Преподавание русского языка Уроки речеведения при изучении темы: "Настоящее время глагола"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2014.02.19 Просмотров: 1163 Алексеева Ольга Владимировна, доцент кафедры общего языкознания и методики преподавания русского языка Проблема повышения коммуникативной компетенции учащихся является актуальной в школьной практике. Под коммуникативной компетенцией мы понимаем осведомлённость школьников в особенностях функционирования родного языка, осведомленность в правилах построения текста и отборе языковых средств. К области коммуникативной компетенции относится и вопрос употребления единиц языка в речи. Функциональный подход к изучению единиц языка раскрывает возможности грамматических форм в создании текста. В художественном тексте грамматические формы, помимо своего основного назначения – быть средством коммуникации, сообщения, несут дополнительную нагрузку, являясь художественным средством изображения действительности. Большие возможности в указанных аспектах имеет глагол. При изучении единиц языка на основе функционального подхода реализуется единство “формы – значения – функции”, образующее теоретические основы научной концепции курса русского языка в школе. Рассмотрим “речевые фрагменты” темы “Настоящее время глагола”. 1 этап. Целевая установка этапа состоит во введении понятия текстообразующая роль глаголов настоящего времени в тексте-повествовании (в том числе в репортаже) и выразительно-изобразительная роль данной формы в рассказе о прошедших событиях. Речевой фрагмент № 1 – Сравните два текста. Определите их стилевую принадлежность. Текст 1 Охота продолжается. Мои собаки берут след зайца и гонят косого. Я жду на дорожке. Не понимаю, что происходит: собаки гоняют по вырубке, а заяц не выбегает. Текст 2 Раз со мной на охоте такой случай был. Нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я наперерез. Стал на дорожке и жду. Гоняют мои собаки по вырубке, а заяц все не выбегает. Подождал я и пошел на полянку посмотреть, в чем дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. (По Г. Скребицкому) Учащиеся относят первый текст к публицистическому стилю (репортаж), второй – к художественному стилю (рассказ). – В каком времени употреблены глаголы в репортаже? Какую функцию они выполняют? (Глаголы в настоящем времени выполняют текстообразующую функцию: организуют сюжет повествования.) – В каком времени употреблены глаголы в рассказе о прошедших событиях? (Глаголы в прошедшем времени и в настоящем времени.) Составление типологической схемы строения текста. Графу "Особенности употребления глагольных форм" делим на две части: глаголы прошедшего времени, глаголы настоящего времени. Анализ текста
– Какую функцию выполняют в тексте глаголы прошедшего времени? (Глаголы прошедшего времени совершенного вида организуют развитие сюжета – текстообразующая функция.) – Определим функции глаголов настоящего времени. Обратим внимание на чередование форм прошедшего и настоящего времени в тексте. Можно ли сказать, что при употреблении форм настоящего времени нарушается динамика развития действия? (Нет, действие развивается поступательно, динамично.) – Следовательно, мы можем говорить о смене прошедшего времени настоящим в рассказе как средстве развития авторской мысли, движения сюжета, значит, глаголы настоящего времени в рассказе о прошедших событиях выполняют текстообразующую функцию. Вывод. Глаголы настоящего времени в тексте-повествовании выполняют вместе с глаголами прошедшего времени текстообразующую функцию. – Назовите глаголы настоящего времени, которые подтверждают авторское присутствие в тексте. (Жду, гляжу, не пойму.) – Определите лицо этих глаголов. (1-е лицо.) – На что указывают глаголы 1-го лица? (Действие производит говорящий.) – Определите место употребления глаголов 1-го лица в тексте. (Стал и жду – последовательные действия, гляжу – начало эпизода, вышел и не пойму – последовательные действия.) Вывод. Глаголы 1-го лица настоящего времени в рассказе о прошедших событиях являются знаками авторского присутствия в тексте, связывают части повествования, то есть выполняют текстообразующую функцию. – Обязательно ли было автору употреблять в тексте формы настоящего времени, ведь речь идет о прошедших событиях? Давайте проведем эксперимент: заменим глаголы настоящего времени глаголами прошедшего времени. Вариант трансформации текста: Гоняли собаки по вырубке, а заяц все не выбегал. Подождал я и пошел на полянку посмотреть, в чем дело. Увидел: собаки носились по кустам, нюхали землю, никак в заячьих следах не могли разобраться. – Прочитаем измененный текст. Возможна такая замена? (Да.) – А какой текст выразительней? Почему? (Выразительней текст с глаголами настоящего времени. Глаголы настоящего времени оживляют повествование, будто сами участвуем и все видим своими глазами. Все происходит как бы на наших глазах.) – Обратим внимание на место глаголов настоящего времени: они "рассыпаны" по тексту или организуют фрагмент текста? (Глаголы "гоняют, не выбегают" вкраплены в повествование эпизода, глаголы "носятся, нюхают, не разберутся" организуют эпизод.) – Как вы полагаете, при изложении замена глаголов настоящего времени глаголами прошедшего времени будет ошибкой? Считаем важным ввести понятие синонимии грамматических форм глаголов настоящего времени и глаголов прошедшего времени совершенного вида в тексте-повествовании о прошедших событиях. Формы отличаются стилистически: глаголы настоящего времени экспрессивны, глаголы прошедшего времени совершенного вида нейтральны. Поэтому правильным ответом на поставленный вопрос считаем следующий: указанная замена ошибкой не будет – будет недочетом, так как в этом случае неадекватно передан авторский замысел. Вывод. Глаголы настоящего времени в рассказе о прошедших событиях выполняют выразительно-изобразительную функцию: они оживляют повествование, актуализируют эпизод. – Итак, глаголы 1-го лица как знаки авторского присутствия в тексте, формы настоящего времени как художественное средство воссоздания реальности происходящего – реализация авторского замысла актуализации отдельных действий, эпизодов. Есть ли в тексте еще "следы" автора? Обращаем внимание учащихся на глаголы, которые не факты сообщают (содержательно-фактуальная информативность), а передают чувства (содержательно-концептуальная информативность.) К таким глаголам в тексте относятся "притаился" (спрятался, стараясь быть незаметным), "впились" глазенки (глубоко проникли, до самой души), "просят" глазенки (это взгляд извинительный – обращение с просьбой). – Обратим внимание: эти глаголы – притаился, впились, просят – передают не только информацию о событии, но и понимание происходящего автором, его оценку. Эти важные глаголы помогают автору донести до читателя (слушателя) основной смысл рассказа. Заяц поразил его человеческим поведением: осмысленность взгляда и позы, стремление к установлению общения – все это в длинноухом зверьке необычно и тронуло охотника. Неожиданное окончание охоты было вызвано не только жалостью к зверьку, но чувством уважения – да! – к смышленому зайцу. Как можно назвать рассказ, чтобы просматривалась основная мысль? (Смышленый заяц.) Вывод. В тексте важно увидеть "знаки" авторского присутствия и воспроизвести их при репродукции. К "знакам" авторского присутствия относятся:
Данный фрагмент урока включает еще один компонент – презентацию модели текста "повествование с глаголами в настоящем времени". 2 этап. Целевая установка этапа заключается в формировании умений опознавать глагольные формы настоящего времени в их текстообразующих функциях,обосновывать выбор автором языковых средств в соответствии с замыслом. Речевой фрагмент № 2 – Определите глагольные формы, которые использованы в данном тексте. Какова их функция? ПРИТЧА Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: "Они еще зеленые!". При ответе на вопрос учащиеся называют формы глаголов прошедшего времени совершенного вида (увидела, хотела добраться, не смогла, сказала), которые организуют сюжет повествования, и глаголы настоящего времени (не могут добиться, винят), организующие мораль, то есть фрагмент рассуждения – утверждения истины, всем известного положения. Функция глаголов настоящего времени в притче – текстообразующая. 3 этап. Целевая установка этапа – формирование умения употреблять глагольные формы настоящего времени в их разнообразных функциях в тексте. Речевой фрагмент № 3 Творческий диктант Задание: при записи текста с целью оживления повествования введите в рассказ о прошедших событиях глаголы настоящего времени. ПАСТУХ И ЛИСЕНОК Старого деревенского пастуха Василия Ивановича угостили копченым лещом. Когда пригрело солнце и коровы легли на траву, пастух расстегнул ворот синей рубашки, снял старую шляпу, сел на ствол поваленной березы и занялся лещом. Лещ был жирный, вкусно попахивал ольховым дымком, золотистая кожа легко отдиралась. Пастух почмокивал, обсасывал каждую косточку и кидал за плечо. Вдруг он услышал, что за спиной кто-то хрустел. Василий Иванович повернулся – лисенок. И хрустел он лещовыми косточками. Круглые голодные глаза глядели тревожно, смуглый нос заострен, вся фигура длинная, тощая, плоская. (По В. Бочарникову) На этапе подготовки к творческому диктанту отрабатываем алгоритм способа действия: 1. Составление типологической схемы строения текста. Поэтапное выполнение действий алгоритма организует ход рассуждений учащихся. Анализ текста
Данная модель: повествование в прошедшем времени с описанием в прошедшем времени. Заданная модель: повествование с глаголами в настоящем времени (так как именно глаголы настоящего времени оживляют повествование.) Варианты трансформации: а) можно заменить глаголы прошедшего времени глаголами настоящего времени в одном (двух) эпизодах – “Обед у березы”, “Нежданный гость”, “Приглашение к обеду” с целью актуализации эпизода; б) глаголы прошедшего времени несов. вида синонимичны глаголам настоящего времени при создании описания, следовательно, с целью оживления повествования можно дать описание леща (или описание действий пастуха) в настоящем времени. Самые распространенные варианты ученических трансформаций – глаголы настоящего времени в эпизоде “Обед у березы” и в описании действий пастуха. Сравним ученические варианты трансформации с авторским обоснованием выбора форм настоящего времени в тексте. Обусловленность употребления настоящего исторического в сочетании с прошедшим временем в данном тексте относится к области актуального членения предложения. Контраст прошедшего времени и настоящего исторического используется для подчеркнутого противопоставления исходного пункта и ядра высказывания (данного и нового). Тем самым достигается особый стилистический эффект пластичного и живого повествования. Данное в тексте представлено прошедшим временем, а новое – настоящим историческим: угостили, сел, занялся, обсасывал и кидал, услышал, повернулся – хрустит, глядит (в части “Нежданный гость”). Во фрагменте “Приглашение к обеду” глаголы-действия лисенка употребить в форме настоящего времени невозможно (отпрянул, не убежал, схватил, проглотил) в связи с необходимостью выразить способ действия, связанный лишь с совершенным видом. Итак, учащиеся знакомятся с обоснованием выбора форм настоящего времени в тексте, которое связано с актуальным членением предложения. Данное в тексте выражают глаголы прошедшего времени, новое – настоящего времени. При функциональном подходе к изучению грамматики происходит постепенное становление, усложнение и совершенствование формируемых умений: от умений учебно-языкового типа, связанных со способностью узнавать, различать, группировать глагольные формы в их текстообразующих и выразительно-изобразительных функциях, к коммуникативным умениям обосновывать выбор тех или иных грамматических форм в соответствии с авторским замыслом и воспроизводить глагольные формы в их разнообразных функциях в тексте, который используется в двух аспектах: как база для усвоения единиц языка и речи и как модель семантических типов речи. Подведем итоги работы по теме "Настоящее время глаголов": 1. Освоены модели текстов:
2. Содержание обучения включало: а) ознакомление с текстообразующими и выразительно-изобразительными функциями глаголов настоящего времени;
в) формирование умения обосновывать выбор глагольных форм авторским замыслом; Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |