Преподавание русского языка "Основные аспекты культуры речи" (урок-исследование. 10-й класс, русский язык)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1283 Дарьина Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы Ход урока Учитель: - Внимание, на экран! На экране кадр из кинофильма Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию": Милославский: - Положь трубку! Бунша: - Не положу! Милославский: - Ложи трубку, сказал!: Попрошу очистить царский кабинет. Учитель: На что вы обратили внимание? Чему вы улыбались? Создана комическая ситуация: в речи героев допущены ошибки. Их речь нельзя назвать ни правильной, ни хорошей. Вопрос. Какие требования предъявляются к хорошей речи?
В. А в чем выражается неточность речи, её засоренность, бедность? Что мы имеем в виду, когда говорим, что речь неточная. - Люди делают речевые ошибки. - Таким образом, сделаем вывод - что же такое речевые ошибки? Речевые ошибки - это проявление неточности речи, её засоренности, бедности и невыразительности. Такие ошибки возникают в результате нарушения лексических, стилистических и грамматических норм языка. В. Что может являться причинами речевых ошибок? - Причинами речевых ошибок могут являться незнание точных значений слов, их стилистических характеристик, правил сочетаемости, неразличение паронимов, неумение пользоваться синонимическими возможностями языка и его стилистическими ресурсами в соответствии со сферой и ситуацией общения. Неслучайно М.В.Ломоносов в своей "Риторике" приводит нам такой пример (поскольку суть стилистики - сказать одно и то же по - разному): Робкая дева трепещет. Трусливая девка дрожит. (Ломоносов. Риторика) В. В результате чего возникают грамматические ошибки? - Грамматические ошибки возникают в результате нарушения грамматических норм литературного языка, т.е. нарушения правил образования слов и форм слов, а также норм словообразования. В. Почему люди в большинстве своём не задумываются о какой-либо литературной норме, о том, что они совершают ошибки? - Им кажется это нормой, потому что так говорят все. Чем мы будем заниматься на уроке? Определим цель. Цели и задачи урока: Ребята, сегодня нам предстоит поработать не только над классификацией речевых и грамматических ошибок. Наша задача заключается даже не в определении этих речевых ошибок, а в умении их видеть, замечать, не допускать, как можно более в корректной форме поправлять человека и постоянно работать над своей речью, следить за правильностью речи, точностью. В. А как вы думаете, какие ошибки чаще всего встречаются? Вы провели исследовательскую работу- наблюдение за речью граждан, жителей Северодвинска. Ребята в течение месяца исследовали речь горожан Северодвинска: записывали фразы, услышанные в транспорте, магазине, на рынке, в гимназии, в бытовой ситуации и т. д., содержащие речевые ошибки. В этих конвертах - богатый материал, собранный вами, но распределённый по моему усмотрению. (Учащиеся класса разбиты на 3 группы. Каждой группе выдан конверт с заданиями). Практическая часть урока. Ваша задача - каждый, работая в группе, должен найти ошибку, исправить её, классифицировать. I группа будет исправлять речевые ошибки, II - грамматические, III - орфоэпические. За 10 минут все предложения нужно будет записать в исправленном виде, классифицируя ошибку. Итак, Двадцать девятое октября. Классная работа. Тема: :. В тетради записывается исправленный вариант и классифицируется ошибка (письменно). Затем каждая группа представляет свою работу. (В каждой группе выбран командир, корректирующий и оценивающий всю работу группы) Речевые нормы. (1 - я группа)
Учащиеся всех групп после получения задания записывают правильный вариант в тетради и выбранный командиром ученик озвучивает ответ (учащиеся 2-х других групп могут дополнять, корректировать и т.д.) Грамматические нормы. (2 - я группа.) (Учащийся 2-й группы подготовил индивидуальное задание - презентацию о речевых ошибках А.С.Пушкина (см. Приложение 1, слайд1) Вступление учителя к ответам ребят: - обратим внимание на эпиграф:
:Вот уже 16 лет, как я печатаю, и критики заметили в моих стихах 5 грамматических ошибок (и справедливо).
Я всегда был им искренне благодарен и всегда поправлял замеченное место. - Вдумайтесь, Пушкин! И тем не менее, Пушкин правил по много раз свои рукописи, добиваясь, чтоб фраза была точной, лаконичной и красивой. Перейдем к заданию 2-й группы. (Исправление грамматических ошибок.) Грамматические нормы. Новое поступление чулок и носок. (чулок и носков) Работа должна быть закончена к первому августу. (ошибочное словообразование - августа). По плану на этом участке будут построены многоэтажные дома, напротив них будет разбит сквер. (неправильно образована форма местоимения) Требуется диспетчерша для работы в режиме такси. (ошибки в образовании форм рода). Кто нашел утерянный паспорт, верните за вознаграждения (ошибки в образовании форм числа). Стало более красивее . (ошибка в употреблении сравнительной степени наречия) Не допускать этот материал на страницы печати и телевидения. (ошибка в построении предложения с однородными членами). Работая над сочинением, сначала составляются тезисы. (неправильное употребление деепричастного оборота). С тех пор прошли 20 лет. (Нарушение согласования). С двухстами рублями в кармане.(Правильный вариант - с двумястами). Уже без двадцать восемь. (Самая типичная ошибка северодвинцев - неправильное употребление падежной формы: правильный вариант - без двадцати пяти.) Оплатите за проезд. (Или оплатите проезд или заплатите за проезд.) Орфоэпические ошибки. (3 - я группа).
- Теперь хотелось бы узнать, насколько эта тема усвоена вами. Не секрет, что такого рода задания есть в ЕГЭ, а т.к. мы с вами работаем на перспективу, я предлагаю вам выполнить следующее задание. Тест из ЕГЭ - презентация (на экране).(Приложение1) В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1. СоздалАСЬ 2. ДОлжностей 3. ИзогнУтый 4. ЗвОнит В каком предложении вместо слова вечный нужно употребить вековой?
Вывод: Ребята! Цель нашей с вами работы - это не только заметить ошибку, исправить или не допустить. Мы проанализировали, насколько опасно такое небрежное отношение к языку. Северодвинск - культурный, молодёжный город. Не хочется, чтобы дети слышали неграмотную речь. Ведь бывают даже ситуации, что иностранцы, посетившие наш город, не понимают нас из-за неправильно построенных фраз. Можем ли мы считать эту тему законченной? Любой грамотный, образованный человек не должен допускать ошибок. Не должен! Д/З. В качестве домашнего задания предлагается сочинение - рассуждение "Зачем говорить правильно, когда итак тебя все понимают. " Примечание. Во время работы группы командир следит за ответами учащихся и оценивает их к концу урока. Также в ходе урока наиболее активные учащиеся оцениваются учителем. В конце урока тетради с выполненными заданиями сдаются на проверку. В Приложении 2 даны варианты заданий всех трёх групп. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |