Преподавание литературы Конспект урока внеклассного чтения в 7–8-х классах на тему "Помни имя свое" (тема памяти в легенде о манкурте из повести Ч.Айтматова "И дольше века длится день")Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2014.02.12 Просмотров: 1449 Тихонова Вера Александровна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Оборудование: Портрет писателя, иллюстрации к повести, выполненные учащимися, родословные, составленные детьми, пословицы и поговорки, словарь литературоведческих терминов, подготовленная к уроку презентация. Ход урока Урок начинается с просмотра эпизода из фильма "Помни имя свое" (эпизод в концлагере, когда у главной героини отбирают маленького сына и она кричит ему вслед: "Помни свое имя. Тебя зовут Гена Воробьев". Вступительное слово учителя: -Почему в такой страшный момент жизни, когда никто не знал, останется ли он в живых, для героини было важно, чтобы ее сын запомнил свое имя? (Звучат разные ответы детей, мы не комментируем их, только выслушаем). -Подумайте, что заключает в себе имя человека, какую информацию оно в себе несет? (Имя человека связывает его невидимыми нитями с историей его семьи, его народа, его Родины). Издревле люди хранили истории своих семей, составляли родословные древа. Семья, в которой знают своих предков, их историю жизни, - нравственно богатая семья. В ней чтут традиции, заботятся о старших. -Если вы знаете историю своего имени, расскажите ее. (Выступления детей. Часто дети говорят о том, что их назвали в честь бабушки или дедушки, рассказывают об этих людях) -А может быть можно прожить, не зная всего этого?(среди ответов звучит и такой: "Можно". -Может быть и можно прожить и без этого. Но как? Не случайно на Руси существует поговорка: "Иван, не помнящий родства" Что она означает? -Поднятая нами проблема волнует многих. Об этом первый роман Чингиза Айтматова "Буранный полустанок" ("И дольше века длится день"). Органичной частью этого произведения стала легенда о манкурте. Без нее нельзя понять общий смысл романа. Но она может существовать и как отдельное творение. -Давайте подумаем, о чем эта легенда, что хотел сказать автор, вставляя ее в свою повесть. -Но прежде, чем говорить о произведении, познакомимся с биографией писателя. (Сообщение ученика. Для иллюстрации используются слайды презентации). Сам автор назвал рассказ о манкурте легендой. Вспомним, что называется легендой? (работа со словарем литературоведческих терминов). -Приведите примеры, доказывающие, что перед нами легенда. -Текст прочитан вами. Давайте определим его композицию. (Проверка дифференцированного домашнего задания: "сильным" учащимся было предложено составить цитатный план. Такие планы составили ученики в нашем классе: План. 1. Рассказ об участи пленников, попадающих в рабство. ("Чудовищная участь ждала тех, кого жуньжуаны оставляли у себя в рабстве") 2. Манкурт- человек без роду, без племени, с отсутствием памяти. ("Манкурт не осознавал себя человеческим существом") 3. История сына Найман -Аны Жоламана. ("Сын отправился с первым походом, чтобы отомстить за отца") Найман -Ана - мать Манкурта. ("Найман - ана поняла, что не будет ей покоя, пока не разыщет в сарозеках того пастуха - манкурта и не убедится, что то не ее сын" Путешествие Найман - Аны в Сарозекские степи .("Найти человека в Сарозеках дело трудное, человек здесь - песчинка") Встреча с сыном. ("Вспомни, ты чей? Как твое имя?") Смерть Найман - аны. ("Не стреляй?" - успела вскрикнуть она). Сопоставление двух планов. - Выявим темы, раскрываемые автором: 1. Тема человеческой жестокости - перескажите близко к тексту (можно зачитать) историю людей, превращающихся в манкуртов. Манкурт- это :. 2. Тема материнской любви. Попробуем перевоплотиться и рассказать о материнских страданиях от лица героини. Обязательно ответьте на вопрос: а почему Найман - ана пошла искать своего сына. На что она надеялась? Что сказала она своему сыну - манкурту в исступленном горе и отчаянии? - Выразительное чтение отрывка - плача матери. 3. Но, пожалуй, основной стала тема памяти человеческой. Вначале урока мы задали себе вопрос: а может можно жить и без памяти? Как отвечает на этот вопрос Айтматов? - Чтение отрывка - по ролям - разговор матери с сыном. - История манкурта опоэтизирована автором. Читается она как песня. Давайте посмотрим, в чем же сила айтматовской прозы? Со своим небольшим исследованием выступает ученик. Несколько ребят нарисовали свои иллюстрации к этой легенде. Расскажите, какие эпизоды вдохновили вас на создание к ним иллюстраций? (Выступление учеников). Чингиз Айтматов так сформулировал свое творческое кредо: "Самые возвышенные и самые простые материи, которыми оперирует литература, в конечном счете должны возрождать все лучшее в нас, в людях. А это значит способствовать воспитанию в человеке добра, раздумий о разумном и справедливом устройстве жизни на земле, раздумий о судьбе современного человека, о его настоящем и будущем". -Как данное высказывание относится к легенде о манкурте. Ученик читает стихотворение Олега Хлебникова.
- Слово учителя о том, что человек поэтому и человек, что обладает исторической памятью. Возвращаемся к первым минутам урока. Почему в концлагерях у людей отнимали имена, присваивали безликие номера? Рассуждения учащихся на эту тему и будет итогом урока. Домашнее задание: написать сочинение на тему: "О чем заставила меня задуматься легенда о манкурте из романа Ч.Айтматова "И дольше века длится день". Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |