Преподавание литературы Урок литературы по теме "Юные герои и воинствующие приведения в рассказе О.Уайльда "Кентервильское привидение"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2014.02.15 Просмотров: 1180 Слепухина Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы; Джунусова Нина Александровна, учитель русского языка и литературы Цели:
Методические приёмы: слово учителя, беседа, мини-исследование стиля О.Уайльда, чтение наизусть, инсценирование. Ход урока I. Организационный момент (приветствие класса) II. Слово учителя. Природа щедро наградила О. Уайльда литературным талантом. Стремясь создать собственный неповторимый “стиль жизни”, писатель изобрёл для себя необыкновенный костюм из бархата и шёлка, подражая одеяниям молодых людей эпохи Возрождения. Он появлялся в обществе, держа в руках лилию или подсолнечник, которые в то время считались эмблемами красоты. Пусть сегодня атрибутами нашего урока станут любимые искусственные цветы О. Уайльда. Уайльд считал, что при существующих условиях жизни единственно ценной реальностью становится красота. Таково было жизненное кредо английского писателя. Читая рассказ “Кентервильское привидение” можно заметить, что он высоко ценил не только красоту, но и подлинную доброту и здравый смысл. Чтобы в этом убедиться, почувствовать, услышать, а может быть, даже и увидеть, давайте обратимся к теме нашего урока. III. Тема, цель урока. Учитель: Открыли тетради, записали тему урока. Для реализации наших целей я предлагаю вам посетить Кентервильский замок и воочию всё увидеть. 1. Выразительное чтение отрывка из рассказа (Вахитов А.) “Был прекрасный июльский вечер, и воздух был наполнен теплым ароматом соснового леса. Изредка до них доносилось нежное воркование лесной горлицы, упивавшейся своим голосом, или в шелестящих зарослях папоротника мелькала пёстрая грудь грудь фазана. Крошечные белки поглядывали на них с высоких буков, а кролики прятались в низкой поросли или, задрав белые хвостики, улепётывали по мшистым кочкам. Но не успели они въехать в аллею, ведущую к Кентервильскому замку, как небо вдруг заволокло тучами и странная тишина сковала воздух. Молча пролетела у них над головой огромная стая галок, и, когда они подъезжали к дому, большими редкими каплями начал накрапывать дождь”. 2. Беседа. - Ребята, объясните композиционную постановку данного эпизода в рассказе? Зачем нужен этот эпизод? (что-то здесь не так, что-то должно произойти.) - Какой художественный приём использует автор, чтобы показать резкий контраст событий? Докажите текстом. (антитеза “противопоставление”). Вывод: мы видим, что замок необычный. Нашим героям необходимо чего-то опасаться. Давайте познакомимся с героями. Учитель: Рассматривать будем только юных героев и привидение, так как между ними происходят разногласия: близнецы не просто дурачат духа, а издеваются над ним. IV. Работа с текстом. Понятие литературного героя. - Вспомним, кого мы называем героем? (Герой – участник событий в художественном произведении.) - А как ещё можно его назвать? Давайте подберем к этому слову синонимы. (персонаж, действующее лицо). - Обратимся к тексту. Найдите, как автор описывает близнецов. - Теперь вспомните свои предположения о том, что в замке что-то должно произойти. Как впервые появилось действие “потусторонних сил”? (случай с кровавым пятном) - Какие ассоциации возникают у вас со словом “привидение”? (что-то ужасное, жуткое, необъяснимое, таинственное) V. Работа со словом. Этимология слова. ПРИВИДЕНИЕ, ПРИЗРАК – из ст/сл. яз. от зракъ “вид”, зьрети “смотреть, видеть”, т.е. то, что привиделось. - Как автор даёт описание духа? Текст. - На самом деле такое привидение, как показывает его О. Уайльд? Ответить на этот вопрос нам помогут наши исследователи: Настя и Дима. Им необходимо было проанализировать образ привидения. Дадим им слово. Романова Анастасия: “Автор говорит о призраке как о живом. Докажем это примерами из текста: перебирал в уме свои лучшие роли; морщился от боли, разбил колени и пальцы правой руки; закрыл побледневшее лицо длинными костлявыми руками. Само собой разумеется, ужасно испугался и спрятал голову под одеяло. Дух чувствовал себя разбитым. Его нервы были в конец расшатаны. Однажды он поскользнулся и сильно расшибся; слёг от простуды”. Учитель: Автор подчеркивает человеческое в привидении. Если он как человек, значит должен испытывать чувства? Подовалов Дмитрий: “С появлением семьи Отис он испытывает чувство самоупоение при воспоминании о своих ролях; затем возмущение от того, что его не боятся; унижения, но только поначалу; ярость, жесточайшую тоску; ужасный испуг; злость на близнецов, панический страх перед ними; обиду, безнадёжное отчаяние, глубокую грусть; удивление от того, что Вирджиния решила с ним заговорить; радость… ”. Учитель делает запись на доске. ПРИЗРАК= ЧЕЛОВЕК
Вывод: Обратите внимание, ни один из героев не имеет того в описании, что пришлось испытать привидению. Возьмите это себе на заметку. Учитель: - Продолжая наш разговор о героях, скажите, почему дух больше всего затаил злобу на близнецах? Чем отличается от своих братьев Вирджиния? - Я предлагаю подслушать разговор Вирджинии и привидения. VI. Сценка “Разговор с привидением”. (автор - Киселёв Д.; Вирджиния - Гордеева Ж.; привидение – Белянкин А)
VII. Обсуждение. Беседа: - Что значил для привидения разговор с Вирджинией? (Он надеялся обрести покой). - А что для Вирджинии значил разговор с привидением? (“Я ему стольким обязана! Он открыл мне, что такое Жизнь и что такое Смерть и почему Любовь сильнее Жизни и Смерти”). - Выдержала ли испытание Вирджиния? (Да, она проявила мужество, решительность, чувство сострадания, великодушие, т.е. истинную внутреннюю добрату). VIII. Итоги урока. Итак, рассмотрев образы юных героев и привидения, мы должны ответить на главный вопрос: какое место наши герои занимают в сюжете произведения? ПРИЗРАК=ЧЕЛОВЕК=ГЛАВНОЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО
Не будь привидения в замке, возможно, всё было бы иначе: мы никогда не узнали бы, какие на самом деле герои. Заканчивая урок, я хочу пожелать вам, чтобы вы были добрыми, отзывчивыми, великодушными. А нашим гостям мы подарим на память частичку красоты О. Уайльда (дети дарят цветы). IX. Выставление оценок. X. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение о вашем впечатлении от урока. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |