Преподавание литературы Урок по литературному чтению в начальной школе "Русские писатели"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2014.02.17 Просмотров: 1095 Бочкарь Вера Викторовна, учитель начальных классов Оборудование:
Ход урока 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы, цели. Полностью оформленная доска. 3. Вступительное слово учителя: На уроках литературного чтения во втором классе мы изучаем много произведений. Некоторые из них веселые, некоторые грустные, некоторые очень поучительные. Мы учим наизусть, читаем по ролям, пересказываем, и, конечно, знакомимся с их авторами. Сегодня на уроке мы еще раз поговорим о некоторых русских писателях и о произведениях, которые они написали. 3.1. А теперь продолжите мое стихотворение:
А.С. Пушкин! Когда впервые каждый из нас услышал это имя? Может быть, в колыбели, когда слушали пение бабушки? Или лёжа в кроватке, слушая дивные сказки мамы? 3.2. Перед изучением произведений мы всегда говорим об авторе, узнаем его биографию. Вспомнить биографию А.С. Пушкина поможет мне К.К.(выступление ученика класса)
Выступление ученика № 1. А.С. Пушкин(1799-1837). Родился в Москве, где прошло все его детство. Родился в семье, где не было особенной любви и теплоты. У него была сестра Ольга и брат Левушка, любимец семьи. Пушкин очень много времени проводил с бабушкой и с няней Яковлевой Ариной Родионовной. Нелюбимый ребенок в семье, он воспитывался французскими гувернерами-учителями, рано научился читать, много времени проводил в богатой библиотеке своего отца. В раннем детстве начал писать стихи. В 12 лет мальчика отдали учиться в лицей в Царском селе. Учился он очень неровно, любил литературу и русский, и терпеть не мог математику, всю тетрадь изрисовывал карикатурами одноклассников и исписывал набросками стихов. Уже в годы учебы и товарищам и учителям было ясно, что призвание Пушкина- литература. Все мы знаем стихи Пушкина, его прекрасные сказки. 3.3.Учитель: Для того, чтобы почувствовать атмосферу того времени, когда жил и писал А. С. Пушкин, мы покажем вам композицию, подготовленную ребятами нашего класса. ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ Ученица №2 (в костюме няни): Одним из самых любимых людей в жизни Пушкина была его няня, Яковлева Арина Родионовна, неграмотная простая деревенская женщина. Именно ее песни и сказки отразятся в будущих произведениях писателя (садится за стол, берет клубок и спицы и вяжет). Ученик №3 (чтение стихотворения с места)
Ученик №4 (чтение стихотворения у доски)
Ученик №2. Да, няня была близким и дорогим человеком для Пушкина, сильно его любила и повлияла на его творчество. Памятники Арине Родионовне стоят во многих городах России. А вот насколько хорошо вы знаете сказки А.С.Пушкина, сейчас проверит С. К. (ученица класса), которая подготовила для вас викторину и сама ее проведет. Выступление ученика №5 . Но не только стихи и сказки писал А.С. Пушкин, а еще и поэмы. Небольшой отрывок подготовил сегодня для нас Я.А. Выступление ученика №6.
3.4. Жизнь А.С. Пушкина оказалась короткой, ее прервала трагическая гибель. Выступление ученика №1 (окончание). В феврале Пушкин венчается в Москве с Натальей Николаевной Гончаровой, которую он очень любил. Весной они переселяются в Петербург. На дуэли с французом Дантесом, жестоко оскорбившем поэта и его жену, Пушкин был тяжело ранен. Говорят, что сегодняшняя медицина не дала бы поэту умереть, но тогда рана оказалась смертельной. 10 февраля 1837 года жизнь великого поэта оборвалась. Пушкин входит в жизнь каждого человека с детских лет. Трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательные произведения этого великого русского поэта. Ещё при жизни его называли "незаходящим солнцем русской поэзии". Прошло более 170 лет с тех пор как погиб поэт, а наша любовь к нему не ослабевает, стихи его становятся нам всё ближе. 4. Мы продолжаем говорить о русских писателях и вспомним И.А. Крылова. 4.1. Начнет Н.М, которая подготовила биографию. Выступление ученика №6. 4.2. Крылов писал басни, а это особые произведения.
Фронтальная беседа: - Кто является героями басен? - Как автор их описывает? Какими качествами наделяет? - Какая самая главная особенность басен? Что в ней обязательно присутствует? Что такое мораль? 4.3. И одну басню сегодня приготовил для вас В.Т. Выступление ученика №7.
4.4.Басен И.А. Крылов написал много. А вот насколько хорошо вы их знаете, я проверю после того, как вы выполните задание на карточке. Соедините отрывок из басни с ее названием. Индивидуальная работа детей с карточками-заданиями.
Совместное обсуждение полученных результатов. 4.5. Выступление ученика №6 (завершение). И.А. Крылов прожил долгую и интересную жизни и оставил много замечательных произведений, которые мы с вами с удовольствием изучаем. 5. Мы продолжаем наш разговор и вспомним еще одного замечательного русского писателя Л.Н. Толстого. 5.1. Выступление ученика №7 (биография). Родился в богатой дворянской семье под Тулой в собственном имении матери, под названием Ясная Поляна. Не было мальчику и 2х лет, как его мама умерла и, а затем, через несколько лет умер и отец. И тогда его вместе с другими детьми взяли на воспитание дальние родственники. Выучился. Женился на молодой девушке Софье, которую очень любил. И она стала его самым верным другом и главной помощницей в его творчестве. У них родилось 13 детей. Толстой написал много произведений для взрослых, а для детей писал сказки, басни, рассказы: 5.2. Учитель. Викторина (узнай рассказ по отрывку) Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему: куда ты, Филиппок, собрался? - В школу. - Ты еще мал, не ходи,- и мать оставила его дома. Ребята ушли в школу. Отец еще с утра уехал в лес, мать ушла на поденную работу. Остались в избе Филиппок да бабушка на печке. Стало Филиппку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашел, взял старую, отцовскую и пошел в школу. "Филиппок" Вдруг с палубы кто-то крикнул: "Акула!" - и все мы увидали в воде спину морского чудовища. Акула плыла прямо на мальчиков. - Назад! назад! вернитесь! акула! - закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче прежнего. Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей. Матросы спустили лодку, бросились в нее и, сгибая весла, понеслись что было силы к мальчикам; "Акула" Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. "Пожарные собаки" Были брат и сестра - Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали ее везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали, над головой что-то мяучит тонкими голосами. "Котенок" Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. "Старый дед и внучек" 5.3. Чтение рассказа " Филиппок" по ролям. Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему: куда ты, Филиппок, собрался? - В школу. - Ты еще мал, не ходи,- и мать оставила его дома. Ребята ушли в школу. Отец еще с утра уехал в лес, мать ушла на поденную работу. Остались в избе Филиппок да бабушка на печке. Стало Филиппку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашел, взял старую, отцовскую и пошел в школу. Школа была за селом у церкви. Когда Филипп шел по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филиппок бросился бежать, собаки за ним. Филиппок стал кричать, споткнулся и упал. Вышел мужик, отогнал собак и сказал: -куда ты, постреленок, один бежишь? Филиппок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух. Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе слышны гудят голоса ребят. На Филиппка нашел страх: что, как учитель меня прогонит? И стал он думать, что ему делать. Назад идти - опять собака заест, в школу идти - учителя боится. Шла мимо школы баба с ведром и говорит: все учатся, а ты что тут стоишь? Филиппок и пошел в школу. В сенцах снял шапку и отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали свое, и учитель в красном шарфе ходил посередине. - Ты что? - закричал он на Филиппка. Филиппок ухватился за шапку и ничего не говорил. - Да ты кто? - Филиппок молчал. - Или ты немой? - Филиппок так напугался, что говорить не мог. - Ну так иди домой, коли говорить не хочешь. - А Филиппок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик. - Это Филиппок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришел в школу. - Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу. Учитель стал показывать Филиппку буквы, а Филиппок их уж знал и немножко читать умел. - Ну-ка, сложи свое имя. - Филиппок сказал: хве-и-хви, -ле-и-ли, -пеок-пок. - Все засмеялись. - Молодец,- сказал учитель. - Кто же тебя учил читать? Филиппок осмелился и сказал: Костюшка. Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий! - Учитель засмеялся и сказал: а молитвы ты знаешь? - Филиппок сказал: знаю,- и начал говорить Богородицу; но всякое слово говорил не так. Учитель остановил его и сказал: ты погоди хвалиться, а поучись. С тех пор Филиппок стал ходить с ребятами в школу. 5.4. Чтение учителем басен Толстого. Обсуждение. 6. Итог урока: Я думаю, что книги с произведениями таких замечательных людей и прекрасных, интересных писателей должны обязательно стоять на полке книжного шкафа в каждом доме. А если пока их у вас нет, вы можете сходить в библиотеку и, взяв книгу, перечитать то, что особенно нравится или познакомиться с чем-то новым. Список литературы. 1. А.С. Пушкин "Руслан и Людмила". 2. А.С. Пушкин, сборник стихов. 3. А.С. Пушкин, сказки. 4. И.А. Крылов, басни "Мартышка и очки", "Стрекоза и муравей", "Слон и Моська", "Ворона и лисица", "Лебедь, рак и щука". 5. Л.Н.Толстой, басни. 6. Л.Н.Толстой "Акула", "Пожарные собаки", "Филиппок", "Старый дед и внучек", "Котенок". Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |