Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Мир прекрасный и яростный
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Мир прекрасный и яростный


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2014.02.06
Просмотров: 1280

Ильина Светлана Алексеевна, учитель физики; Пожалова Ирина Константиновна, учитель литературы

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (6,91 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (3,03 МБ)

Загрузить презентацию (8,13 МБ)

Загрузить презентацию (6,86 МБ)

Загрузить презентацию (6,41 МБ)

Загрузить презентацию (5,01 МБ)


Мир стал громок и запел в машине,
Бесконечность меряет великий машинист…
А.Платонов

Цели:

1) углубление межпредметных связей физики и литературы;

2) формирование научного мировоззрения;

3) формирование нравственных качеств личности;

4) развитие творческих способностей учащихся на основе применения ИКТ.

Оборудование:

- лист ватмана;

- маркеры;

- коллажи;

- презентации к уроку;

- компьютер, мультимедийный проектор.

Этапы урока.

1. Этап мотивации: точки соприкосновения физики и литературы, обоснование темы, постановка целей урока.

1.1. Презентация по биографии А. Платонова.

1.2. Представление коллажей на тему: “Эпоха электромагнитного поля” (30-х годов двадцатого века).

2. Этап планирования: обращение к названию рассказа “В прекрасном и яростном мире”; начало работы с планом урока (заполнение на листе ватмана таблицы: “Человек и окружающий мир”; прекрасное и “яростное”).

3. Синтетический этап: литературоведческий анализ рассказа и научные наблюдения; беседа с включением презентаций.

3.1. Мир физики и его влияние на человека,

3.2. Паровоз и паровозостроение. Работа с техническими терминами.

3.3. Анализ образа главного героя, его положительные и отрицательные качества.

4. Этап предварительного обобщения: выявление связи физического и духовного на основе событий в рассказе А. Платонова.

4.1. Молния и электрический ток, их влияние на человека. Презентация по теме: “Установка Тесла”.

5. Этап итогового обобщения: работа над проблемными вопросами, спроецированными на экране. Выводы.

6. Домашнее задание и подведение итогов.

План проведения урока

1. Этап мотивации.

Учитель физики:

Сегодня мы проводим интегрированный урок физики - литературы, и давайте определим наши цели: углубить межпредметные связи физики и литературы; продолжить формирование научного мировоззрения; дать импульс развитию нравственных качеств личности и творческих способностей на основе применения ИКТ.

Учитель литературы:

Давайте обратимся к теме нашего урока: “Мир прекрасный и яростный…”

Какие ассоциации вызывают у вас эти слова? (В нашем мире есть место и хорошему, и плохому, и добру, и злу)

Нам предстоит осмыслить философскую проблему добра и зла на материале рассказа А.Платонова “В прекрасном и яростном мире”.

А интеграция двух предметов: литературы и физики - даст представление о единстве духовного и материального в нашем мире.

Возможно, по истечении урока у вас появятся новые представления о мире и о себе,

вы отразите в творческом домашнем задании.

Вспомним, что А.М.Горький называл литературу “человековедением”.

Что изучает литература? (Литература изучает человека, его мысли и чувства)

Учитель физики:

Слово “физика” в переводе с греческого означает “природа”.

Что изучает физика? (Физика является наукой о природе, изучает окружающий человека мир)

Учитель литературы:

Человек и окружающий его мир – именно в этом точки соприкосновения двух предметов: литературы и физики.

На чистом листе бумаги записываем: “Человек и окружающий мир”

Давайте обратимся к творчеству писателя, манеру которого называли “гениальным косноязычием”. Он знал многое о человеке и о мире, верил в преобразование природы с помощью машин, его идеалом был “человек с умной головой и умными руками”. Это наш великий земляк, писатель и рабочий, гениальный и “наивный” Андрей Платонов.

Познакомимся с биографией А.Платонова. (Презентация 2 А.Платонов)

Учитель литературы:

Творчество писателя неотделимо от эпохи. Попробуем воспроизвести ее при помощи коллажей, представленных в групповой работе под названием “Эпоха электромагнитного поля” - о 30-х годах 20 века)

(Коллажи “Эпоха электромагнитного поля”)

2. Этап планирования.

Учитель литературы:

Обратимся к названию рассказа А. Платонова “В прекрасном и яростном мире”.

- Как в словаре толкуются слова “прекрасный” и “яростный”? (Прекрасный – отличающийся необыкновенной красотой, яростный – гневный, неукротимый)

- Какое лексическое средство используется в названии рассказа? (Антонимы)

- Далее мы будем работать с листом бумаги, на котором написано “Человек и окружающий мир”. Разделим его пополам, на одной половине записываем “мир прекрасный”, на второй – “мир яростный”. Это план урока: заполнив его, мы сможем ответить на проблемные вопросы в конце урока.

Итак, что в нашем мире прекрасно, а что “яростно”?

- Может ли “уцелеть одинокий голос человека ” в нем?

3. Синтетический этап.

Учитель физики: (Презентация 3 “Физические явления”)

С точки зрения физики наш Мир, в котором мы живём и частями которого мы являемся, действительно прекрасен, но и яростен одновременно.

В этом Мире есть место серьезной физике и тонкой лирике, прекрасным явлениям и разрушающим стихиям

Мир – Единый, в нем все связано со всем. Жизнь Природы, Земли, Вселенной, физическая и духовная жизнь человека - все подчинено фундаментальным законам природы.

Человек всегда пытался определить эту глобальную взаимосвязь всего со всем, понять свое место, роль и предназначение в мире.

- Зачем надо изучать физику?

Задача изучения физики: открыть физические законы, наблюдая различные явления.

Давайте вспомним:

- Какие физические явления изучает физика?

- Как эти явления использует человек?

- Какое влияние природные явления оказывают на человека?

Физические явления:

  • Механические явления
  • Магнитные явления
  • Оптические явления
  • Акустические явления
  • Тепловые явления
  • Атомные явления
  • Электрические явления:

Мы рассмотрим более подробно и поговорим об электрических явлениях, наблюдаемых в природе: как они происходят и как должен действовать человек, чтобы природные явления не причинили ему вреда. Подумаем, как можно использовать их на благо человека.

- Так что же в природе можно считать прекрасным, а что “яростным”? (Беседа с классом и заполнение таблицы)

На листе начинаем вести записи:

! Прекрасно: природа и красивые природные явления

! Яростно: стихии и губительные физические явления

“Самое удивительное в природе это то, что мы можем ее понять”, и “наша первейшая задача - научиться слушать природу, чтобы понять ее язык”. (А. Эйнштейн)

Вывод №1: Зная законы физики, мы можем объяснить причины многих явлений и процессов, предсказать их развитие, но главное – использовать эти законы на благо человека, создавая технику, помогающую человеку в работе.

Учитель литературы:

В годы довоенных пятилеток в СССР сформировались новые отрасли: автомобилестроение, тракторная промышленность, тяжёлое машиностроение, произошли изменения в технике и технологии производства. Политика обновления экономики в СССР была рассчитана, говоря образным языком писателя А. Платонова, "на максимального героического человека", который "творит сооружение социализма в скудной стране, беря первичное вещество для него из своего тела".

Обратимся к тексту рассказа:

- Что вы можете сказать о главном герое? (Он машинист паровоза, мастер, профессионал высокого класса, полностью сливается с паровозом, чувствует его дыхание)

В рассказе встречается много терминов – “петарды”, “таймер”, связанных с работой машиниста, давайте поясним их.

- Для чего автор использует технические термины? (Чтобы точнее передать особенности работы машиниста паровоза)

Учитель физики:

Исторические материалы свидетельствуют о том, что отечественное паровозостроение имело свой собственный путь развития. Выдающиеся русские инженеры и конструкторы создали ряд новых типов паровозов и усовершенствовали старые, что позволило в значительной мере облегчить труд человека.

О паровозах и развитии паровозостроения. (Презентация 4 “Развитие паровозостроения”)

Паровоз ИС, на котором работал Мальцев, являлся самым мощным пассажирским паровозом в Европе. ИС, обладатель премии Гран-при на Всемирной парижской выставке (1937). Самый сильный и мощный пассажирский паровоз в истории советского паровозостроения. В свое время паровоз был достаточно совершенной в эстетическом отношении машиной. Локомотив любили рисовать художники. Его изображение часто появлялось на советских открытках и почтовых марках 30-40-х годов.

Для работы на таких совершенных в то время машинах требовалось умение и навыки. И Мальцев, несомненно, обладал такими качествами.

Продолжаем работать по плану урока, записываем:

! Прекрасно: создание техники, способной помочь человеку.

!Яростно: техническая мощь, приводящая к катастрофам.

Учитель литературы:

Мы выяснили, что в природе прекрасно, а что нет. А что можно сказать о человеке, ведь это тоже целый мир.

Обратимся к тексту рассказа и ответим на вопросы:

- Что вызывает восхищение в Мальцеве? (Мастерство, талант, трудолюбие)

- Что отталкивает? (Гордыня, высокомерие, душевная “слепота”)

- Почему он “скучает”? (От одиночества, от “таланта мастера”)

- Дайте толкование словам: “талант”, “мастер”. (Работа со словарем)

Мы видим, что Мальцев, достигнув совершенства в своем деле, страдал от одиночества и непонимания. Но он и сам не стремился сближаться с людьми, поскольку чувствовал свое превосходство.

Продолжаем делать записи:

! Прекрасно: мастерство, талант, трудолюбие.

! Яростно: гордыня, высокомерие, душевная “слепота”.

Вывод №2: Гордыня, даже если она вызвана действительным превосходством в чем-то, делает человека несчастным и одиноким, но жизнь часто указывает человеку на его слабость перед лицом могучей природы.

Так произошло с нашим героем: в него ударила молния.

Учитель физики:

Гроза - величественное и красивое, грозное и опасное явление природы. В древности люди не могли объяснить, почему бывают грозы.

Они считали, что это сердятся на людей боги. Восточные славяне в древности чтили бога Перуна, “творца” молнии и грома. Позже наши предки гром и молнию приписывали “деятельности” Ильи-пророка, который “ездит по небу в грохочущей колеснице и в гневе кидает на землю камни и огненные стрелы”.

- Что такое гроза? (Гроза – бурное ненастье с порывами ветра, с дождем, громом и молниями)

- Как описана в рассказе надвигающаяся непогода? (Зачитывается фрагмент текста)

По оценке метеорологов, во время грозы за 1 секунду в землю ударяют 100 молний.

- Что же такое МОЛНИЯ? (Презентация 5 “Молния”)

- Могла ли молния поразить Мальцева?

- Какие последствия от удара молнии были у него?

Обратимся к плану:

!Прекрасно: молния как величественное природное явление.

!Яростно: молния как поражающий фактор.

4. Этап предварительного обобщения.

Учитель литературы:

Молния у Платонова – это часть особого, духовного пространства, и ударила она в духовное тело: в машиниста Мальцева.

- Почему молния ослепила его, не тронув находившихся рядом? (Он оторвался от людей, и это сделало его одиноким, самоуверенным и слепым душой. Герой и до грозы видел мир воображаемым. И чтобы вырваться из самоослепления, надо было испытать реальное ослепление.)

- С чем сталкивается ослепший совершенно человек в процессе следствия?

- Почему его обвиняют в диверсии? (Подозрительность, обвинения во “вредительстве” были приметами общественной жизни сталинской эпохи)

- Что в окружающем мире людей можно считать прекрасным, а что “яростным”?

- Кто и как решает помочь Мальцеву? (Работа с текстом)

Заполняем табличку:

!Прекрасно: сочувствие, желание помочь.

!Яростно: недоверие, равнодушие.

Вывод №3: В нашем мире трудно отделить явления духовного порядка от физических, это то, что люди называют “мистикой”, “судьбой”, “волей Божией”, а ученые объясняют с точки зрения науки.

Учитель физики:

Наука в эпоху СССР была одной из наиболее развитых отраслей народного хозяйства. Значительная часть населения страны (1 млн. человек) работала в научных организациях.

В начале 30-х годов НКВД и ведущие физики Капица, Лифшиц, Ландау и многие другие занимались изучением изобретений Н.Тесла. Тогда же в СССР были доставлены личные записи Тесла и его лабораторные журналы.

Под Москвой организовали лабораторию и построили мощные установки Тесла для изучения молний.

В рассказе Платонова для проведения эксперимента с Мальцевым использовалась установка Тесла.

О великом Николе Тесла и его изобретениях. (Презентация 6 и видеофильм Н. Тесла)

- Помогла ли установка при проведении эксперимента?

- Научились ли люди использовать природное электричество?

!Прекрасно: научные открытия и изобретения.

!Яростно: опасность исследований, непредсказуемость результата.

Вывод №4: Научные открытия и изобретения ускорили процесс развития науки и техники, дав факты подтверждающие или опровергающие теорию.

5. Этап итогового обобщения.

Учитель литературы:

Человек при помощи науки решил помочь попавшему в беду Мальцеву.

- Что из этого получилось? (Еще одна беда обрушилась на героя.)

- Как он изменился после трагедии Мальцев? (Он начинает “худеть”, хотя жил в достатке, получал хорошую пенсию, “ему скучно беседовать о пустяках”, он смирился со своей участью)

- С чем не может смириться рассказчик и почему приглашает Мальцева к себе на паровоз? (Он переживает чужую боль как свою, не бросает человека на волю “враждебных” сил, спасает от беды)

Человек “прозрел” в духовном отношении и в реальности.

- Прежде чем сделать итоговый вывод, надо поразмышлять над проблемными вопросами:

- Хотели бы вы работать с человеком, похожим на Мальцева? Обоснуйте ваше мнение?

- Можно ли видеть мир в воображении?

- Какая черта личности рассказчика является, по-вашему, главной?

- Кого вы хотели бы видеть своим другом: рассказчика или Мальцева?

- Может ли уцелеть “одинокий голос” человека в нашем “прекрасном и яростном мире?

Итоговый вывод: человек в этом мире находит поддержку прежде всего в человеке. Машина не может спасти человека от одиночества. Талант человека оказывается превыше таланта мастера. Платонов – мудрец, он не скрывает от нас того, что мир, в котором мы живем, “прекрасный и яростный”. Прекрасен потому, что в нем есть радость творчества, человеческое понимание, сочувствие, яростен потому, что враждебен человеку, может сокрушить. Но мир дает возможность проявить себя, почувствовать радость победы и понять, в чем истинная красота.

Дз: Допишите и проанализируйте таблицу-план “Человек и окружающий мир”.

Создайте эссе-исследование на тему: “Мир вокруг меня - прекрасный или яростный?”.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21