений – “Московскую девушку XVII века”.

3. Знакомство с творческим наследием художника. (Слайды № 3–11)

Русский живописец А.П. Рябушкин посвятил изображению Москвы XVII столетия целый ряд картин.

Все эти картины в настоящее время хранятся в Государственной Третьяковской галерее и в Русском музее.

4. Актуализация впечатлений. Беседа. Грамматическая работа. (Подчеркнутые предложения записываются в тетради для характеристики)

- Чем радуют нас картины художника? (Ответы учащихся)

(Слайд №12)

Национальной самобытностью Московии: нарядами, обрядами, обычаями. (Слайд № 13)

- Охарактеризуйте второе предложение (национальной самобытностью Московии: нарядами, обрядами, обычаями) по наличию грамматических основ; определите строение предложения: двусоставное или односоставное, распространенное или нераспространенное, полное или неполное; установите, осложнено ли данное предложение; объясните знаки препинания.

- Какой обязательно присутствует на полотнах Рябушкина? (Слайды № 14,15)

- Красный.

- Дайте устную характеристику предложению “Красный”.

- Какое лексическое значение имеет слово “красный” в русском языке? Назовите фразеологические обороты с этим словом, растолкуйте их значение. (Слайд № 16, 17)

- Сообщение учащегося по материалам этимологического словаря школьника.

Красный

1. Цвета крови, спелых ягод, яркого цвета мака.

2. Относящийся к революционной деятельности.

3. Употребляется в народной речи и поэзии для обозначения чего-то хорошего, яркого.

4. Употребляется для обозначения наиболее ценных пород, сортов.

Слово “красный” - общеславянское. Суффиксальное производное от слова, которое имело значение “красивый, хороший”. Современное значение слова отмечается в памятниках с начала XVI века. Прилагательное “красный” обозначало в старину то, что сейчас обозначается словом “красивый”. Вспомните слова из старинных народных сказок и песен: красны девки, красный молодец, красное солнышко; поговорку: “Не красна изба углами, красна пирогами”. Красная площадь в Москве была названа так много столетий тому назад потому, что это обозначало “красивая площадь”. В некоторых славянских языках и говорах и сейчас говорят : “красно”, то есть “хорошо, красиво”.

Слово часто входит в состав фразеологических оборотов: красна девица, красный угол, красный диплом, красная рыба, красная срока, красное словцо, красной нитью, красный угол и т. д.

- Уместно ли героиню картины А. Рябушкина назвать красной девицей? Почему?

- Эпитет "красная", помимо значения "красивая", "прекрасная" в данном сочетании включает еще ряд смыслов, связанных с понятиями добра, высоких нравственных качеств.

Наверное, неслучайно красны девицы на картинах Рябушкина одеты в красное. Не только внешняя красота, но и внутренняя, духовная, волнует художника. Его глубокое знание, яркие эмоции, любовное отношение к своему созданию в каждой линии, в каждом мазке кистью! И чуткий зритель не может не проникнуться настроением творца.

- “Пользуются красками, но пишут чувствами”. (Ж.-Б.Симеон Шарден) (Слайд №18 )

Охарактеризуйте данное предложение по наличию грамматических основ; определите строение предложения: двусоставное или односоставное, распространенное или нераспространенное, полное или неполное; установите, осложнено ли данное предложение; объясните знаки препинания.

- “Московская девушка XVII века”. (Слайд № 19)

- Поделитесь впечатлениями от увиденного.

- Картина посвящена девушке-москвичке. По-моему, справедливо будет обратиться прежде всего к образу героини. Опишите костюм девушки. А какую девушку вам проще описать: XVII или XXI века? Почему? Разобраться с названиями одеяния нам помогут ваши одноклассники, заинтересовавшиеся историй женского костюма XVII века.

- Сообщение учащегося. (Слайд № 20-22)

По эстетическим представлениям того времени женщина должна была иметь высокую статную фигуру. Все женские одежды были подчинены этому идеалу и зрительно создавали величественный и статичный образ. Верхние одежды никогда не подпоясывались и застегивались сверху донизу. Почти все одежды были неприталенными, длинными, сшитыми из тяжелых тканей на подкладке. Такая одежда делала фигуру малоподвижной, придавала гордую осанку, плавность походке. По-моему, героиня А. Рябушкина одета в телогрею.

Телогрея по силуэту, форме деталей, тканям напоминала шубку, т. е. рукава играли чисто декоративную роль, были откидные, длинные и узкие. По линии проймы делался прорез для продевания рук. Но телогрея, в отличие от шубки, являлась распашной одеждой с пуговицами или завязками. К телогрее мог пристегиваться меховой воротник. Муфта спасала от холода девичьи руки.

Женщины носили кожаные, сафьяновые, бархатные, атласные сапоги и башмаки. Надо заметить, что до XVII века обувь была без каблуков, которые появились именно в XVII в. Молодая москвичка вышагивает в сапогах на каблуках, что придает ей роста и стати.

Зимой девицы носили высокую шапку, которая называлась столбунец. Низ ее оторачивали бобровым или собольим мехом, а высокий верх делали из шелка. Из-под столбунца выпадали косы с красными лентами. Дело в том, что под столбунец надевали еще повязку, спереди широкую и сзади узкую, которая там же и завязывалась лентами. К девичьим лентам могли пришиваться косники - плотные треугольники из кожи или бересты, обтянутые шелком или расшитые бусами, жемчугом, полудрагоценными камнями. Высокий головной убор, который носил говорящее название “ столбунец”, делает фигуру девушки-москвички величественнее, подчеркивает прекрасную осанку.

- Невольно залюбуешься статной женской фигурой, облаченной в красную телогрею и высокую шапку-столбунец. (Слайд № 23)

Охарактеризуйте данное предложение по наличию грамматических основ; определите строение предложения: двусоставное или односоставное, распространенное или нераспространенное, полное или неполное; установите, осложнено ли данное предложение; объясните знаки препинания.

- “Портрет должен быть картиной и характеристикой лица”. (И.Е. Репин)

- С лица воды не пить (поговорка). (Слайд № 24) Растолкуйте значение поговорки.

Охарактеризуйте данное предложение по наличию грамматических основ; определите строение предложения: двусоставное или односоставное, распространенное или нераспространенное, полное или неполное; установите, осложнено ли данное предложение.

- Опишите лицо героини.

- Сообщение учащегося. (Слайд № 25, 26)

По эстетическим представлениям того времени женщина должна была иметь белое лицо с ярким румянцем и соболиными бровями. Современному человеку, я думаю, будут интересны наблюдения Адама Олеария (немецкого путешественника и ученого XVII века):

Женщины среднего роста, в общем красиво сложены, нежны лицом и телом, но в городах они все румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провел по лицу их и кистью выкрасил щеки в красную краску. Они чернят также, а иногда окрашивают в коричневый цвет, брови и ресницы. Но это беление и румянение было, надо полагать, лишь городской и, главным образом, столичной модой”.

Героиня Рябушкина, на мой взгляд, соответствует представлениям о красоте того времени: она белолица, черноброва, румяна. Несколько надменно приподнятое лицо говорит о высокой самооценке и девической гордости.

- Согласитесь, когда смотришь на картину, создается иллюзия стремительного движения. Опишите положение героини.

- Необыкновенное внимание Рябушкин уделяет характеру и ритму движения. Стройная женская фигурка в красном, вся устремленная вперед, словно летит, сапожки едва касаются земли, лента развевается, подчеркивая ритм движения. Горделиво вздернутый подбородок говорит о чувстве собственного достоинства и целеустремленности девушки.

- Невозможно проникнуться настроением и атмосферой картины, почувствовать эпоху, не обратившись к фону, к заднему плану полотна. Что видите? Какое время года запечатлено на картине? Какие краски создают настроение картины? (Слайд № 28)

- Не стремясь к документальности, Рябушкин передаёт убедительный облик одной из улиц “деревянной” Москвы, её особую атмосферу с неизменным силуэтом храма, незамысловатостью построек, тонко использует пейзажные мотивы.

Ясный зимний денек, пронзительная голубизна неба, прозрачный морозный воздух, скрип снега под каблучками стремительной москвички, следы полозьев, оставленные быстрыми санями… Легкая палитра красок завораживает, вызывает ощущение праздника. (Слайд № 29)

- Палитра?

- Палитра – подбор цветов, характерный для живописной манеры данного художника. (Слайд № 30)

Легкий голубой, богатый красный, черный, золотисто-коричневые и серовато-розовые тона создают настроение картины.

- “Живопись - это искусство, при помощи которого художник изображает страсть через черты лица и положение тела и волнует зрителя своим отношением к сюжету, сочувственным или ироническим”. (Стендаль). (Слайд № 31) Прокомментируйте цитату.

Как же автор относится к своей героине? (Слайд № 32)

5. Подведение итогов урока

- Перечитайте эпиграф к уроку. Чем стало для вас знакомство с художником и его творением? Какие чувства вызвала картина? Чем полезен оказался урок?

- Андрей Петрович Рябушкин – один из самых ярких русских исторических живописцев. Благодаря ему, в XXI веке приоткрылась дверь в XVII век. Колоритный образ москвички XVII века, яркость и одновременно легкость красок, несколько ироничное, но доброе и уважительное отношение к героине… Художник подарил нам красоту иной, далекой жизни; жизни, противостоящей суетности, стяжательству, пошлости современности.

“Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы научимся, а в том, какими мы, благодаря ему становимся”. (О. Уайльд) (Слайд № 33)

Домашнее задание: сочинение по картине А. П. Рябушкина “Московская девушка XVII века”.

Примечания

Готхольд Эфраим Лессинг (1729–1781) - немецкий драматург, теоретик искусства и литературный критик-просветитель. Основоположник немецкой классической литературы.

Жан Батист Симеон Шарден (1699–1779) - французский живописец.

Илья Ефимович Репин (1844–1930) - русский художник, живописец, мастер портретов, исторических и бытовых сцен.

Оскар Уальд (1854–1900) - английский писатель.

Стендаль (1783–1842) - французский писатель.

Использованные материалы

1. http://art-rus.narod.ru/gal1/photo4.htm. Картины по русской истории.

2. http://www.artscroll.ru/page.php?id=6909&comments=1

3. http://1584.allrpg.info/index.php?kind=5&id=2502. Грозный час: Костюмы, доспехи и вооружение. Московиты, женский костюм

4. http://ruart.syrykh.net/slovar.html. С. К. Жегалова, Русская народная живопись.

5. http://narjad.narod.ru/books/Korotkova_istoria_kostuma/4.htm. История костюма. Древнерусская красавица.

6. Механикова В. М. Андрей Петрович Рябушкин. 1861-1904. Л., 1989.

7. 50 биографий мастеров русского искусства. Л., Аврора. 1970.

8. Сычева Г. Н. Этимологический словарь школьника. – Ростов н/Д.:”Издательство БАРО-ПРЕСС”, 2006.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21